Украина: национальная самобытность и национализм - часть 5
.RU

Украина: национальная самобытность и национализм - часть 5

Что же касается разрушения основ советской идеологии (и с этим, пожалуй, никто не будет спорить), то определяющую роль в указанном процессе, безусловно, играет ее антитеза: национализм.

Однако, что же такое советская идеология?

Кажется, Н. Бердяев в «Судьбе России» весьма убедительно доказал, что коммунистическое мировоззрение нашло адекватную почву в душе российского народа потому только, что, как калька, наложилось на те структуры общественного сознания, которые формировались в духовной жизни россий ского этноса веками: идея богоизбранности и богоносности России (сравни: «СССР – страна победившего социализма, образец для подражания для мирового пролетариата»; «КПСС – передовой отряд мирового пролетариата»); идея смирения перед властью (сравни: «КПСС – ум, честь и совесть нашей эпохи»); ориентация на «нищих духом» и обещание «посмертного воздания» (сравни: «пролетариат – могильщик капитала»; «коммунизм, как цель социалистического строительства»); идея «христианского образа жизни» (сравни: «от каждого по способностям, каждому – по труду»); идея нравственного самостояния личности, сформулированная в «девяти заповедях» (сравни: «Моральный кодекс строителя коммунизма») и т.д., и т.п.

Едва ли не центральное место в христианской доктрине занимает постулат о равенстве «эллина и иудея» перед Богом, что определяет мессианский, вселенский характер христианских учений.

С другой стороны, суть национализма составляет этнический изоляционизм (вспомним, многочисленные «карты этнического расселения» народов, опубликованные в последние годы, как русскими, так и украинскими националистами), национальная и религиозная нетерпимость (уп. - борьба с «зайдами» в период ВОВ; еврейские погромы начала века и участие боевиков УПА в карательных операциях СС в на Волыне и в Белоруссии; см. документальные свидетельства современного этноцита русскокультурного населения Украины). Идея смирения перед властью (априорное приятие существующего порядка вещей) в идейном национализме трансформируется в установку на «совершенствование» социальных институтов (хотя при этом, нередко используется традиционалистская риторика[44] [44]). Ориентация на «нищих духом» подменяется протестантской, в существе своем, идеологией «накопительства» (см., напр.: интервью одного из нынешних лидеров украинских националистов Дм. Корчинского[45] [45]). Устремленность к нравственному самосовершенствованию (самостоянию) личности в националистической практике националистов лозунгом: «Все хорошо, что полезно Украине» (сравни: с «многовекторной политикой» Л. Кучмы; бесконечными обещаниями и беззастенчивым обманом партнеров по переговорам, к которым прибегали и администрация Л. Кравчука, и администрация Л. Кучмы, и украинский «истеблишмент», как целостный социальный феномен). И т.д., и т.п.: это перечисление можно продолжать бесконечно.

В указанном смысле, национализм – в сущности своей – не только антикоммунистическая, но и антихристианская доктрина. В поисках социальной базы (учитывая духовные запросы населения), украинские (впрочем, как и российские) националисты декларируют приверженность общехристианским ценностям, редуцируя их комплекс к двум (не самым позитивным, с позиций православного духа[46] [46]) идеологическим конструктам: мессианству, трактуемому как принуждение к конкретной системе мировидения, и патернализму, интерпретируемому, как личная приверженность вождям. Однако, «христианская» риторика националистов, на самом деле, как говорил И. Кант, – всего только «кажимость». Настаивая на «национальном характере» поместных Церквей, национализм, по факту, разрушает духовную опору «благодетельствуемых» народов[47] [47] и, тем самым, отворяет нишу для экспансии в духовную жизнь инородным, включая тоталитарные, религиозным идеологеммам.

Сущность духовной жизни нации составляет (см. выше) историческая преемственность основ мировоззрения (вне зависимости от «внешней» терминологии: «коммунизм» - «рай»; «генеральный секретарь» - «Самодержец всея Белые и Малыя… и проч.). Национализм обусловливает прерывание (дискретизацию) духовной (мировоззренческой) традиции. В силу сказанного, национализм проявляет себя, как негативный фактор духовной жизни этносов, общественное сознание которых он трансформирует.

C) Содержание языковой проблемы в Украине составляет то обстоятельство, что подавляющее большинство населения страны говорит и думает на языке, отличном навязываемого идеологами национализма.

Так, по упомянутой выше статистике (в данном случае - 1998 года), 84% опрошенных жителей Украины выступали за повышение статуса русского языка в общегосударственном масштабе, 48,6% - за признание его вторым официальным по всей Украине, 35,4% - там, где этого хочет население. Находящиеся в нашем распоряжении данные недавних социологических опросов свидетельствуют о том, что с тех пор указанная ситуация изменилась несущественно.

Однако же будем точны. Дело в том, что, в отличии, скажем, от Прибалтики, где автохтонное население разговаривает на языках балтийской и фино-угорской языковых групп, радикально отличных от славянских языков, жители различных регионов Украины в быту используют несовпадающие языковые диалекты. Например, в Донбассе, на улице и кухне, как правило, разговаривают на «суржике»: русском языке, с неправильными ударениями и местным произношением отдельных слов (существует также специфическая мелодика «донбасской» речи); в Днепропетровске, крупных городах столичного региона и Центральной Украины – на русском языке с инкорпорацией множества украинизмов; в Новороссии и Крыму – в подавляющем числе случаев – на чистом русском языке с активным использованием, зародившихся в приморских городах (вспомним Бабеля), жаргонных выражений (на основе языков, как тюркской, так и семито-хамитской языковых групп); на Западе Украины – на языках, подвергшихся в XIX веке массированной полонизации и германизации и потому, в большинстве случаев, непонятных «среднему украинцу».

Отдельная статья – язык украинской диаспоры, рассеянной, главным образом, в США и Канаде[48] [48]. «Зарубежные украинцы» в письменной речи (дома, в большинстве случаев, они разговаривают на языке страны обитания) используют язык, сформированный на основе галичского диалекта, с существенными вкраплениями полонизмов и – чрезвычайно значимыми – американизмов. «Собственно»- украинским языком - языком, на котором говорит та часть населения Украины, которая осознает себя украинцами - представители украинской диаспоры не владеют. Во всяком случае, в трудах (в сочинениях «мельниковцев», «бандеровцев», нынешних заокеанских идеологов украинского национализма) практически повсеместно встречаются языковые погрешности («ляпы»).

С точки зрения ведущих лингвистов России и Западной Европы различия между «собственно»-украинским и русским – меньшие, чем между баварским и саксонским диалектами немецкого языка[49] [49].

Однако же украинский язык имеет свои особенности. И, прежде всего, они связаны с обстоятельствами его генезиса: с одной стороны, лингвистические нормы данного языка вырабатывались группой политически ангажированной (проавстрийски настроенной) украинской интеллигенции в XIX-нач.XX века, с другой, - его лексический потенциал формировался в условиях украинского села. В связи с последним, современный украинский язык испытывает острую терминологическую недостаточность и, одновременно, переизбыток имплицитных форм выражения мысли (см. наречия: «Отож!», «Авжеж!», др.) и оскорбительных (во всяком случае, ориентированных на уничижение личности) словообразований. Украинский язык чрезвычайно мелодичен (обилие гласных), но его потенциал не вполне соответствует требованиям, предъявляемым эпохой НТР.

Как и все языки постиндустриального периода, современный украинский язык ныне подвергается массированной американизации (здесь играют роль и политические, и экономические, и технологические (компьютеризация жизни), и сугубо лингвистические обстоятельства: простота и строгость английского языка (в том числе, и отсутствие родовых и падежных окончаний)). Однако, в отличии от других языков, украинский насильственным образом полонизируется. Причем последний феномен выпадает из общей совокупности эксплицитных каузальных (причинно-следственных) связей.

Далее. Со времен Ф.Шлеермахера, вплоть до М.Хайдеггера –Х.-Г.Гадамера и далее, в сегодняшний день, в мировой культурологии утверждалась точка зрения, в соответствии с которой главным индентификатором самодостаточности нации является («естественный») язык. Нужно сказать, что с позиций современного знания, указанное мнение представляется небесспорным[50] [50]. Тем не менее, по факту (оставим в стороне историко-политологический аспект данного вопроса) оно получило широкое распространение в кругах адептов националистических идеологий. Как указывалось выше, русский и украинский языки – предельно близки (ближе русскому – разве что белорусский). Поэтому, для обоснования раздельности исторического бытия русского и украинского народов, националистам потребовалось видоизменение украинского языка (включая, условия его формирования)[51] [51] в направлении его полонизации (теория «третьей точки зрения»)[52] [52]. И лингвистическую (и политическую) базу своих идеологических «интенций» они обнаружили, с одной стороны, в диалектных формах украинского языка, распространенных в Западной Украине, а с другой – в языке зарубежной диаспоры.

Отсюда возникла идея – как не парадоксально это звучит – «украинизации» украинского языка, т.е. идея наращивания его лексического потенциала в направлении, противоположном, как общемировым тенденциям, так и естественной устремленности к использованию лексического багажа собственно-русского языка[53] [53].


tema-27-predostavlenie-kompensacij-za-usloviya-truda-obespechenie-rabotnikov-sredstvami-individualnoj-zashiti.html
tema-29-dokumentaciya-i-otchetnost-po-ohrane-truda-2-1-upravlenie-ohranoj-truda-v-organizaciyah.html
tema-2povtoriteli-i-koncentratori-kurs-lekcij-po-discipline-kompyuternie-seti-i-telekommunikacii-dlya-studentov.html
tema-3-civilizaciya-i-kultura-programma-i-plani-po-filosofii-dlya-studentov-ochnogo-obucheniya.html
tema-3-gosudarstvennij-stroj-i-pravo-rusi-v-period-politicheskoj-razdroblennosti-udelnij-period-xii-xiv-vv.html
tema-3-lichnost-prestupnika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnost-030501.html
  • student.bystrickaya.ru/3-bunkerovka-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-neftyanaya-kompaniya-rosneft-kod-emitenta.html
  • turn.bystrickaya.ru/ochistit-meriyu-bolee-treh-millionov-rabotnikov-vrednih-proizvodstv-projdut-v-etom-godu-uglublennie-medosmotri.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-1830-g-veneciya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pervocveti-i-rannecvetushie-rasteniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-uchebnogo-kursa-kultura-zdorovya-shkolnikov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xix-vliyanie-nashih-mislej-charlz-uebster-ledbiter.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-ramkah-moskovskoj-mezhdunarodnoj-osennej-nedeli-professionalov-turbiznesa-post-reliz.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-5-chempionat-mira-2002-goda-bez-desyati-shest-gus-hiddink-shagaet-po-hollu-seulskogo-otelya-grand-hayatt.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktika-privlecheniya-tamozhennih-brokerov-k-administrativnoj-otvetstvennosti-v-oblasti-tamozhennogo-dela.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-mir-gennadij.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-kontrole-znanij-studentov-v-sankt-peterburgskom-filiale-gosudarstvennogo-universiteta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-zakonu-o-tamozhennom-tarife-stranica-16.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protokol-1531-obshego-godovogo-sobraniya-akcionerov-otkritogo-akcionernogo-obshestva.html
  • urok.bystrickaya.ru/princip-kombinatoriki-v-rukopisyah-mertvogo-morya-na-primere-upotrebleniya-tetragrammatona-v-manuskripte-kommentarij-na-knigu-proroka-avvakuma-1-q-phab-.html
  • essay.bystrickaya.ru/ceremoniya-chestvovaniya-vipusknikov-programmi-mba-shkoli-biznesa-otkritogo-universiteta-velikobritanii-vipuska-2006.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stranovedcheskaya-harakteristika-zarubezhnoj-strani-germaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskij-sud-pravosudiya.html
  • school.bystrickaya.ru/allen-karr.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravo-na-svobodu-mirnih-sobranij-i-obedinenij-dokladi-predstavlennie-gosudarstvami-uchastnikami.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novij-generalnij-direktor-ooo-mpz-kampomos-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologii-nejtralizacii-nalichnogo-oslozhneniya-a-g-pirogov-chastnie-aspekti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/12-harakteristiki-rukovodstvo-po-ekspluatacii-eluk-674152-091-re.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reglament-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-16-reglament-provedeniya-konkurentnih-peregovorov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-predprinimatelstvo-i-malij-biznes.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-kontrolnih-rabot-dlya-tehnicheskih-specialnostej-bazovij-uroven.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektroliz.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obekti-buhgalterskogo-ucheta.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stil-zhizni-studenchestva-pokazateli-i-tendencii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/produktivnie-kachestva-gusej-italyanskoj-porodi-pri-ispolzovanii-glaukonita-06-02-10-chastnaya-zootehniya-tehnologiya-proizvodstva-produktov-zhivotnovodstva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-kol-vo-chasov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/amortizaciya-osnovnih-fondov-ukraina-chast-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-samostoyatelnie-zanyatiya-fizicheskoj-kulturoj-v-a-sobina-nach-kafedri-fizicheskoj-podgotovki-i-sporta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iv-stipendii-premii-zvaniya-polozhenie-o-vipuskayushih-kafedrah-bgu-64-polozhenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-popitka-sinteza-proektirovanie-kniga-yavlyaetsya-otvetom-na-socialnij-zakaz-po-razrabotke-kachestvenno.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-predmetnoj-deyatelnosti-na-razvitie-detej-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.