.RU

Украина: национальная самобытность и национализм - часть 5

Что же касается разрушения основ советской идеологии (и с этим, пожалуй, никто не будет спорить), то определяющую роль в указанном процессе, безусловно, играет ее антитеза: национализм.

Однако, что же такое советская идеология?

Кажется, Н. Бердяев в «Судьбе России» весьма убедительно доказал, что коммунистическое мировоззрение нашло адекватную почву в душе российского народа потому только, что, как калька, наложилось на те структуры общественного сознания, которые формировались в духовной жизни россий ского этноса веками: идея богоизбранности и богоносности России (сравни: «СССР – страна победившего социализма, образец для подражания для мирового пролетариата»; «КПСС – передовой отряд мирового пролетариата»); идея смирения перед властью (сравни: «КПСС – ум, честь и совесть нашей эпохи»); ориентация на «нищих духом» и обещание «посмертного воздания» (сравни: «пролетариат – могильщик капитала»; «коммунизм, как цель социалистического строительства»); идея «христианского образа жизни» (сравни: «от каждого по способностям, каждому – по труду»); идея нравственного самостояния личности, сформулированная в «девяти заповедях» (сравни: «Моральный кодекс строителя коммунизма») и т.д., и т.п.

Едва ли не центральное место в христианской доктрине занимает постулат о равенстве «эллина и иудея» перед Богом, что определяет мессианский, вселенский характер христианских учений.

С другой стороны, суть национализма составляет этнический изоляционизм (вспомним, многочисленные «карты этнического расселения» народов, опубликованные в последние годы, как русскими, так и украинскими националистами), национальная и религиозная нетерпимость (уп. - борьба с «зайдами» в период ВОВ; еврейские погромы начала века и участие боевиков УПА в карательных операциях СС в на Волыне и в Белоруссии; см. документальные свидетельства современного этноцита русскокультурного населения Украины). Идея смирения перед властью (априорное приятие существующего порядка вещей) в идейном национализме трансформируется в установку на «совершенствование» социальных институтов (хотя при этом, нередко используется традиционалистская риторика[44] [44]). Ориентация на «нищих духом» подменяется протестантской, в существе своем, идеологией «накопительства» (см., напр.: интервью одного из нынешних лидеров украинских националистов Дм. Корчинского[45] [45]). Устремленность к нравственному самосовершенствованию (самостоянию) личности в националистической практике националистов лозунгом: «Все хорошо, что полезно Украине» (сравни: с «многовекторной политикой» Л. Кучмы; бесконечными обещаниями и беззастенчивым обманом партнеров по переговорам, к которым прибегали и администрация Л. Кравчука, и администрация Л. Кучмы, и украинский «истеблишмент», как целостный социальный феномен). И т.д., и т.п.: это перечисление можно продолжать бесконечно.

В указанном смысле, национализм – в сущности своей – не только антикоммунистическая, но и антихристианская доктрина. В поисках социальной базы (учитывая духовные запросы населения), украинские (впрочем, как и российские) националисты декларируют приверженность общехристианским ценностям, редуцируя их комплекс к двум (не самым позитивным, с позиций православного духа[46] [46]) идеологическим конструктам: мессианству, трактуемому как принуждение к конкретной системе мировидения, и патернализму, интерпретируемому, как личная приверженность вождям. Однако, «христианская» риторика националистов, на самом деле, как говорил И. Кант, – всего только «кажимость». Настаивая на «национальном характере» поместных Церквей, национализм, по факту, разрушает духовную опору «благодетельствуемых» народов[47] [47] и, тем самым, отворяет нишу для экспансии в духовную жизнь инородным, включая тоталитарные, религиозным идеологеммам.

Сущность духовной жизни нации составляет (см. выше) историческая преемственность основ мировоззрения (вне зависимости от «внешней» терминологии: «коммунизм» - «рай»; «генеральный секретарь» - «Самодержец всея Белые и Малыя… и проч.). Национализм обусловливает прерывание (дискретизацию) духовной (мировоззренческой) традиции. В силу сказанного, национализм проявляет себя, как негативный фактор духовной жизни этносов, общественное сознание которых он трансформирует.

C) Содержание языковой проблемы в Украине составляет то обстоятельство, что подавляющее большинство населения страны говорит и думает на языке, отличном навязываемого идеологами национализма.

Так, по упомянутой выше статистике (в данном случае - 1998 года), 84% опрошенных жителей Украины выступали за повышение статуса русского языка в общегосударственном масштабе, 48,6% - за признание его вторым официальным по всей Украине, 35,4% - там, где этого хочет население. Находящиеся в нашем распоряжении данные недавних социологических опросов свидетельствуют о том, что с тех пор указанная ситуация изменилась несущественно.

Однако же будем точны. Дело в том, что, в отличии, скажем, от Прибалтики, где автохтонное население разговаривает на языках балтийской и фино-угорской языковых групп, радикально отличных от славянских языков, жители различных регионов Украины в быту используют несовпадающие языковые диалекты. Например, в Донбассе, на улице и кухне, как правило, разговаривают на «суржике»: русском языке, с неправильными ударениями и местным произношением отдельных слов (существует также специфическая мелодика «донбасской» речи); в Днепропетровске, крупных городах столичного региона и Центральной Украины – на русском языке с инкорпорацией множества украинизмов; в Новороссии и Крыму – в подавляющем числе случаев – на чистом русском языке с активным использованием, зародившихся в приморских городах (вспомним Бабеля), жаргонных выражений (на основе языков, как тюркской, так и семито-хамитской языковых групп); на Западе Украины – на языках, подвергшихся в XIX веке массированной полонизации и германизации и потому, в большинстве случаев, непонятных «среднему украинцу».

Отдельная статья – язык украинской диаспоры, рассеянной, главным образом, в США и Канаде[48] [48]. «Зарубежные украинцы» в письменной речи (дома, в большинстве случаев, они разговаривают на языке страны обитания) используют язык, сформированный на основе галичского диалекта, с существенными вкраплениями полонизмов и – чрезвычайно значимыми – американизмов. «Собственно»- украинским языком - языком, на котором говорит та часть населения Украины, которая осознает себя украинцами - представители украинской диаспоры не владеют. Во всяком случае, в трудах (в сочинениях «мельниковцев», «бандеровцев», нынешних заокеанских идеологов украинского национализма) практически повсеместно встречаются языковые погрешности («ляпы»).

С точки зрения ведущих лингвистов России и Западной Европы различия между «собственно»-украинским и русским – меньшие, чем между баварским и саксонским диалектами немецкого языка[49] [49].

Однако же украинский язык имеет свои особенности. И, прежде всего, они связаны с обстоятельствами его генезиса: с одной стороны, лингвистические нормы данного языка вырабатывались группой политически ангажированной (проавстрийски настроенной) украинской интеллигенции в XIX-нач.XX века, с другой, - его лексический потенциал формировался в условиях украинского села. В связи с последним, современный украинский язык испытывает острую терминологическую недостаточность и, одновременно, переизбыток имплицитных форм выражения мысли (см. наречия: «Отож!», «Авжеж!», др.) и оскорбительных (во всяком случае, ориентированных на уничижение личности) словообразований. Украинский язык чрезвычайно мелодичен (обилие гласных), но его потенциал не вполне соответствует требованиям, предъявляемым эпохой НТР.

Как и все языки постиндустриального периода, современный украинский язык ныне подвергается массированной американизации (здесь играют роль и политические, и экономические, и технологические (компьютеризация жизни), и сугубо лингвистические обстоятельства: простота и строгость английского языка (в том числе, и отсутствие родовых и падежных окончаний)). Однако, в отличии от других языков, украинский насильственным образом полонизируется. Причем последний феномен выпадает из общей совокупности эксплицитных каузальных (причинно-следственных) связей.

Далее. Со времен Ф.Шлеермахера, вплоть до М.Хайдеггера –Х.-Г.Гадамера и далее, в сегодняшний день, в мировой культурологии утверждалась точка зрения, в соответствии с которой главным индентификатором самодостаточности нации является («естественный») язык. Нужно сказать, что с позиций современного знания, указанное мнение представляется небесспорным[50] [50]. Тем не менее, по факту (оставим в стороне историко-политологический аспект данного вопроса) оно получило широкое распространение в кругах адептов националистических идеологий. Как указывалось выше, русский и украинский языки – предельно близки (ближе русскому – разве что белорусский). Поэтому, для обоснования раздельности исторического бытия русского и украинского народов, националистам потребовалось видоизменение украинского языка (включая, условия его формирования)[51] [51] в направлении его полонизации (теория «третьей точки зрения»)[52] [52]. И лингвистическую (и политическую) базу своих идеологических «интенций» они обнаружили, с одной стороны, в диалектных формах украинского языка, распространенных в Западной Украине, а с другой – в языке зарубежной диаспоры.

Отсюда возникла идея – как не парадоксально это звучит – «украинизации» украинского языка, т.е. идея наращивания его лексического потенциала в направлении, противоположном, как общемировым тенденциям, так и естественной устремленности к использованию лексического багажа собственно-русского языка[53] [53].


tema-27-predostavlenie-kompensacij-za-usloviya-truda-obespechenie-rabotnikov-sredstvami-individualnoj-zashiti.html
tema-29-dokumentaciya-i-otchetnost-po-ohrane-truda-2-1-upravlenie-ohranoj-truda-v-organizaciyah.html
tema-2povtoriteli-i-koncentratori-kurs-lekcij-po-discipline-kompyuternie-seti-i-telekommunikacii-dlya-studentov.html
tema-3-civilizaciya-i-kultura-programma-i-plani-po-filosofii-dlya-studentov-ochnogo-obucheniya.html
tema-3-gosudarstvennij-stroj-i-pravo-rusi-v-period-politicheskoj-razdroblennosti-udelnij-period-xii-xiv-vv.html
tema-3-lichnost-prestupnika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnost-030501.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchastnik-partnerskoj-programmi-microsoft-na-urovne-gold-partner-status-microsoft-most-valuable-professional.html
  • college.bystrickaya.ru/2-prognozirovanie-rinka-forex-s-ispolzovaniem-iskusstvennih-nejrosetej-k-diplomnoj-rabote.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-33-zhilson-e-filosofiya-v-srednie-veka-ot-istokov-patristiki-do-konca-xiv-veka-eten-zhilson.html
  • abstract.bystrickaya.ru/003-09-000339-uchet-tovarno-materialnih-zapasov-kompleks-disciplini-buhgalterskij-uchet-naimenovanie-dlya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-napravleniyu-podgotovki-032700-68-filologiya-kvalifikaciya-stepen-magistr.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohotnik-predyavite-bilet.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napisana-eta-kniga-stranica-32.html
  • exam.bystrickaya.ru/vliyanie-vidimogo-sveta-na-organizm-cheloveka-chast-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/monofileticheskoe-proishozhdenie-cheloveka-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
  • reading.bystrickaya.ru/lichnaya-kartochka-gazodimozashitnika-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/oblaka-nephelai.html
  • student.bystrickaya.ru/19-dekabrya-1915-1-yanvarya-1916-v-vozduh-podnyalsya-samolet-anatra-tip-d-letal-l-robino-robine-i-otmetil-slabuyu-upravlyaemost-i-nedostatochnuyu-ustojchivost-uve-stranica-17.html
  • composition.bystrickaya.ru/otdelom-po-zashite-hleboproduktov-godovoj-otchet-o-deyatelnosti-federalnogo-gosudarstvennogo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/oblk-korotkotermnovih-pozik-potochno-zaborgovanost-za-dovgostrokovimi-zobov-yazannyami.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-analiz-nalogovih-platezhej-organizacii-metodika-avtomatizirovannogo-ucheta-raschetov-s-byudzhetom-i-otchetnosti-po.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sposob-vosstanovleniya-detalej-metodom-galvanicheskogo-pokritiya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-iyulya-vo-francii-kniga-sostoit-iz-dvuh-chastej-pervaya-zhuliki-dobro-pozhalovat-vo-franciyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-razgona-demonstrantov-v-livii-primenili-aviaciyu-internet-resurs-wwwrgru-21022011.html
  • turn.bystrickaya.ru/oglavlenie-vchera-segodnya-zavtra.html
  • books.bystrickaya.ru/ekstremumi-funkcij-mnogih-peremennih.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-protyazhenii-dvuh-nedel-sindrom-dauna.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/firma-v-rinochnih-usloviyah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russkij-yazik-i-literatura-vilyujskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-imeni-geroya-sovetskogo-soyuza-nikolaya-savvicha-stepanova.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-01-pedagogika-vvedenie-v-pedagogicheskuyu-deyatelnost-napravlenie-podgotovki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/222-soglashenie-o-edinih-principah-i-pravilah-konkurencii-doklad-o-sostoyanii-konkurencii-v-rossijskoj-federacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-uchebno-metodicheskih-proektov-v-nominacii-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-osnovnih-obrazovatelnih-programm-bakalavriata-i-magistraturi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-fakultetskoj-hirurgii-1-kafedra-akusherstva-i-ginekologii-lechebnogo-fakulteta-6.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ventilyacya-ta-kondicyuvannya-zhitlovih-ta-gromadskih-sporud-chast-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/chto-zhe-v-nem-takogo-osobennogo-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/evropejskie-programmi-nauchno-tehnologicheskogo-i-obrazovatelnogo-sotrudnichestva-stranica-8.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-dlya-uchenika-po-vipolneniyu-itogovih-testov-metodicheskoe-posobie-ulyanovsk-2005-bbk.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pobolshe-prikosnovenij-kerroll-li-touber-dzhen-deti-indigo-prazdnik-cveta-indigo.html
  • writing.bystrickaya.ru/bankovskaya-sistema-rf-chast-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-o-provedenii-akcii-miri-chteniya-v-bibliotekah-vorotinskogo-rajona.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-nauchnih-dokladov-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.