.RU

СТРАШНЫЙ СУД - Тайна на дне колодца


^ СТРАШНЫЙ СУД

И приснился мне страшный суд. Будто все звери собрались и судят меня. Прокурором, то есть обвинителем моим, на этом судебном процессе выступал Конь. Не потерпевший Ванька, а какой-то другой конь, вообще представитель всей конской породы. А адвокатом или защитником у меня был Осел. Не в переносном смысле осел, а в самом подлинном: то есть самый обыкновенный длинноухий осел. Это было коварство со стороны всей звериной братии – подсунуть мне такого умника в защитники. Да уж ничего не поделаешь: поскольку тут распоряжались не люди, а звери, то и действовали они по своему звериному усмотрению.

– Он должен ответить за все, – сказал в своей речи мой обвинитель. – Это еще пустячки, когда оглоблей бьют. Думаете, коню хорошо, когда его колют острыми шпорами, чтоб он шибче скакал? А разве сладко приходится, когда клеймят каленым железом? Ведь так прижгут, что испечется кожа и шерсть потом уже не растет в этом месте всю жизнь.

– А это делается, чтоб тебя не украли, – вставил свое слово Осел.

– А ты, длинноухий, молчи, когда не спрашивают! Мне неважно, для чего это делают. Нельзя живую скотину жечь. Он должен ответить и за оглоблю, и за острые шпоры, и за железо каленое…

– А я вам, братцы, скажу, что хуже всего – в неволе сидеть, – сказал Медведь. – Ну, ты поймал меня. Ну, захотел подраться – ударь дубиной или оглоблей и отпусти в лес. А так, на всю жизнь в зверинец, в клетку… В клетке-то два шага вперед да два шага назад. Да ты лучше убей, чем вот так всю жизнь за решеткой держать! Раньше поймает цыган, проделает дырку в носу, вставит кольцо да и водит на цепи с оглоблей по ярмаркам – и то интеллигентнее было! Нет, пусть ответит за все: и за оглоблю, и за кольцо в носу, и за клетку.

– А волкам что за жизнь? – подхватил Волк. – Говорят, волков убивать надо, потому что они обижают бедных овечек. А сами-то что с овечками делают? Зарежут бедную да и съедят. Волк и то лучше. Он овцу съест, так хоть шкуру оставит, а человек и овцу съест, и шкуру на себя напялит. Это как называется? Волк во всем виноват?

– Это у них называется «лицемерие», – объяснил Осел.

– За такое лицемерие убивать надо! – начала свою речь Лиса. – Нагонят народу человек сто. Флажков в лесу понаставят. Через каждые десять шагов – охотник с ружьем. Выгонят лисичку из леса да и бах из ружья. Так хоть бы ради мяса. А то мясо это и не едят вовсе. Выбросят! А из шкуры горжетку сделают – как будто лисичка целая, даже глаза стеклянные вставят – и носят на шее. Это как называется?

– Это называется «мода», – ответил всезнающий Осел. – А мода – все равно что закон.

– Варварство это, а не закон! За такой закон судить его без всякого снисхождения!

– А то еще люди бывают, – сказал Цыпленок. – Он тебе и курицу не зарежет, до такой степени интеллигентный, а курятину любит и шашлыки кушает. А цыпленка (он еще и на свете не пожил) и того слопает. Это как называется?

– А это у них называется «гуманизм», – авторитетно сказал Осел. – Или, вернее сказать, «гурманизм», – поправился он. – Не знаю точно.

Тут наступила очередь сказать свое слово Собаке.

– Собака, говорят, друг человека. А сами на цепь сажают. Ну, если я виновата, побей меня, разве я что скажу? А то так, без всякой вины, возьмут да и отрубят хвост, а уши обрежут. Если бы им еще для какой-нибудь пользы мой хвост был нужен. А то так просто. Что это?

– Эстетика, – коротко пояснил Осел.

– Да лучше меня оглоблей, чем такую эстетику! – недовольно проворчала Собака.

– За такую эстетику живьем глотать надо! – прошипел Крокодил.

– А это уже анархия! – парировал Осел. – Сегодня ты меня проглотил, а завтра я тебя. Что же будет?

– Дурень ты, дурень! Если я тебя проглочу сегодня, как же ты сможешь меня проглотить завтра?

Тут заговорили все сразу, весь звериный ареопаг: львы, тигры, слоны, олени, леопарды. Наконец судья зазвонил в колокольчик и обратился ко мне:

– Обвиняемый, признаешь ты себя виновным в том, что бил лошадь оглоблей?

Весь звериный ареопаг уставился на меня глазами. Казалось, как только слово вылетит из моего рта, все, как по команде, бросятся на меня. И, замирая от страха, я пробормотал немеющим языком:

– Признаю.

– Что ты можешь сказать в свое оправдание?

Голос пропал у меня, но язык еще нашел в себе силы сказать:

– Я хотел жить.

– Суд удаляется на совещание, – сказал судья.

От волнения я даже не разглядел, кто был судья и кто входил в состав суда. Скоро они вернулись, но я опять не разглядел или не запомнил, кто это: люди или какие-нибудь звери. Судья огласил приговор, состоявший в основном из какого-то бессмысленного набора слов, что-то вроде следующего:

«Приговор. Именем закона всех зверей. Принимая во внимание. Учитывая положение. Руководствуясь презумпцией закона всеобщего благоутробия. В согласии с согласованным согласовательным согласованием. Виновного считать виновным и приговорить к жизни. Приговор привести в исполнение. Осужденного отпустить на все четыре стороны и злобы на него не питать».

Пока я видел надвигавшуюся со всех сторон опасность, пока я ощущал необходимость бороться с ней, я как-то держался. Но как только мое существо осознало, что все кончилось и силы для борьбы не потребуются, я упал на землю, почувствовав страшную физическую слабость. Вместе с тем я ощутил, что моральные мои силы тоже иссякли. Слезы стали душить меня. Постепенно мое сознание возвращалось к действительности, и я начал догадываться, что лежу вовсе не на земле среди зверья, а в своей постели. Мать услышала мои всхлипывания и спросила:

– Что с тобой? Чего ты плачешь?

Я умолк и ничего не ответил, сделав вид, что заснул. Я не мог рассказать ей свой сон, так как нужно было бы признаться, что я бил Ваньку оглоблей. И я никогда никому за все эти долгие годы не признавался в том. Вот сейчас признаюсь впервые.

Проснувшись наутро, я быстро побежал на станцию. Я должен был опередить возчиков, пока они не вернулись из леса и не начали растаскивать мой штабель. Разыскав приемщика, я сдал ему выложенную мной сажень. На этот раз недостачи не было. Он выдал мне квитанцию, по которой я получил в кассе шестнадцать рублей, то есть столько, сколько полагалось за вывозку кубической сажени бревен.

Может быть, кто-нибудь думает, что я купил из этой своей первой получки матери цветов, как теперь советуют делать молодым людям, заработавшим свои первые деньги? Нет, я не купил матери цветов. Получка эта у меня была не первая. До этого я уже получал деньги на бетонном заводе, но и тогда я не купил матери цветов. Цветы во множестве росли вокруг. И никому из нас не нужны были цветы. А нужна нам была картошка. Та картошка, которую я вырастил на огороде, уже была съедена, и ее снова нужно было приносить с рынка. А в общем, я не помню, на что ушли эти деньги. Скорее всего, мы их проели.

Проделав весь этот лошадиный опыт, я убедился, что для отца не годится эта работа. Если бы он за нее и взялся, то не смог бы заработать столько, чтоб прокормить семью. Но поскольку мне все-таки хотелось что-нибудь делать, поступить же куда-нибудь на работу не было никакой возможности как из-за безработицы, так и по причине моих недостаточных лет (тогда еще только появлялось кое-где фабрично-заводское ученичество – фабзавуч), то я и продолжал возить бревна на станцию.

Поскольку я уже постиг в то время индивидуалистический характер моих товарищей по работе, моих коллег, моих «братьев» по классу, их мелкотоварный предпринимательский беспардонный дух, то и поступал в соответствии с обстоятельствами. Ставил метки анилиновой краской на своих бревнах. Загонял в бревна с обратной стороны гвозди и привязывал верхние бревна к нижним проволокой, чтоб их не так просто можно было хапнуть и положить в свой штабель. В общем, как говорится: «С волками жить – по-волчьи выть». Я не хочу сказать, что в окружавших меня людях было одно только волчье. Это только так называемое присловье. Добывали они хлеб свой своим трудом. Но человеческое проявлялось у них, видно, только в более узком, семейном кругу или в каких-нибудь необычных ситуациях.

Однажды порвался у меня хомут, а шорника в Ирпене вообще не было. Пришлось отнести хомут в Романовку, где был шорник. И вот возвращался я с починенным хомутом из Романовки через лес, и попался мне навстречу Онисько, ехавший на своих жизнерадостных конягах порожняком за бревнами. Увидев меня пешим да еще с хомутом на плечах, он как-то растерянно приоткрыл рот. Остановив коней, он молча провожал меня взглядом, пока я проходил мимо его саней, и только потом уже в спину спросил:

– Что Ванька-то? Подох?

Я не сразу сообразил, что, увидев меня идущим из лесу с хомутом, он, естественно, мог подумать, что конь подох, поскольку по опыту своему деревенскому знал, что такой старый конь не мог прожить долго. И вот он, как и следовало ожидать, как это и бывает обычно с конями, свалился где-то в лесу, чтоб уже никогда больше не встать, я же, прихватив хомут, чтоб его не стащили, отправился доставать у кого-нибудь лошадь, чтоб привезти домой сани. Все это я сообразил в четверть секунды, то есть быстрее, чем об этом рассказываю здесь, и ответил со вздохом:

– Подох.

Онисько как-то испуганно дернул плечами и уставился на меня. Я же, остановившись, пристально смотрел ему прямо в глаза, стараясь разглядеть, как подействовала на него эта новость. И на его обычно самодовольном, ехидно-насмешливом лице я увидел на этот раз что-то вроде смятения и выражения обыкновенного человеческого сочувствия и участия.

– Как же ты теперь будешь? А? – спросил он.

И в его голосе чувствовалась непривычная душевная теплота.

Я молча повернулся и пошел прочь. Я не ответил на его вопрос, радуясь, что на этот раз он не может посмеяться над моим конем, поупражняться в своем неглубокомысленном остроумии. Пройдя шагов двадцать, я обернулся и увидел, что он все еще смотрит мне вслед со скорбным выражением на лице. Поймав мой взгляд, он сокрушенно покачал головой и что-то пробормотал. Чудак, как видно, воображал, что в нашей семье погиб кормилец, каким обычно в крестьянском хозяйстве был конь. Ему даже не приходило, должно быть, в голову, что Ванька при всем его старании, при всех моих ухищрениях едва вырабатывал на корм самому себе.

Когда на следующий день Онисько увидел меня с Ванькой, запряженным в сани (с живым Ванькой), он только на секунду открыл в удивлении рот, словно хотел что-то сказать, да так и не сказал ни слова. С тех пор я уже не слыхал от него ни одной насмешки, ни одной шуточки над моим злосчастным конем.

Так прошла вся зима. У меня была надежда, что летом конь перейдет на подножный корм: содержание его будет обходиться дешевле. Да летом и работать полегче, уж хотя бы потому, что теплей.

Весеннее солнце растопило снега. Дороги развезло, как говорится, ни на санях, ни на телеге. Но пока дороги не окрепли как следует, с Ванькой и на телеге выезжать было нельзя. Пришлось ему дать отпуск. Тем более что из земли уже полезла травка. Обычно я оставлял дверь сарая, игравшего роль конюшни, открытой. Ванька сам выходил и отправлялся к опушке, расположенной у подножия пригорка рощи щипать молодую травку. На ночь он возвращался в сарай, где в кормушке для него обычно было припасено угощение.

Однажды, проснувшись утром, я выглянул в окно и увидел, как Ванька вышел из двери сарая и остановился на самой вершине бугра, откуда ему хорошо были видны и железнодорожная насыпь с промчавшимся по ней стальным конем, и красивая чоколовская дача за насыпью, и прекрасный железнодорожный мост над прибрежными ивами, и чудесная роща внизу с начинающими зеленеть молодыми листочками, и ясное голубое небо с белыми барашками облаков. Он оглядел все это и опустился на землю, подогнув под себя все четыре ноги. Потом лег на бок и…

Тот, кто первый сказал, что конь отбросил копыта, видел, как умирают кони.


metodi-prognozirovaniya-v-informacionno-analiticheskoj-rabote.html
metodi-provedeniya-marketingovih-issledovanij.html
metodi-raskrashivaniya-poverhnostej-metod-guro-fonga-trassirovka-luchej-prelomlenie-sveta.html
metodi-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya.html
metodi-regulirovaniya-deyatelnosti-kommercheskih-bankov-chast-5.html
metodi-reklami.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otchet-po-praktike-u-mirovogo-sudi-sudebnogo-uchastka-3-tyumenskogo-rajona-tyumenskoj-oblasti-kr.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antonova-stranica-122.html
  • education.bystrickaya.ru/3-transcendenciya-prostranstva-psihologiya-xxi-stoletiya-t-1-pod-redakciej-kozlova-v-v-yaroslavl-mapn.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-emitenta-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/eyatelnost-napravlennaya-na-poluchenie-znanij-ob-okruzhayushej-dejstvitelnosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/podrostki-everett-shostrom-chelovek-manipulyator.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sd-f-istoriya-srednih-vekov.html
  • student.bystrickaya.ru/3-predstavlenie-prilivnogo-gravitacionnogo-prityazheniya-shabetnik-vasilij-fraktalnaya-fizika.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-literaturi-v-5-klasse-po-teme-literaturnie-skazki-otlichie-literaturnoj-skazki-ot-narodnoj.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/valyutnaya-sistema-rossijskoj-federacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imenno-takoe-polozhenie-v-vashej-formule-dushi-retro-uzel-ukazivaet-na-direktnij-pluton-smvishe-pluton-na-vtoroj-orbite.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-poka-ti-i-tvoya-shkola-l-semina-i-fesunenko-yu-chertkova-pravo-na-kazhdij-den-dva-slova-dlya-nachala.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-arheologiya-cikl-opd-f.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/arhaicheskie-predstavleniya-o-vnutrennem-prostranstve-hramov-indii.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-yanvar-2010g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-lozh-da-v-nej-namek-dobrim-molodcam-urok-tak-pisal-velikij-pushkin-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/globalzacya-svtu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-disciplini-uchebnij-plan-20062007-uch-g-specialnost-060812-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatiyah.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pushkin-kak-politicheskij-mislitel-chast-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/toksikomanii-letuchimi-veshestvami.html
  • uchit.bystrickaya.ru/takuyu-to.html
  • school.bystrickaya.ru/bankovskoe-delo-chast-15.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-po-podgotovke-izmeneniyu-otzivu-podache-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-obshie-svedeniya-1-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihicheskie-yavleniya-tvorchestvo-dushevnobolnih-i-ego-vliyanie-na-razvitie-nauki-iskusstva-i-tehniki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gruppa-prinyatiya-vneshnepoliticheskih-socialnaya-psihologiya-xxi-stoletiya-t-1-pod-redakciej-kozlova-v-v-yaroslavl-2005-316s.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-prepodavatelya-organizatora-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-prikaz-.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-sostavitel-sorkina-v-e-oglavlenie-stranica-19.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroenie-rechevogo-apparata-metodicheskie-rekomendacii-moskva-2005-vrazrabotke-metodicheskih-rekomendacij-prinimal.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rekomenduemoe-plotini-iz-gruntovih-materialov-snip-06-05-84.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-diplom-zhurnalista-predislovie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-dyuma-proslavlennij-romanist-rodilsya-v-1802-g-vseme-generala-toma-dyuma-i-docheri-traktirshika-marii-luizi-labure-yunie-godi-aleksandr-provel-v-rodnom.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-gorodskoj-vistavki-rabot-iz-prirodnogo-materiala-zerkalo-oseni.html
  • education.bystrickaya.ru/35-osnovaniya-vibora-vidov-organizacij-uchebnik-napisan-v-sootvetstvii-s-sovremennimi-trebovaniyami-predyavlyaemimi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-321-znacheniya-programmnih-klavish-pgm-11-gdk-fpii100162-rukovodstvo-po-programmirovaniyu.html
  • institut.bystrickaya.ru/svyashennoe-pisanie-vethogo-zaveta-moiseevo-pyatiknizhie-stranica-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.