.RU

Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде Двадцать первая сессия - страница 3



Ключевые источники для раздела III

Janet N. Abramovitz, "Averting Unnatural Disasters," in Worldwatch Institute, State of the World 2001, forthcoming, January 2001.

Janet N. Abramovitz and Seth Dunn, "Record Year for Weather-Related Disasters," Worldwatch News Brief, 27 November 1998.

International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies, World Disasters Report, 1999 and 2000.

Munich Re Group, topics 2000, Natural Catastrophes-the Current Position, Special Millenniom Issue.

Munich Re Group, topics, Annual Review of Natural Catastrophes 1999, 2000.

UNEP Insurance Initiative website: http:/www.unep.ch/etu/finserv/insura

UNEP Awareness and Preparedness for Emergencies at Local Level (APELL) initiative website: http:/www.uneptie.org/apell

UNEP, NCAR, UNU, WMO, AND ISDR, Lessons Learne from the 1997-98 El Niño: Once Burned, Twice Shy?, October 2000.

UNEP and WMO, Intergovernmental Panel on Climate Change website: http:/www.incc.ch/

^ IV. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАЛОГА МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ

А. Основные сведения

91. 2001 год был объявлен Годом диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций, с тем чтобы подчеркнуть тот факт, что нынешний процесс глобализации охватывает не только экономические, финансовые и технологические, но и гуманные, культурные и духовные аспекты, а также взаимозависимость человечества и его богатое разнообразие.

92. В основополагающем докладе, озаглавленном "Глобальная экологическая перспектива – 2000", который недавно был выпущен Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), делается вывод о том, что сейчас, когда мы вступаем в новое тысячелетие, глобализация является одним из доминирующих факторов, а достижения в области технологий и коммуникаций сокращают географические расстояния и уничтожают политические границы. В то же время явление глобализации усиливает действие факторов, угрожающих существованию исконных культур и общин коренных народов.

93. Из 6 000 культур, которые, согласно оценкам, существуют в мире, около 4 500 представляют собой культуры коренных народов. Сегодня в мире имеется примерно 6 000 разговорных языков. Приблизительно 2 500 языкам угрожает непосредственная опасность исчезновения, и еще большее число языков утрачивает тот экологический контекст, который обеспечивает их сохранение и дальнейшее использование. Было установлено, что существует тесная взаимосвязь между сферами биологического и культурного разнообразия и что большинство коренных народов мира проживает в районах, отличающихся мегаразнообразием. Такая богатая видами среда, в которой живут коренные народы, во многом предопределяет их производительную деятельность и духовные ценности. Пользуясь имеющимися в их распоряжении ресурсами, коренные народы, тем не менее, сохраняют широкое разнообразие животных, растений и экосистем.

94. Понятие сохранения окружающей среды является неотъемлемым элементом древних культур во всем мире. В представлении коренных народов природа носит целостный характер, а человек находится в центре мироздания. С этой точки зрения все твари священны, а святое не отделимо от мирского. Духовность является высшей формой сознания. Международному сообществу необходимо на порядок повысить свои усилия по охране наследия коренных народов.

95. До сих пор из всех существовавших ранее цивилизаций во всем мире сохранилось приблизительно 300 коренных народов, при этом многие народы и их цивилизации погибли в результате военных столкновений и иностранного нашествия или ига. Если рассматривать историю и предысторию человечества через экологическую призму, то становятся видны модели антропогенной деградации окружающей среды.

96. В общей сложности в мире существует девять основных религий, которые исповедуют миллиарды людей. Для всех этих религий характерна общая этика, основанная на гармоничных отношениях с природой, хотя зачастую между религиозными текстами и текущей практикой приверженцев соответствующих религий наблюдается большой разрыв. Религия оказывает громадное позитивное воздействие на состояние природной среды. Способствуя межрелигиозному диалогу, Год диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций может укрепить этот общий для вероисповеданий всего мира элемент. Главной целью провозглашения Года диалога является содействие проведению такого диалога. Недавно вышедшая публикация ЮНЕП "Earth and Faith: A Book of Reflection and Action" ("Земля и вера: книга размышлений и действий") является продуктом сотрудничества ЮНЕП с организацией "Межрелигиозное партнерство в интересах окружающей среды". Международный семинар по окружающей среде, религии и культуре, который будет организован в сотрудничестве с ЮНЕП в апреле 2001 года в Тегеране, может предоставить уникальную возможность для дальнейшего укрепления экологического компонента межрелигиозного диалога.

97. Без взаимопонимания и терпимого отношения к культурным и духовным ценностям друг друга народы мира никогда не смогут жить в мире. Ввиду сложной взаимосвязи между окружающей средой и миром отсутствие мира нанесет непоправимый ущерб и материальному миру, от которого зависит наше существование. Экологический кризис, угрожающий человечеству, уходит своими корнями в сложный комплекс экономических, социальных и культурных факторов, включая системы вероисповедания, социальные установки и широко распространенные представления. С системами вероисповедания и социальными установками напрямую связаны как преобладающие в настоящее время неустойчивые схемы производства и потребления, так и некоторые модели экономического роста, пропагандируемые современным обществом. В докладе, озаглавленном "Глобальная экологическая перспектива – 2000", четко показано, что при сохранении нынешних тенденций в области роста численности населения, экономического роста и моделей потребления нагрузка на естественную среду будет возрастать. В Декларации тысячелетия, принятой Организацией Объединенных Наций в сентябре 2000 года, более 100 руководителей государств зафиксировали согласованные ими основополагающие ценности, которые должны лежать в основе международных отношений в XXI веке. В частности, они указали: "Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями". Именно поэтому срочно требуется сформировать новую экологическую этику, основанную на всеобщих экологических ценностях.

98. Разумеется, идея диалога между цивилизациями не нова. В действительности новый мандат ЮНЕП предусматривает, что она должна способствовать налаживанию диалога между цивилизациями, стимулируя процесс консультаций и сотрудничество между странами в интересах глобальной окружающей среды. В Декларации, принятой в Мальмё первой сессией Глобального форума по окружающей среде на уровне министров (май 2000 года, Швеция), в работе которого приняли участие более 100 министров, содержится призыв обратить особое внимание на опасности, которыми чревата глобализация для культурного разнообразия и традиционных знаний, в частности для культур коренных и местных общин.

99. Проведение Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций предоставляет возможность принять меры для более глубокого осознания экологических проблем, стоящих перед цивилизациями, которые определяют облик современного мира. ЮНЕП всегда готова взять на себя ведущую роль в деле консолидации усилий международного сообщества по формированию новой экологической этики XXI века.

100. Содержащийся ниже основной документ представляется Директором-исполнителем с целью оказания содействия участникам двадцать первой сессии Совета управляющих/второй сессии Глобального форума по окружающей среде на уровне министров в проведении Международного года диалога между цивилизациями с упором на экологическую перспективу.

В. Введение

"Разнообразие является не только основой диалога между цивилизациями, но и той реальностью, которая делает этот диалог необходимым."

Кофи Аннан, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций

101. В своей резолюции 53/22 от 4 ноября 1998 года Генеральная Ассамблея признала "разнообразные достижения человеческой цивилизации, олицетворяющие культурный плюрализм и многообразие творческих способностей человека" и вновь подтвердила, что "достижения цивилизаций являются коллективным наследием человечества, обеспечивающим источник вдохновения и прогресса для всего человечества". Она приветствовала "коллективные усилия международного сообщества по укреплению взаимопонимания путем конструктивного диалога между цивилизациями на пороге третьего тысячелетия". Кроме того, она постановила провозгласить 2001 год Годом диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея предложила "правительствам, системе Организации Объединенных Наций, включая Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, и другим соответствующим международным и неправительственным организациям разрабатывать и осуществлять соответствующие культурные, образовательные и социальные программы с целью продвижения концепции диалога между цивилизациями, в том числе путем организации конференций и семинаров и распространения информации и учебных материалов на эту тему, и информировать Генерального секретаря о своей деятельности".

102. Год диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций призван обеспечить возможность подчеркнуть, что нынешний процесс глобализации охватывает не только экономические, финансовые и технологические аспекты, но должен также сконцентрировать внимание на гуманитарных, культурных и духовных аспектах и взаимозависимости человечества и его богатом разнообразии. Хотя и признается, что глобализация и созданные ею условия для свободного передвижения идей и людей открывают беспрецедентные возможности для встречи между людьми, обществами и культурами, она в то же время оказывает значительное воздействие на образ жизни и модели поведения, процессы принятия решений, методы управления, творчество и формы самовыражения. В основе этой инициативы лежит также признание необходимости возобновить обязательство развивать и расширять международное сотрудничество и взаимопонимание на основе признания равного достоинства индивидуумов и обществ и уникальности их вклада в развитие человечества.

103. В августе 1999 года Генеральный секретарь назначил г на Джандоменико Пикко своим личным представителем по вопросам проведения Года диалога между цивилизациями, с тем чтобы он оказал ему помощь в выполнении этой задачи. В своем докладе пятьдесят четвертой сессии Генеральной Ассамблеи, содержащемся в приложении к докладу Генерального секретаря о Годе диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций (А/54/546), г н Пикко разработал концептуальную основу, внес поправки на реальность и сформулировал цели этой инициативы. Он отметил, что члены Организации Объединенных Наций исповедуют общие ценности, которые нашли свое отражение в Уставе. Увеличение этого общего знаменателя ценностей должно, по определению, способствовать проведению диалога, поскольку государства-члены будут руководствоваться все большим числом общепринятых принципов. В этом отношении Организация Объединенных Наций может сыграть важную роль, которая заключается в обеспечении сохранения самобытности в процессе увеличения упомянутого знаменателя. Применительно к системе Организации Объединенных Наций идея разнообразия может выступать в качестве средства охраны самобытности конкретных народов по мере увеличения общего знаменателя ценностей, объединяющего всех нас. Чем выше ценится разнообразие, тем глубже ощущается самобытность и оптимальнее происходит увеличение общего знаменателя ценностей. Эти процессы в свою очередь укрепят систему Организации Объединенных Наций. Г н Пикко высказал также мысль, что ввиду вышесказанного было бы хорошо, если бы дух диалога между цивилизациями смог открыть путь к широкому процессу примирения в одной или нескольких частях мира. Если в 90 е годы многие из тех, кто начинал военные действия, ссылались на угрозу разнообразию в качестве обоснования конфликта, то, возможно, в будущем те, кто стремится к миру, смогут использовать дух диалога между цивилизациями в качестве средства, позволяющего продвигаться вперед.

104. В своей резолюции 54/113 от 10 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея приветствовала решение Генерального секретаря назначить своего личного представителя по Году диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций. Она предложила всем заинтересованным сторонам продолжать и активизировать разработку и осуществление соответствующих культурных, образовательных и социальных программ с целью продвижения концепции диалога между цивилизациями. На своей двадцать шестой сессии, состоявшейся 11 13 июля 2000 года в Женеве, Объединенный комитет Организации Объединенных Наций по информации, рассматривая план проведения диалога (JUNIC/2000/6), предложил проводить его под девизом "Разнообразие – это не угроза".

105. Для того чтобы отметить начало Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций созвала накануне Саммита тысячелетия Организации Объединенных Наций совещание за круглым столом, которое проходило 6 8 сентября 2000 года в Нью Йорке. Совещание за круглым столом было организовано при поддержке со стороны президента Исламской Республики Иран и проходило под председательством Генерального директора ЮНЕСКО. На нем присутствовали Генеральный секретарь, 12 глав государств (Афганистан, Алжир, Грузия, Индонезия, Исламская Республика Иран, Катар, Латвия, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигерия и Судан), государственный секретарь Соединенных Штатов Америки и министры иностранных дел Азербайджана, Египта, Индии, Ирака и Коста Рики, а также ряд других общественных деятелей, ученых, писателей и артистов.

106. В тот же день Генеральный секретарь объявил о создании группы в составе 16 выдающихся деятелей для проведения совместно с его личным представителем работы по подготовке доклада, который сначала   в конце лета 2001 года – будет представлен ему, а затем - пятьдесят шестой сессии Генеральной Ассамблеи. Объявляя об этом, Генеральный секретарь отметил, со ссылкой на ожидаемый доклад: "Эти размышления начнутся с осознания того, что мы обязаны использовать разнообразие как ценное средство в нашем все более взаимозависимом мире. Именно отношение к разнообразию как к угрозе является первопричиной войн. Разнообразие – это не только основа диалога между цивилизациями, но и та реальность, которая делает этот диалог необходимым".

107. В своем докладе пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи (A/55/492/Rev.1) Генеральный секретарь высказал мнение, что "концептуальный путь к достижению этих целей можно подразделить на следующие этапы: унижения, которым подвергались люди в 90 х годах; разнообразие и Организация Объединенных Наций; разнообразие как фактор, придающий человечный характер процессу глобализации; и диалог как начало новой парадигмы международных отношений". Поскольку конкретные примеры помогают лучше довести до сознания публики какую либо идею, Генеральный секретарь предложил также транслировать короткие телевизионные репортажи о 12 представителях различных слоев общества, которым, несмотря ни на какие "разрывы", удалось дотянуться до "других", с тем чтобы общественность знала их лица, имена и историю. Двенадцать таких репортажей продолжительностью 30 секунд каждый будут переданы всем телевизионным станциям мира, с тем чтобы они как можно чаще транслировались в течение 2001 года.

108. Содействие налаживанию диалога между цивилизациями и культурами является главной задачей ЮНЕСКО и ее программ. В соответствии с Уставом ЮНЕСКО эта организация была создана с целью "постепенного достижения путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества, для чего и была учреждена Организация Объединенных Наций, как провозглашает ее Устав". Ввиду таких задач ЮНЕСКО на нее была возложена особая ответственность за проведение Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций.

109. Развитие международного сотрудничества в области окружающей среды является главной задачей ЮНЕП. Как было подчеркнуто в резолюции 2997 (XXVII) Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1972 года по вопросу об учреждении ЮНЕП, "проблемы охраны окружающей среды представляют собой новую важную область международного сотрудничества, и … сложность и взаимозависимость стоящих проблем требуют применения новых подходов". Обращаясь к участникам тридцатой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 29 октября 2000 года, президент Исламской Республики Иран Мохаммад Хатами заявил, что диалог между цивилизациями и культурами, разумеется, должен быть направлен на рассмотрение проблем, имеющих жизненно важное и наиболее актуальное значение для всего человечества, главной из которых являются взаимоотношения человека с природой.

110. Действительно, проведение Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций предоставляет уникальную возможность для интенсификации текущих международных усилий, направленных на решение экологических проблем, стоящих перед человечеством. Отношения между человеком и природой являются важной чертой различных культур мира, и поэтому в поиске способов решения экологических проблем нельзя недооценивать духовные и этические аспекты. Именно эту цель преследовали организаторы совещания на уровне министров в Мальмё. На нем присутствовали более 100 министров, которые приветствовали провозглашение Генеральной Ассамблеей 2001 года Годом диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций. Как говорится во Всемирной хартии природы, принятой Генеральной Ассамблеей в 1982 году по инициативе Совета управляющих ЮНЕП: "Цивилизация уходит своими корнями в природу, которая формирует человеческую культуру и влияет на все достижения в искусстве и науке, и жизнь в гармонии с природой открывает перед человеком широчайшие возможности для развития его творческих способностей, а также отдыха и проведения досуга".

111. Настоящий доклад представляется с целью оказания помощи участникам второй сессии Глобального форума по окружающей среде на уровне министров/двадцать первой сессии Совета управляющих в планировании мероприятия, которое намечено провести в Найроби 8 февраля 2001 года в качестве одного из главных мероприятий по экологическим аспектам Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций. Это мероприятие проводится в порядке выполнения ЮНЕП и Глобальным форумом по окружающей среде на уровне министров решения, принятого пятьдесят пятой сессией Генеральной Ассамблеи, в котором все государства-члены, региональные и международные организации, гражданское общество и неправительственные организации призываются продолжать развивать соответствующие инициативы на всех уровнях для налаживания диалога во всех областях с целью расширения взаимного признания и углубления взаимопонимания между различными цивилизациями и внутри них.

С. ^ Культура мира

112. В своем докладе пятьдесят четвертой сессии Генеральной Ассамблеи личный представитель Генерального секретаря напомнил о следующем: "Диалог между цивилизациями не является совершенно новой концепцией для Организации Объединенных Наций. Ей предшествовали другие концепции, ориентированные на аналогичные и взаимодополняющие цели и ценности, как, например, концепции, содержащиеся в недавно принятых резолюциях Генеральной Ассамблеи о культуре терпимости и культуре мира". ЮНЕСКО рассматривает Год диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций как логическое продолжение мероприятий, проводившихся в 2000 году в рамках Международного года культуры мира; кроме того, ЮНЕСКО подчеркнула в решении, принятом Исполнительным советом ЮНЕСКО на его 156 сессии 16 марта 2000 года, концептуальную взаимосвязь между этими двумя годами.

113. Понятие культуры охватывает все способности и навыки, приобретенные людьми как членами общества. В своем заявлении на открытии международного совещания по вопросам культуры и окружающей среды, состоявшегося 6 28 октября 2000 года в городе Бранска Стьявница, Словакия, Директор-исполнитель ЮНЕП отметил: "Культура представляет собой сложную совокупность способов решения различных проблем, которую человечество наследует, принимает или изобретает, для того чтобы принять вызовы естественной или социальной среды". В том же русле в статье 1 Декларации о культуре мира, принятой на пятьдесят третьей сессии Генеральной Ассамблеи, отмечается: "Культура мира представляет собой комплекс ценностей, взглядов, традиций, видов поведения и образа жизни, основанный … на усилиях, направленных на удовлетворение потребностей нынешнего и будущего поколений в области развития и охраны окружающей среды". В статье 3 этой Декларации предусматривается, что более полное развитие культуры мира неразрывно связано с обеспечением устойчивого развития.

114. В своей резолюции 53/25 от 10 ноября 1998 года Генеральная Ассамблея провозгласила период 2001 2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. В Программе действий по культуре мира, которая была положена в основу Международного десятилетия культуры мира, содержится раздел, посвященный мерам содействия устойчивому экономическому и социальному развитию, а кроме того, она призывает к включению в стратегии и проекты развития мер по созданию потенциала с целью обеспечения экологической устойчивости, включая сохранение и восстановление базы природных ресурсов.

115. Право жить в обстановке мира и безопасности, без войн и военных конфликтов имеет основополагающее значение для человека. Оно является основополагающим и для охраны окружающей среды. Принцип 26 Стокгольмской декларации предусматривает, что человек и окружающая его среда должны быть избавлены от воздействия ядерного оружия и других средств массового уничтожения, а в принципе 25 Декларации, принятой в Рио де Жанейро, говорится о том, что мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неделимы. Опасности войн с наступлением мира не исчезают, что было документально подтверждено ЮНЕП в ряде случаев, в частности в связи с Войной в Заливе 1991 года. В последнее время этот тезис нашел подтверждение также в докладе об экологических последствиях конфликта в Косово, который был подготовлен Совместной целевой группой по Балканам, учрежденной ЮНЕП и Центром Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ЦООННП) (Хабитат) и действовавшей под председательством г на Пекка Хаависто.

116. Окончание периода холодной войны совпало с резким ростом числа внутренних вооруженных конфликтов, в частности в Африке. В своем докладе о причинах конфликтов и обеспечении прочного мира и устойчивого развития в Африке (A/52/871-S1998/318) Генеральный секретарь отметил, что одной из причин увеличения числа вооруженных конфликтов в Африке является конкуренция за скудные земельные, водные и другие природные ресурсы и полезные ископаемые. Такое положение ведет к неуклонному росту числа беженцев в мире. По данным Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), в настоящее время число беженцев в мире превышает 21,5 млн. человек. В докладе об экологических последствиях притока беженцев в Гвинею, подготовленном ЮНЕП в сотрудничестве с ЦООННП (Хабитат) и УВКБ в марте 2000 года, содержится масса доказательств разрушительного воздействия скопления беженцев на окружающую среду. Если не удастся переломить нынешние тенденции, то прогнозируемое обострение проблемы нехватки природных ресурсов, в частности водных ресурсов, может привести к дальнейшей эскалации конфликтов.

117. В своем заявлении Генеральной конференции ЮНЕСКО на ее двадцать шестой сессии 29 октября 1999 года президент Исламской Республики Иран указал: "Поскольку процесс интеллектуального развития носит практически необратимый характер, его результатом будет прочный и широкий мир, включающий мир между культурами, религиями, цивилизациями, а также мир между человеком и природой. Я думаю, что на сегодняшний день мир между человеком и природой имеет исключительно важное значение".

118. Окружающая среда является неотъемлемым компонентом концепции мира и международной безопасности. На протяжении ряда последних десятилетий становилось все более очевидным, что концепция мира и безопасности выходит далеко за рамки ее военного аспекта. Люди осознали, что безопасность народов по крайней мере в такой же степени зависит от экономического благополучия, социальной справедливости и экологической стабильности. Экологические проблемы не знают политических и географических границ и не ведают ни о каком разделе между Севером и Югом. Опасность для окружающей среды исходит, в частности, от возможного глобального потепления и связанного с ним повышения уровня Мирового океана, засухи, опустынивания, чрезвычайных погодных явлений, природных бедствий антропогенного происхождения, нехватки и загрязненности воды, утраты биологического разнообразия, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, включая леса, и появления новых болезней. Все эти явления представляют собой серьезную угрозу для мира и безопасности на земном шаре.

119. В этой связи в докладе Генерального секретаря пятьдесят второй сессии Генеральной Ассамблеи о причинах конфликтов и обеспечении прочного мира и устойчивого развития в Африке (A/52/871/-S/1998/318) достижение цели устойчивого развития рассматривается как крупный вклад в дело обеспечения мира и безопасности в Африке. В своем докладе пятьдесят первой сессии Генеральной Ассамблеи, озаглавленном "Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы" (А/51950), Генеральный секретарь отметил, что из всех задач, которые будут стоять перед мировым сообществом в следующем тысячелетии, ни одна не будет являться более масштабной или сложной, чем обеспечение устойчивого равновесия между экономическим ростом, сокращением масштабов нищеты и обеспечением социальной справедливости и охраны ресурсов, объектов всеобщего достояния и обеспечивающих жизнедеятельность систем Земли.

120. В своем докладе Ассамблее тысячелетия, озаглавленном "Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке" (А/54/2000), Генеральный секретарь отметил: "Основатели Организации Объединенных Наций решили, если говорить словами Устава, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, прежде всего обеспечив избавление от нужды и страха. Однако в 1945 году они не могли предполагать, что сегодня мы столкнемся с насущной потребностью решать еще и третью задачу: обеспечить будущим поколениям условия для существования на нашей планете. Наоборот, мы расхищаем будущее наследие наших детей, чтобы заплатить за сегодняшние экологически нерациональные модели поведения. Нам не удается обеспечить эту свободу. Напротив, мы обрекаем наших детей на такое будущее, когда им придется платить за нынешнюю экологически неустойчивую практику". Принимая Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, содержащуюся в резолюции 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года, главы государств и правительств, присутствовавшие на Ассамблее тысячелетия Организации Объединенных Наций в Нью Йорке, торжественно заявили: "Мы должны не жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей".

121. В докладе "Мировые ресурсы, 2000 2001 годы", подготовленном в сотрудничестве с ЮНЕП, говорится: "Во всех отношениях развитие человеческого потенциала и безопасность человека тесно связаны с производительностью экосистем. Наше будущее напрямую зависит от их непрерывной жизнеспособности". Можно даже сказать, что понятие устойчивого развития в XXI веке синонимично понятиям мира и безопасности. В контексте расширяющегося сотрудничества с ЮНЕСКО, о чем свидетельствует меморандум о взаимопонимании между двумя организациями, ЮНЕП намерена тесно сотрудничать с ЮНЕСКО в области осуществления экологических компонентов плана действий в рамках международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.

D. ^ Культура, развитие и цивилизации

122. Человеческая цивилизация представляет собой амальгаму различных культур, сочетание которых предопределяет громадное культурное разнообразие в мире. Одной из целей диалога между цивилизациями является распространение знаний и воспитание уважительного отношения к историческим и культурным корням народов, живущих в различных условиях и частях мира. Взаимосвязь между культурой и экономическим развитием находит свое отражение во всех культурах мира. Широко признается, что развитие, не учитывающее гуманный или культурный контекст – иными словами, экономическое развитие без человеческого лица, - это все равно, что рост, лишенный всяческой духовности. Если экономическое развитие всегда было частью человеческой культуры, то устойчивое развитие должно стать тем семенем, из которого вырастет всемирная культура человечества нового тысячелетия.

123. В Декларации о культурной политике, принятой 6 августа 1982 года в Мехико Всемирной конференцией по культурной политике, подчеркивается, что "культуру в самом широком смысле этого слова можно … охарактеризовать как целостный комплекс отличительных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, присущих какому либо обществу или социальной группе. Она включает не только произведения изобразительного искусства и художественную литературу, но и образ жизни, основополагающие права человека, системы ценностей, традиции и вероисповедания". Провозглашая период 1988 1997 годов Всемирным десятилетием развития культуры, Организация Объединенных Наций подчеркнула важное значение признания культурного аспекта развития. В 1992 году Генеральным секретарем была создана независимая Всемирная комиссия по культуре и развитию, которой было поручено подготовить ориентированный на разработку соответствующих стратегий доклад о взаимосвязи между культурой и развитием.

124. В этом докладе, озаглавленном "Наше творческое разнообразие", который был представлен Генеральной Ассамблее в ноябре 1995 года, подчеркивается, что развитие подразумевает обеспечение не только доступа к товарам и услугам, но и возможность такой формы сосуществования, которая в полной мере удовлетворяла бы все заинтересованные стороны, была бы для них полезной и ценилась бы ими, что, в свою очередь, способствовало бы процветанию человечества во всех формах и в целом. В нем утверждается, что культура может как способствовать, так и препятствовать быстрому экономическому росту. В главе доклада, посвященной культуре и окружающей среде, отмечается, что устойчивое развитие должно рассматриваться как неотъемлемая часть текущего культурного процесса, в рамках которого потребности нынешнего поколения можно удовлетворять, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. Признавая, что устойчивое развитие представляет собой многогранную концепцию, авторы доклада отмечают, что любой подход, в котором учитываются только геофизические взаимосвязи между обществом и окружающей средой – воздействие окружающей среды на человека и наоборот, – является неполным. В докладе содержится призыв к использованию подхода, опирающегося на культурное разнообразие и учитывающего различное отношение людей к культуре, окружающей среде и развитию.

125. В программе действий, принятой 2 апреля 1998 года Межправительственной конференцией по культурной политике в интересах развития (Стокгольм, Швеция), наряду с другими руководящими принципами был признан тот тезис, что устойчивое развитие и процветание культуры являются взаимозависимыми явлениями. В ней утверждается, что деятельность по вопросам культурного разнообразия как один из основных компонентов эндогенной и устойчивой политики в области развития должна координироваться с политикой в других социальных сферах, для чего необходим комплексный подход. Любая политика в области развития должна в максимальной степени учитывать аспекты культурного разнообразия.

126. В контексте диалога между цивилизациями важно поощрять обмен опытом и знаниями, с тем чтобы понять, каким образом различные культуры мира интегрировали в себя экологический аспект взаимосвязи между культурой и развитием. Что еще более важно, это следует сделать, для того чтобы учесть ошибки прошлого и получить современное представление о том, как деградация окружающей среды повлияла на распад и исчезновение цивилизаций в прошлом. В этом контексте нигерийскому писателю и лауреату Нобелевской премии по литературе за 1986 год Воле Сойинке было предложено на совещании за круглым столом, организованным 5 сентября 2000 года в Нью Йорке в ознаменование начала Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций, ответить на вопрос, что означает выражение "проанализировать историю и найти ответы на вопросы о том, что требуется для прогресса человечества". Он заявил, что, по его твердому убеждению, "если не порыться в прошлом, то нельзя будет понять настоящее".

127. Хорошо известно, что древние цивилизации исчезли в результате военных столкновений, иностранных нашествий или ига. Новый взгляд на историю и предысторию человечества через экологическую призму позволяет выявить некоторые модели деградации окружающей среды под воздействием антропогенных факторов. Так, охотники-собиратели эпохи палеолита, возможно, истребили основные виды и тем самым внесли свой вклад в уничтожение видов на земном шаре. Действительно, не исключено, что именно деятельность цивилизаций периода неолита, а также древних и средневековых цивилизаций явилась причиной эрозии, обезлесения, засоления пахотных земель и опустынивания, которые, будучи меньшими по своим масштабам, вполне схожи с последствиями современной сельскохозяйственной практики. Последние достижения в области методики восстановления исторических событий позволили получить массу сведений о том, как происходило крушение древних цивилизаций в результате экономической и экологической практики, не отвечающей принципам устойчивого развития. В докладе "Мировые ресурсы, 2000 2001 годы" приводится ряд исторических примеров надлежащего использования экосистем и злоупотребления ими. В нем показано, каким образом североафриканские провинции Римской империи (50 год до н.э. – 450 год н.э.), где когда то собирались большие урожаи зерновых, постепенно деградировали по мере того, как растущие потребности Римской империи в зерне заставляли хлеборобов осваивать все новые и новые малопроизводительные земли, подверженные эрозии. В своей книге, озаглавленной "God's Last Offer: Negotiating for a Sustainable Future", Эд Эйерс приводит следующие документально подтвержденные примеры:

а) цивилизации древних шумеров процветали на протяжении более двух тысячелетий, и за этот период в районе расположения нынешнего Ирака было построено восемь первых городов мира. К третьему тысячелетию до н.э население города Урюк, насчитывавшее около 50 000 человек, создало систему интенсивного орошения, использующую воды рек Тигр и Евфрат. Однако жаркий климат способствовал интенсивному испарению воды, в результате чего повсеместно произошло засоление почвы. К 1700 году до н.э. шумеры уже не могли прокормить себя и были покорены. Цивилизация рухнула, и восемь городов превратились в пыль. Действием аналогичных факторов, возможно, объясняется и исчезновение - приблизительно в 1750 году до н.э. - Хараппских цивилизаций, которые зародились примерно в 2300 году до н.э. на берегах Инда в районе расположения нынешнего Пакистана;

b) формирование народа, населявшего долину Теуакан, началось 7 000 лет назад в южно-центральном районе современной Мексики. Это был один из первых народов периода неолита, который перешел от охоты к сельскохозяйственному производству. К 2000 году до н.э. около 50 процентов производимой этим народом сельскохозяйственной продукции приходилось на зону орошаемого земледелия, а к 1000 году до н.э. этот показатель увеличился до примерно 80 процентов. Что именно произошло теуаканами, имевшим высокоразвитое сельскохозяйственное производство, не ясно. Однако несколько веков спустя урожайность резко упала, и эта цивилизация прекратила свое существование;

c) обезлесение, возможно, является главной причиной исчезновения цивилизации майя, которая на протяжении трех тысячелетий процветала в районах, находящихся на юге современной Мексики и территории Центральной Америки;

d) также представляется весьма вероятным, что процветавшая на протяжении тысячи лет цивилизация на острове Пасха рухнула по той причине, что ее численность превысила естественный животворный потенциал этого острова.

128. Новый анализ истории человечества подтверждает также существование опирающейся на культуру экологической этики, которая способствовала минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду. Даже сами понятия сохранения окружающей среды и устойчивого использования биологических ресурсов уходят своими корнями в древние культуры народов мира, в частности коренных народов и местных и традиционных общин. Изучение этих культур, основные ценности которых не отделимы от природы, может помочь превратить устойчивое развитие в реальность. Для того чтобы воплотить эту идею в реальность, мы должны уделять большее внимание взаимосвязи между культурой и окружающей средой. Проведение Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций предоставляет нам уникальную возможность пополнить наши знания об устойчивой экологической практике коренных народов и, что особенно важно, интенсифицировать международные усилия, направленные на сохранение этого уникального богатства человечества.

Е.

organizaciya-i-provedenie-spasatelnih-rabot-v-chrezvichajnih-situaciyah.html
organizaciya-i-rezhim-pitaniya-na-marshrute-pohoda.html
organizaciya-i-soprovozhdenie-zashishennoj-seti-peredachi-dannih-obedinyayushej-centralnij-apparat-rosreestra-i-territorialnie-organi-rosreestra-a-takzhe-territorialnie-stranica-4.html
organizaciya-i-specifika-deyatelnosti-malih-gostinic-v-rossii.html
organizaciya-i-tehnologiya-montazha-uchastka-podzemnogo-gazoprovoda-goroda-belokuriha.html
organizaciya-i-to-dorozhno-stroitelnih-mashin-i-sistem-massovogo-obsluzhivaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mds-83-199-fgup-centr-proektnoj-produkcii-v-stroitelstve.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-godi-obyavlennie-yunesko-pod-egidoj-oon.html
  • composition.bystrickaya.ru/olimpiada-po-literature-shkolnij-etap.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-prigotovlenie-vodnih-rastvorov-dobavok-pravila-vozvedeniya-monolitnih-betonnih-i-zhelezobetonnih-obdelok-dlya.html
  • college.bystrickaya.ru/3-smirnov-orta-mekteb.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lieti-grafika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikladnaya-matematika-i-informatika.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-rubezhej-chelovecheskogo-soznaniya-stranica-14.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-institucionalnie-aspekti-globalnogo-upravleniya-politicheskimi-processami.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iii-dva-iskusstva-pablik-rile11shnz-lebedeva-t-yu-l-zz-iskusstvo-obolsheniya-pablik-rilejshnz-po-francuzski.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/merchandajzing-kak-iskusstvo-prodvizheniya-tovara-na-rinke.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rekomendacii-dlya-chlenov-semi-i-druzej-215-10-kto-mozhet-pomoch-i-kak-242-stranica-14.html
  • tests.bystrickaya.ru/lyuis-kerroll-stranica-21.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vojna-v-vozduhe-aviaciya-v-period-vtoroj-mirovoj-vojni-tb-7-bombardirovka-berlina-chast-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/videlenie-storon-obekta-tema-razvitie-intellektualnih-umenij-pri-obuchenii-matematike-na-primere-umenij-analizirovat.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-v-kuz-kollektivnaya-pamyat.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zapolnyaetsya-pechatnimi-bukvami-olimpiada-po-istorii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-civilization-iv-20-stalnie-monstri.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-opredelenie-fizicheskoj-rabotosposobnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ergonomika-uchebnoe-posobie.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-sozdannih-nominantom-animacionnih-modelej-processov-dlya-molekulyarnoj-i-translyacionnoj-medicini.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-fizicheskoj-kulturi-na-rabotosposobnost-cheloveka-kompleks-uprazhnenij-pri-utomlenii-glaz-61-8-kratkaya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-redkie-i-ohranyaemie-vidi-organizmov.html
  • credit.bystrickaya.ru/plani-lekcij-po-discipline-psihologiya-delovogo-obsheniya-lekciya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-210502-russkaya-filologiya-fakultet-filologicheskij.html
  • turn.bystrickaya.ru/pereklyuchenie-i-rabota-s-fajlami-lekciya-obshee-znakomstvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-2-ekonomicheskie-sistemi-i-rol-gosudarstva-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zmeinogorskogo-rajona-altajskogo-kraya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/socialnaya-mobilnost-socialnoe-planirovanie-socialnie-pokazateli-73-glava-chetvertaya-80-organizaciya-i-provedenie.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-vremya-chitat-sredi-obuchayushihsya-pedagogov-bibliotekarej-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-suzunskogo-rajona.html
  • thescience.bystrickaya.ru/karelskoe-respublikanskoe-otdelenie-obsherossijskoj-obshestvennoj-organizacii-rossijskij-krasnij-krest-abbreviatura-kro-ooo-rkk.html
  • institute.bystrickaya.ru/fakultet-geograficheskij-kafedra-geoekologii-i-landshaftnogo-planirovaniya-uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-meliorativnaya-geografiya-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-deyatelnost-nauchno-metodicheskoj-sluzhbi-za-2010-11-uch-god-otchet-ob-itogah-2011-goda-gaou-spo-nso-novosibirskij.html
  • spur.bystrickaya.ru/kuvirok-vpered-sbornik-lekcij-po-gimnastike-dlya-studentov-srednih-professionalnih-uchebnih-zavedenij-specialnosti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alkiliruyushie-agenti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/britanskaya-rexam-spustya-pyat-let-reshila-vernutsya-k-proektu-stroitelstva-zavoda-po-proizvodstvu-alyuminievoj-upakovki-v-novosibirske.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.