.RU

Программа непрерывного обучения информатике со 2 по 11 класс

Панкратова Л.

Данная программа содержит четыре раздела. В первом - пояснительной записке - сформулированы цели и задачи курса, организационная структура, характеристика и принципы построения курса. Во втором разделе приводится подробная содержательная характеристика курса информатики по модулям:

"Введение в информационную культуру" (2-4 кл.);

"Введение в информатику" (5-6 кл.);

"Базовый курс информатики" (7-9 кл.);

"Введение в информационные системы" (10-11 кл.).

Третий раздел содержит требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся по модулям. В четвертом разделе приведены примерные измерители для проверки достижения требований к минимально необходимому уровню подготовки учащихся. Там же приведены рекомендации по оценке теста. В программе также есть приложения: тематическое планирование для базового курса информатики (7, 8, 9 классы) и примерное содержание по нетрадиционным спецкурсам, а также список литературы.

Программа учитывает требования Российского и Санкт-Петербургского стандарта, предназначена для методистов и учителей информатики. Программа разработана с учетом результатов работы Независимой городской экзаменационной комиссии, апробирована на базе школы 296 Фрунзенского района. Тестирование (в виде набора измерителей) проведено во всех школах Фрунзенского района в апреле 1997 г. Основу программы составляет базовый курс информатики (рекомендуемый: 7 кл. - 1 час, 8 кл. - 2 часа, 9 кл.- 2 часа)

Программа - это многоцелевой комплекс, может быть использована также администраторами школ для ознакомления с концепцией преподавания информатики в школе.

Краткая характеристика модулейПервый модуль "Введение в информационную культуру" знакомит учащихся с многообразием форм информации. При этом компьютер рассматривается как "черный ящик"; в нем выделяются три составные части: дисплей, системный блок, клавиатура. На примерах дается представление об использовании компьютеров в нашей жизни и акцентируется внимание на их использовании при обработке информации. Осуществляется знакомство с простейшими исполнителями и дается представление об алгоритме на основе анализа примеров.

Одновременно учащиеся приобретают навыки работы с клавиатурой и учатся работать с "мышью", самостоятельно запускать прикладные программы и игры.

Основное внимание уделяется развитию мышления, тренировке внимания. Для этого можно ввести в курс обучения элементы логики и комбинаторики. Занятия должны проходить преимущественно в игровой форме. Рекомендуется для выполнения домашних и классных заданий использовать готовую тетрадь. Навыки работы на клавиатуре вводятся органично, изучение отдельных клавиш не должно превращаться в цель обучения.

Общие идеи, заложенные в программу, дают возможность начинать изучение информатики в начальной школе, но только при наличии соответствующей техники (не ниже IBM PC 486 или Macintosh).

Модуль "Введение в информатику" продолжает знакомить учащихся с компьютером как универсальным устройством для обработки информации. Обращается внимание на основные блоки ЭВМ (память, процессор, каналы связи, устройства ввода/вывода). Вводится понятие Исполнитель. Компьютер рассматривается как совокупность программных и аппаратных средств. На основе анализа примеров дается представление о базовых структурах алгоритмов (следование, развилка, цикл).

Параллельно учащиеся приобретают навыки работы с графическим, музыкальным и текстовым редакторами, обучающими программами как по информатике, так и по другим предметам.

"Базовый курс информатики" обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум. Программа базового курса отражает три аспекта (Московский вариант):

"пользовательский", связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры и подготовкой школьников к практической деятельности в условиях информатизации общества;

"алгоритмический", связанный с развитием мышления;

"мировоззренческий", связанный с формированием информационной картины мира и представлением о роли информации в управлении.

Особое внимание обращается на технологию решения задач и новые информационные технологии. Алгоритмизация и язык программирования должны изучаться не в ущерб другим темам курса информатики.

"Введение в информационные системы" предполагается изучать в том случае, если курс информатики начинается с 1-го или со 2-го модуля.

В основу обучения положен системно-кибернетический подход. На этом этапе происходит обобщение курса, рассматривается большинство ответвлений информатики. Основные понятия информатики рассматриваются в философском и психологическом аспектах. Прагматическая составляющая курса в зависимости от количества часов может приобрести характер спецкурса, в котором присутствует допрофессиональная подготовка.

I. Принципы построения курса

Поскольку речь идет об обязательном курсе в общеобразовательной школе, то в нем отсутствует профессиональная подготовка.

Курс доступен для усвоения школьником средних способностей. Работа с талантливыми детьми ведется индивидуально.

Знакомство с прикладными программами осуществляется не в ущерб изучению фундаментальных понятий информатики.

Содержание обучения не зависит от вида техники.

В основу структуризации курса положен принцип дидактической спирали. В течение всего курса происходит последовательное раскрытие основных понятий информатики (информация, модель, система). На каждом этапе эти понятия освещаются с новой стороны и с более высокой степенью подробности.

К концу 9 класса учащиеся получат представление об основных разделах информатики, приобретут минимально достаточный уровень знаний и практических навыков.

Курс предполагает возможность использования знаний и практических навыков, полученных на уроках информатики, во внеучебное время для реализации различных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах.

II. Содержательная характеристика курса. 1. "Введение в информационную культуру" (2-4 классы)

Знакомство с компьютером.

Основные устройства персонального компьютера: дисплей, системный блок, "мышь", клавиатура. Правила по технике безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Информация вокруг нас.

Многообразие форм информации: графическая, символьная, звуковая. Практическое применение компьютера для работы с текстом, графикой, звуком. Примеры передачи, хранения и обработки информации в живой и неживой природе, технике, обществе. Компьютер - инструмент для обработки информации.

Алгоритмические этюды.

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов. Составление алгоритмов и выделение в них базовых структур (линейные, выбор, цикл). Исполнитель как средство реализации алгоритма.

Компьютер в нашей жизни.

Компьютер - партнер в игре. Использование компьютера для поддержки учебных предметов. Знакомство с применением компьютера в обществе.

2. "Введение в информатику" (5-6 классы).

Компьютер как средство обработки информации.

Общее представление о компьютере и его возможностях. Назначение. Внешняя память. Гибкие и жесткие диски. Устройства ввода и вывода информации. Практическое знакомство с пользовательским интерфейсом Windows 3.x (Windows 95).

Информация и информационные процессы.

Информация, ее виды, единицы измерения информационного объема. Знакомство с процессом передачи информации (источник - канал связи - приемник). Понятие об обработке информации. Знакомство с программами для обработки различных видов информации (текстовый, графический и музыкальный редактор). Кодирование информации. Знакомство с носителями информации.

Алгоритмизация.

Понятие об алгоритме. Запись алгоритма на естественном языке. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Формальное исполнение алгоритма. Практическое знакомство с компьютерными средами.

Знакомство с информационными технологиями.

Решение практических задач с использованием компьютера. Знакомство с основными этапами решения задач. Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовый редактор. Основные возможности по созданию и редактированию текстов. Обработка графической информации на компьютере. Графический редактор. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Выполнение расчетов на ЭВМ. Правила записи чисел и формул при выполнении расчетов на компьютере. Простейшие электронные таблицы (ЭТ). Выполнение расчетов с применением ЭТ. Практическое применение картотечных баз данных для хранения упорядоченной информации.

Информатизация общества.

История развития средств счета. Знакомство с информационными технологиями. Основные этапы развития информационных технологий (Слово - Книгопечатание - Компьютер). Компьютер и общество. Элементы компьютерной этики.

3. "Базовый курс информатики" (7-9 классы).

Информационные процессы.

Передача, обработка, хранение и кодирование информации. Единицы измерения информации. Двоичное кодирование. Достоинства двоичного кодирования. Системы счисления. Перевод из десятичной системы счисления в систему счисления с любым основанием (целые числа). Перевод из системы счисления с любым основанием в десятичную систему счисления. Представление информации в ЭВМ (целые, вещественные, буквы и символы).

Устройство компьютера.

Назначение компьютера. Арифметические и логические основы построения ЭВМ. Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием. Функциональная схема простейшей ЭВМ. Структурная схема. Назначение основных устройств ЭВМ. Структура памяти, назначение. Внешняя память и внутренняя. Организация памяти на дискетах и жестких дисках. Принтеры, назначение. Основные типы принтеров (матричные, струйные, лазерные). Основные потребительские характеристики компьютера и принтеров. Локальные и телекоммуникационные сети.


obshaya-harakteristika-kompyuternih-prestuplenij-po-ugolovnomu-kodeksu-rf.html
obshaya-harakteristika-mira.html
obshaya-harakteristika-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-5.html
obshaya-harakteristika-peptidgidrolaz-nervnoj-tkani-nelizosomalnoj-lokalizacii-i-osobennosti-ih-funkcij-endopeptidazi.html
obshaya-harakteristika-politicheskoj-sistemi-rossijskoj-federacii-chast-4.html
obshaya-harakteristika-psihicheskih-sostoyanij-cheloveka-i-pedagogika.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ministr-finansov-gruzii-rossijskie-sankcii-nevigodni-obeim-storonam-boris-grizlov-monitoring-smi-4-oktyabrya-2006-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/lermontovskie-mesta.html
  • university.bystrickaya.ru/eta-kniga-istoriya-o-poiskah-lyubvi-krizise-i-somneniyah-chelovecheskom-stanovlenii-iskaniyah-istini-gde-prichudlivim-obrazom-perepletayutsya-mistiki-drevnosti-i-f-stranica-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-progressa-respubliki-tatarstan-stranica-16.html
  • klass.bystrickaya.ru/aj-kak-nehorosho-akunin-b-a44-ves-mir-teatr-roman-boris-akunin-hudozh-i-sakurov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-indeksnij-metod-ocenki-blagosostoyaniya-otchet-o-podgotovke-doklada-o-polozhenii-detej-v-rossii-etap-1.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-3-marta-2012-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-iv-osnovi-tehnologii-celostnogo-pedagogicheskogo-processa-uchebnoe-posobie-podgotovleno-v-sootvetstvii-s.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-9-institucionalnaya-dinamika-vozniknovenie-novih-pravil-programma-disciplini-sociologiya-rinkov-dlya-napravleniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-organizacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/estetika-slovesnogo-tvorchestva-sost-s-g-bocharov-tekst-podgot-g-s-bernshtejn-i-l-v-deryugina-primech-s-s-averinceva-i-s-g-bocharova-m-iskusstv-stranica-20.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-10-13-stranica-21.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bank-vdeolekcj-naukovo-metodichnogo-centru-distancjnogo-navchannya-napn-ukrani-pri-dnpropetrovskomu-naconalnomu-u-unversitet-men-olesya-gonchara.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-m-tuchkov-primernoe-soderzhanie-kursa-politicheskij-menedzhment-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnostyam-politologiya-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/lazerno-opticheskie-tehnologii-fotonika-tehnologicheskoj-platformi.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-takoe-svyazi-s-obshestvennostyu-celevoe-planirovanie-kontaktov-12-osnovnie-etapi-pr-deyatelnosti-12.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-26-bremya-sobirat-kamni-12-ulev-ili-legenda-o-tampuke-valerij-tihomirov-i-sergej-gureev.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-2-osnovnie-etapi-razvitiya-psihologicheskoj-nauki-uchebno-metodicheskij-kompleks-obshaya-psihologiya-dlya-otdeleniya.html
  • report.bystrickaya.ru/k-miru-bez-lepri-volga-astrahanskaya-oblast-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-koronel-polkovnik-so-vremeni-togo-chto-zdes-opisano-minulo-pochti-sorok-let-polovini-uchastnikov-etih-sobitij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/arenda-osnovnih-sredstv-v-ukraine-na-primere-predpriyatiya-chast-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/c-copyright-vadim-chernobrov-razresheno-tolko-razmeshenie-v-elektronnih-setyah-bez-prava-izvlecheniya-kommercheskoj-vigodi-publikaciya-dannoj-knigi-celikom-ili-po-stranica-22.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/licenziya-gnu-gpl-pravovie-voprosi-ispolzovaniya-internet-resursov.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-treninge.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-oao-dek-fsfr-zaregistrirovala-otchet-ob-itogah-dopvipuska-akcij-dek-razmeshennih-putem-konvertacii-v.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernie-temi-referatov-po-kursu-topologiya.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-plan-gosudarstvennih-zakupok-tovarov-rabot-i-uslug-na-2010-god-institut-mikrobiologii-i-virusologii-komiteta-nauki-mon-rk-stranica-10.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-torgovij-dom-gum-kod-emitenta-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/funkcii-infinitiva-metodicheskaya-razrabotka-soderzhit-kompleks-uprazhnenij-prednaznachennij-dlya-sovershenstvovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-upravleniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fakt-narusheniya-chesti-i-dostoinstva-formirovanie-dokazatelstvennoj-bazi-po-grazhdanskim-i-ugolovnim-delam.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-disciplini-psihologiya-upravleniya-cel-i-zadachi-disciplini.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/semanticheskij-i-grammaticheskij-status-prostranstvennih-atributov-v-strukture-viskazivaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-osnovnie-napravleniya-rossijsko-kitajskih-otnoshenij-v-poslednee-desyatiletie-hh-veka.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sozdanie-uslovij-dlya-razrabotki-i-realizacii-modeli-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-srednej-shkole.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.