.RU

Процесс индивидуализации и мифологическое мышление в эпоху современности 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология и философия культуры


На правах рукописи


Матецкая Анастасия Витальевна


ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЭПОХУ СОВРЕМЕННОСТИ

09.00.13 – религиоведение, философская антропология и философия культуры


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора

философских наук


Ростов-на-Дону

2007


Работа выполнена в отделе гуманитарных и социальных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета


Научный консультант доктор философских наук, профессор

Несмеянов Евгений Ефимович

Официальные оппоненты:


доктор философских наук, профессор Драч Геннадий Владимирович


доктор философских наук, профессор Данцев Андрей Андреевич


доктор философских наук, профессор Подопригора Станислав Яковлевич


Ведущая организация Кубанский государственный университет


Защита состоится "_____" декабря 2007 г., в 15.00


на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 140. Конференц – зал.


С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 148


Автореферат разослан "______" ноября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Шульман М.М.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена присущим современной эпохе "кризисом смыслов". На фоне динамичного научно-технического и экономического развития современных обществ все заметнее становится некоторая духовная опустошенность, исчерпанность культурных содержаний, лежащих в основании «проекта модерна». Феномен «кризиса смыслов» проявляется в постмодернистской критике базовых идейных и ценностных установок эпохи Просвещения, в отказе от поисков фундаментальных оснований человеческого бытия, в радикальном сомнении в самой возможности существования подобных оснований. Но постмодернизм – не единственный ответ на идейно-ценностную неопределенность, присущую нынешней эпохе. Все громче заявляет о себе религиозный фактор, как в форме возрождения интереса к традиционным конфессиям, так в религиозном творчестве – попытках создания новых религиозных доктрин и организаций. Нельзя не заметить и активизацию мифологического сознания. Мифы заявляют о себе не только в сфере обыденного сознания и массовой культуры, но и в политической сфере. Учитывая возрастание значения религии и мифа, можно говорить о тенденции иррационализации современной культуры. Подвижки в духовной сфере проявляются также в попытках создания нового целостного мировоззрения, преодолевающего раскол между рациональным и иррациональным, между научными и вненаучными формами знания. Формирующийся интерес к духовным ценностям не всегда имеет форму религиозно-философских исканий. Он проявляется также в растущем стремлении людей к самореализации, творчеству, раскрытию собственного потенциала, нередко отодвигающем на второй план ценности материального благосостояния (об этой тенденции говорят, в частности, такие исследователи, как А. Маслоу, Р. Инглхарт, В. Иноземцев). Именно интерес к раскрытию собственного потенциала и самопознанию часто стимулирует мировоззренческий поиск. Некоторый поворот к духовности, свойственный эпохе высокой современности, разворачивается на фоне углубляющегося процесса индивидуализации личностного бытия. На наш взгляд, процесс индивидуализации теснейшим образом связан с отмеченными выше поисками новых духовных ориентиров. В диссертации мы стараемся обосновать это предположение.

Таким образом, актуальность темы данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью анализа, во-первых, сущности и причин присущего эпохе высокой современности смыслового кризиса, порождающего потребность в новых духовных ориентирах, и, во-вторых, обширного сегмента современной культуры, связанного с активизацией мифологического мышления. Этот анализ непосредственно связан с изучением специфики антропологической ситуации, сложившейся в эпоху модерна.

^ Степень разработанности проблемы

Диссертация затрагивает достаточно широкий круг проблем, что подразумевает обращение к результатам предыдущих исследований. Интересующая нас взаимосвязь процесса индивидуализации и форм существования мифологического мышления в современную эпоху, не является разработанной в достаточной мере. Однако существует обширный корпус исследований собственно мифа, и довольно много работ, посвященных феномену современной индивидуализации.

Исследования мифа и мифологического мышления, начавшиеся еще на заре Нового времени, сегодня стали еще более популярными. При этом до сих пор не выработано единой точки зрения на сущность мифа, что оставляет значительный простор для дальнейшей научной работы. Среди наиболее влиятельных зарубежных и отечественных исследователей мифа и мифологического мышления (работавших в разных областях знания и в рамках принципиально различающихся теоретических подходов) следует назвать, в первую очередь, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля, Э. Кассирера, Э. Дюркгейма, М. Мосса, Р. Кайуа, К. Леви-Стросса, Р. Барта, К. Юнга, К. Кереньи, Дж. Кэмпбелла, М. Элиаде, К. Хюбнера, А.Ф. Лосева, Я. Голосовкера, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, С.А. Токарева, С.А. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, Вяч. Вс. Иванова, В.Н. Топорова, А.М. Пятигорского, Б. А. Успенского, П.С. Гуревича. Среди недавно вышедших фундаментальных работ по исследованию мифа следует отметить монографию Е. Я. Режабека, исследование различных концепций мифа, предпринятое В.М. Найдышем.

Мы в своем исследовании так или иначе учитываем, фактически, весь корпус основных концепций, анализирующих миф, но опираемся преимущественно на исследования мифа и сакрального, предпринятые М. Элиаде и К.Хюбнером. Следует отметить также большое влияние идей К. Юнга (и его последователей – прежде всего, К. Кереньи). Особенно важным для нас был предпринятый этими авторами анализ существования мифа в современную эпоху. Среди других авторов, чьи идеи нашли применение в данном диссертационном исследовании, следует назвать Ю.М. Лотмана, Р.Кайуа. Опираясь на работы этих исследователей, мы анализируем проблему соотношения процесса секуляризации и рационализации современной культуры с противоположной тенденцией - явной мифологизацией индивидуального сознания личности в эпоху модерна.

Обращаясь в нашей работе к анализу феномена сакрального, мы опираемся на идеи Э. Дюркгейма, М. Элиаде, Ж. Батая, Р. Кайуа.

Большое значение для нашей работы имели исследования по социологии религии, главным образом, М. Вебера, П. Бергера, Р. Беллы, посвященные анализу феномена религии, религиозной ситуации в современных обществах, сущности и последствий секуляризации. Мы отталкиваемся от концепции рационализации М. Вебера и стараемся показать, что процесс "расколдовывания мира", свойственный современности, нельзя рассматривать как всеобъемлющий. Рационализация культуры и социальной структуры (в чем, собственно, и выражается "расколдовывание" мира), свойственная модерну, сопровождается, на наш взгляд, его вторичным "заколдованием", обусловленным процессом "стихийного", нерегулируемого культурой индивидуального мифологизирования. Термин "заколдовывание" употребляет и Л.Г.Ионин, характеризуя культурную ситуацию эпохи постмодерна. Однако, на наш взгляд, вторичное "заколдовывание" происходит на протяжении всей эпохи современности, хотя и не осознается как таковое. Мы учитываем также работы П.С. Гуревича, посвященные анализу современного оккультизма и мистицизма, а также – феномена "социальной мифологии".

Современная индивидуализация и порождаемые ею проблемы находятся в фокусе внимания исследователей достаточно давно. Нас интересовал не только собственно философский анализ антропологический проблематики, но и социологический и психологический анализ специфики существования личности в современном обществе, социологический и культурологический анализ современного индивидуализма, особенности конструирования и поддержания идентичности в эпоху современности. Для нашей работы наибольшее значение имели исследования таких зарубежных авторов, как К. Юнг (психологические проблемы современного человека), Э. Фромм (концепция социального характера, феномен "бегства от свободы", анализ феномена отчуждения личности в индустриальных обществах); Н. Элиас (процесс индивидуализации, концепция идентичности, проблема взаимосвязи индивида и общества); З. Бауман (концепция "индивидуализированного общества", анализ проблемы кризиса идентичности, специфика современного индивидуализма), У. Бек (концепция общества риска, анализ индивидуализации социального неравенства и жизненных стилей); Э. Гидденс (концепция рефлексивности, "Я" как "рефлексивного проекта"), Ж. Липовецки (анализ субъективности в потребительском постмодернистском обществе). Среди отечественных исследователей, занимавшихся проблемами современной индивидуализации в интересующем нас аспекте, следует назвать И.С Кона (проблема идентичности), Г.Г. Дилигенского (анализ форм проявления индивидуальности в различном социокультурном контексте), Л.Г. Ионина (индивидуализация стилей жизни), Е.В. Зинченко и В.В. Петренко (их аналитический обзор исследований субъективности был особенно значимым для нашей работы), П.И. Смирнова (эволюция индивидуализма в западных обществах).

Анализ специфики современной культуры и эпохи современности в целом, предпринятый в нашей работе, опирается на достаточно обширную теоретическую базу. Среди ученых, чьи идеи и концепции оказались наиболее востребованными в диссертационном исследовании, следует назвать О. Шпенглера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, К. Манхейма (Маннхейма), П. Бергера, Э. Гидденса, У. Бека, Ю. Хабермаса, З. Баумана. В работе учитывается и комплекс исследований постиндустриального общества (в особенности, специфики его культуры, способа бытия человека в нем) предпринятых Д. Беллом, О. Тоффлером, В. Иноземцевым. Определенное влияние на нашу работу оказали и идеи постмодернистских теоретиков – прежде всего, Ж.-Ф. Лиотара и Ж. Бодрийара.

Обширный исследовательский задел по интересующей нас проблематике оставляет значительный простор для дальнейших поисков, поскольку взаимосвязь процесса индивидуализации и стихийной мифологизации индивидуального сознания внимания исследователей пока не привлекала.


^ Методологические и теоретические основания исследования

Данное диссертационное исследование имеет междисциплинарный характер, находясь на стыке собственно философской, культурологической и социологической проблематики. Оно опирается также на ряд идей и концепций, сформулированных в рамках истории и феноменологии религии, психологии (главным образом, глубинной психологии).

В диссертации используется ряд методологических подходов: феноменологический и герменевтический методы, сравнительно-исторический метод, элементы функционального и структуралистского подхода к анализу культуры, и, наконец, методологический подход, реализуемый в социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана.

Теоретической базой диссертационного исследования послужили концепции мифа и мифологического мышления, аналитика сакрального таких авторов, как М. Элиаде, Р. Кайуа, К. Хюбнер; социологические концепции современности (от М. Вебера до У.Бека и Э. Гидденса), концепции постиндустриального общества (Д. Белл, Э. Тоффлер, В. Иноземцев), концепции секуляризации и рационализации (прежде всего, П. Бергера и М. Вебера ); философия и социология культуры Г. Зиммеля; структурно-функциональный и символический подходы к анализу культуры; концепции идентичности ( Н. Элиас, Э. Гидденс, З. Бауман), структуралистский и поструктуралистский анализ культуры и субъективности; постмодернистская социальная теория (Ж. Бодрийар).

В данном разделе следует определиться с наиболее важными для диссертационного исследования понятиями, тем более что они не имеют общепринятого толкования. Понятия «современный» и «современность» используются в нашей работе для обозначения специфического типа социальной организации, сложившегося в результате развития капиталистической экономики, промышленной революции, секуляризации. Таким образом, понятие «современный» имеет в работе типологический, а не сугубо «хронологический» смысл, распространенный в обыденном словоупотреблении. Понятия «высокая современность» и «постсовременность», широко распространенные сегодня в социологическом, философском и культурологическом теоретизировании, используются в нашей работе для обозначения эпохи, охватывающей последнюю четверть ХХ – начало ХХI века. «Высокой современностью» эту эпоху называют авторы, считающие, что между нею и «классической современностью» существует ярко выраженная преемственность, а «постсовременностью» - авторы, полагающие, что она имеет качественно иной характер. Для нашей работы данная теоретическая дискуссия не значима, и мы используем данные понятия для обозначения очерченного выше исторического периода.

Под «процессом индивидуализации» в работе понимается присущая современности автономизация личности, все более полное высвобождение индивида из сети устойчивых социальных связей, сопровождающееся как позитивными (возрастание свободы выбора, социальной мобильности, рефлексивности) так и негативными (отчуждение, дезориентация, кризис идентичности и др.) моментами.

Принципиально важно определить понятие мифа, имеющее огромное количество трактовок, связанных с принципиально различным пониманием сущности этого феномена. Мы понимаем миф как определенный тип мировоззрения, имеющий специфическую логику (реконструируемую в работах таких исследователей, как М.Элиаде, К.Хюбнер, К.Леви-Стросс, Ю.М.Лотман и др.), который не является только лишь наследием прошлого, но присутствует и в эпоху современности, несмотря на секуляризацию. Собственно, анализ противоречия между "живучестью" мифа и секуляризацией является одной из важных задач нашего исследования.

Последнее понятие, на котором следует здесь остановиться – это понятие сакрального. Феномен сакрального до сих пор не поддается четкому определению. Большинство исследователей определяют сакральное, исходя из его противопоставления мирскому, светскому, профанному. Такая позиция характерна, в частности, для Э. Дюркгейма, Р. Кайуа, упомянутого уже М. Элиаде. Сакральное наделено особой силой, оно «онтологически первично» по отношению к профанному. Так сакральное понимается и в нашей работе. Мы можем лишь слегка уточнить эту трактовку и сказать, что феномен сакрального проявляет себя в форме придания особой значимости и эмоционально-смысловой насыщенности тем или иным объектам и состояниям.

^ Объектом диссертационного исследования является процесс индивидуализации личностного бытия, свойственный модерну

Предметом исследования выступает мифологизация индивидуального сознания в эпоху модерна.

^ Цель и задачи исследования

Целью исследования является конкретизация и обоснование следующей основной гипотезы.

Секуляризация и рационализация культуры и социальной структуры, являющиеся характерными чертами модерна, не приводят к полной секуляризации индивидуального сознания, но, напротив, сопровождаются устойчивой тенденцией индивидуального сознания к стихийному мифологизированию. Процесс индивидуализации, приводящий к все более отчетливому дистанцированию личности от общества и доминирующих культурных смыслов, стимулирует эту тенденцию.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Научная новизна исследования заключается в следующем:

проанализированы перспективы поворота к духовности в свете проблемы поиска новых культурных смыслов и духовных ориентиров на рубеже нового тысячелетия.


^ Тезисы, выносимые на защиту

На защиту выносятся следующие тезисы.

1. Свойственная эпохе модерна индивидуализация личностного бытия, порождаемая социальной и культурной дифференциацией, приводит к усложнению внутреннего мира личности, фрагментации и противоречивости его содержаний.

2. Важнейшим проявлением противоречивости и фрагментации внутреннего мира личности является рассогласование рационального и иррационального аспектов, отражающее антиномию рационального и иррационального, свойственную современной культуре в целом.

3. Современная культура в силу доминирующих в ней ценностных и идейных ориентиров не справляется с функцией приспособления индивида к его внутреннему миру и препятствует осознанию значимости этой проблемы, что приводит к негативным последствиям как для личности, так и для общества

4. Реакцией индивида на усложнение социальной среды, «хаотизацию» культурных содержаний, отчуждение, обессмысливание личностного существования и фрагментацию внутреннего мира нередко является стихийное мифологизирование, которое развивается параллельно процессу рационализации на протяжении всей эпохи модерна и находит свое выражение в феноменах кризисного сознания, "альтернативной духовности", оккультизме и мистицизме, приверженности политическим идеологиям, зачастую выступающим в качестве суррогатов мифа, новых религиозных движениях, распространенных сюжетах массовой культуры и др.

5. Несмотря на явное присутствие мифа в духовном пространстве современности и его несомненное влияние на социально-политические процессы, доминирующая культура в течение долгого времени подвергает миф маргинализации, что приводит к неадекватному пониманию многих масштабных феноменов современности – в частности, феномена тоталитаризма.

6. «Игнорирование» мифа и лежащего в его основе феномена сакрального связано с присущим культуре модерна способом восприятия реальности. Оппозиция «сакрального и мирского», структурирующая мир в мифологическом мировоззрении, теряет значение в современной культуре, для которой базовыми являются оппозиции «духовного – материального» и «рационального – иррационального».

7. Феномен сакрального в форме придания особой значимости и эмоционально-смысловой насыщенности тем или иным объектам или состояниям существует в эпоху современности, проявляясь прежде всего в пространстве внутреннего опыта личности (что опровергает гипотезы о социальных корнях сакрального) и не находя адекватного выражения в символике современной культуры и сфере легитимной социальной практики.

8. Устойчивость мифологического мышления и его сохранение (зафиксированное многими исследователями) на фоне присущих современности рационализации и секуляризации доминирующей культуры и социальной структуры свидетельствует о его глубокой укорененности в человеческой психике, тех её аспектах, которые в эпоху модерна маркируются как «иррациональные» и либо подавляются, либо игнорируются. В результате внутренний мир человека оказывается понятым неадекватно и не «освоенным» современной культурой в достаточной степени.

9. «Бытие» мифа в эпоху современности отличается от форм его существования в традиционных обществах тем, что не имеет легитимного характера, не связано непосредственно с институционализированными социальными практиками (за некоторыми исключениями) и проявляет себя, главным образом, в маргинальных культурных феноменах и во внутреннем опыте личности, который не находит адекватного выражения в доминирующей культурной символике современности.

10. Парадоксальность и антиномичность современной эпохи заключается в одновременном протекании противоположных процессов: рационализации и секуляризации культуры и общественной жизни – с одной стороны, и стихийной мифологизации индивидуального сознания – с другой.

11. По мере интенсификации процесса индивидуализации, нарастания отчуждения личности от социокультурной среды, противоречие между секуляризацией этой среды и мифологизацией индивидуального мышления углублялось и к концу ХХ века породило феномен «поворота к духовности"

12. В эпоху высокой современности (или постсовременности) – в конце ХХ – начале XXI века, обозначилась тенденция к осознанию значимости и частичной реабилитации мифологического мышления, что отразилось и в отмеченном некоторыми исследователями феномене «десекуляризации», растущем интересе к проблемам духовности. В области научного и философского знания эта тенденция проявляется в возникновении концепций, стремящихся преодолеть упрощенный «материализм» мировоззрения классического модерна, учитывать «духовный» аспект реальности, вернуть мировоззрению целостность, утраченную в результате глубокой культурной дифференциации. На уровне массового сознания тенденция к воссозданию целостного мировоззрения выражается в появлении интереса к внутреннему миру личности, «духовному росту», поиске путей для реализации этой цели ( в современной культуре фактически отсутствующих), в возникновении движения «New Age» и др.

13. Поворот к духовности находит свое выражение и в формировании нового типа религиозности, для которого характерны индивидуализация религиозного опыта; отсутствие четкой религиозной доктрины и некоторая архаизация верований ( магизм, вера в множество мифических существ, ослабление нравственной проблематики и др.). Новая религиозность существует наряду с традиционными формами религий.

14. «Повороту к духовности» способствовало отчасти, как это не парадоксально звучит, становление потребительского общества, которое культивирует индивидуалистические настроения, создает новые индивидуализированные стили потребления и превращает «духовность» в массовый товар, что стимулирует спрос и интерес. Соответственно, «новая духовность» общества потребления нередко несет на себе «родовые черты» этого общества (гедонизм, гипертрофированный индивидуализм и др.).


missionerstvo-v-predelah-galicko-volinskogo-knyazhestva-ponyatie-o-nauke-istoriya-russkoj-cerkvi-eyo-predmet-i-zadacha.html
missiya-kak-konkurentnoe-preimushestvo-v-nestabilnoj-rinochnoj-srede.html
missiya-mbdou-doklad-mbdou-dskv-16-lastochka.html
mistectvo-yak-skladova-duhovno-kulturi-susplstva.html
misticheskaya-duhovnaya-tradiciya.html
mistifikacii-prospera-merime-chast-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-vtorogo-etapa-x-mezhdunarodnoj-olimpiadi-po-osnovam-nauk-v-respublike-kazahstan-v-20132014-uchebnom-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/garri-potter-i-tajnaya-komnata-stranica-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ishodi-iz-istorie-aneks-shkolskog-programa-20102011-godine-sadrzha-.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sporudzhennya-zemlyanogo-polotna-dlya-budvnictva-dorogi.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-direktora-departamenta-gosudarstvennoj-politiki-v-sfere-vospitaniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-i-socialnoj-zashiti-detej-minobrnauki-rossii-a.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-priklyuchencheskij-roman-lezvie-britvi-podnimaet-problemi-izucheniya-vozmozhnostej-cheloveka-stranica-11.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyuboe-narushenie-budet-presledovatsya-po-zakonu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specialnost-19070265-organizaciya-i-bezopasnost-dvizheniya-prikazivayu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-14-golodomor.html
  • shkola.bystrickaya.ru/storya-sela-znkova.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dokumentalnij-kontrol-kak-forma-tamozhennogo-kontrolya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raznoobrazie-osobennosti-rosta-i-razvitiya-pinopsida-pri-introdukcii-v-usloviyah-mahachkali.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-konstitucionno-pravovie-osnoviobshestvennogo-stroya-uchebnik-dlya-studentov-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov.html
  • control.bystrickaya.ru/boss-bespodobnij-ili-bespoleznij-immelman-rejmond-stranica-20.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ob-itogah-podgotovki-naseleniya-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni-i-zashiti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-referatov-specifika-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-centralnoj-evropi-v-rannee-srednevekove-specifika-politicheskogo-razvitiya-centralnoj-evropi-v-rannee-srednevekove.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-takoe-byudzhet-forma-plan-ili-fond.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tnmder-bar-konvertterd-ashu-hattamasi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ushi-lapi-i-hvosti-dom-narodnogo-tvorchestva-sbornik-scenariev-i-metodicheskih-materialov-dlya-organizacii-dosuga.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtoroe-izdanie-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/lichnostnie-razlichiya-lyudej-s-yarko-virazhennoj-i-nevirazhennoj-ciklotimicheskoj-akcentuaciej-haraktera-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rodovaya-pamyat-v-drevnej-rusi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-po-specialnosti-151001-tehnologiya-mashinostroeniya-v-2010-godu-p-sosnovskoe.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-stati.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proektno-issledovatelskaya-rabota-ispolniteli-volodina-anna-11-a-klass-fatyanova-alyona-11-a-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-vipuska-i-realizacii-gotovoj-produkcii-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-svet-v-zhizni-tehnike-iskusstve-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernie-temi-uchebno-issledovatelskih-rabot-dlya-vibora-uchashimisya-6-8-klassov-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-po-biologii-8-11-mou-sarsak-omginskij-licej-agrizskogo-municipalnogo-rajona-rt-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyudi-iks-nachalo-rosomaha-film-lyudi-iks-nachalo-rosomaha-yavilsya-dostojnim-prodolzheniem-predidushih-treh-chastej-povestvuyushih-o-mutantah-obladayushih-sverhchel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-oblastnogo-festivalya-teatralnih-kollektivov-melpomena-v-ramkah-oblastnogo-festivalya-detskogo-i-yunosheskogo-hudozhestvennogo-i-tehnicheskogo-tvorchestva-yu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-mezhvuzovskaya-studencheskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-aktualnie-problemi-sovremennogo-prava-gosudarstva-i-ekonomiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/promishlennost-i-promishlennaya-politika-turcii-na-sovremennom-etape-1980-2005.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sayasattanu-barli-mamandia-arnalan.html
  • essay.bystrickaya.ru/centr-gigieni-i-epidemiologii-v-chechenskoj-respublike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.