.RU

При возникновении аварий с разливом нефтепродуктов - План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти...



^ При возникновении аварий с разливом нефтепродуктов.

Первоочередные действия при ЧС.

Мастер, получив информацию об аварии с разливом нефтепродуктов, немедленно оповещает руководство, предупреждает дежурный персонал и людей, находящихся на территории Томского ШПЗ об опасности.

До прибытия должностных лиц диспетчер руководит действиями привлекаемого персонала по проведению неотложных мер по локализации аварийного разлива нефтепродуктов, его оцеплению и ликвидации ЧС.

Оповещает дежурного ГУ МЧС по Томской области. При угрозе возгорания разлива оповещает дежурного УГПС МЧС Томской области.

Оповещает руководителя Нижневартовского территориального подразделения отряда ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» по телефону 8-(3466)-21-28-16, сот. 8-912-938-67-03. По прибытии председатель КЧС организует проведение разведки и ведение непрерывного наблюдения за складывающейся обстановкой на участке аварийного разлива; осуществляет оценку обстановки; докладывает директору Томского ШПЗ, организует проведение противопожарных мероприятий. На основе оценки обстановки принимает решение на ликвидацию аварии и, при необходимости, на проведение эвакуации.

Вводится план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, аварийных разливов нефтепродуктов, организуется проведение работ по ликвидации разлива нефтепродуктов.

Устанавливается связь с органами МЧС, УВД УГПС области по вопросам:

необходимости привлечения дополнительных сил и средств;

оповещения населения и потребности его эвакуации;

оказания медпомощи.


При возникновении пожара при аварийном разливе нефтепродуктов.

Директор Томского ШПЗ немедленно оповещает диспетчеров ПСС, УГПС и администрацию Томской области и до прибытия руководящего состава ОАО «ТрансВудСервис» принимает меры по защите персонала и ликвидации возгорания силами рабочей смены. Дежурная смена ШПЗ немедленно выдвигается к месту возгорания до прибытия ПСС, УГПС организует постановку водяных завес своими силами и средствами. Время прибытия ПСС и УГПС Томской области – Ч+00.10.


Обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи.

Источниками наибольшей опасности для жизнедеятельности обслуживающего персонала и населения, близлежащих к месту населенных пунктов являются:

загрязнение окружающей среды, связанной с истечением, разливом, испарением нефтепродуктов из резервуаров, цистерн, технических трубопроводов и агрегатов;

крупные массовые пожары и взрывы топливовоздушной смеси с разливом горящей жидкости.

Основными поражающими факторами для людей при авариях являются:

тепловое излучение при пожаре;

химическое поражение токсичными газами (диоксид углерода – углекислый газ, угарный газ СО);

получение ранений различных видов тяжести элементами технологического оборудования и строительных конструкций при взрыве топливовоздушной смеси или котлов (емкостей, резервуаров) под давлением.


Основными способами защиты персонала и населения являются:

1. Использование персоналом, выполняющим работы по ликвидации аварий и их последствий, средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви.

В зависимости от рода выполняемых работ при угрозе поражения токсичными газами персонал использует противогазы ГП-7, шланговые или изолирующие противогазы, газопылезащитные респираторы РУ-6М. В процессе работы обязательно периодическое проведение контроля загазованности воздушной среды.

При обнаружении опасных концентраций необходимо:

вывести людей из загазованной зоны;

приостановить все работы, кроме требуемых, по соображениям безопасности;

ограничить загазованную зону знаками безопасности с учетом направления ветра и выставить посты наблюдения;

устранить причины загазованности.

2. Эвакуация из опасной зоны персонала, не задействованного в аварийных работах и населения при наличии угрозы для их жизни.

В наиболее экстремальных ситуациях при необходимости проведения экстренной (безотлагательной) эвакуации персонал имеет возможность беспрепятственно покинуть производственные корпуса и любую установку не менее, чем в двух противоположных направлениях.

Беспрепятственная эвакуация обеспечивается следующими инженерно-техническими мероприятиями, предусмотренными в проекте:

двери на путях эвакуации открываются по ходу эвакуации;

предусмотрено устройство эвакуационного освещения и установка световых указателей «ВЫХОД», питающих от независимого источника электроэнергии, при проектировании которых учтены требования СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

При необходимости эвакуации управление персоналом осуществляется передачей по системе оповещения специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и оперативных сообщений, содержащих информацию о необходимом направлении движения.

На объекте имеется возможность осуществить эвакуационные мероприятия в полном объеме и в сроки, предусмотренные действующим нормативным документом - Руководством по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, МЧС России 1996 г.

На территории Томского ШПЗ регулярно проводятся тренировки по эвакуационным мероприятиям.

Организация и производство аварийно-восстановительных работ должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями правил безопасности.

В случае угрозы или возникновении аварии на объекте руководитель организует работы по защите людей в соответствии с «Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В случае необходимости, в зависимости от размеров и последствий аварий, а также степени угрозы жизни персонала и населения, опасности экологической катастрофы, по запросу директора Томского ШПЗ для ведения спасательных мероприятий и защите людей, решением КЧС Томской области, привлекаются силы и средства сторонних организаций, а также поисково-спасательная служба Томской области.

При угрозе поражения токсичными газами проводится экстренная эвакуация рабочих, служащих и населения близлежащих населенных пунктов путем вывоза (вывода) из зоны возможного токсичного заражения за ее границы в сторону, перпендикулярную направлению ветра. Зоны эвакуации и маршруты вызова (вывода) людей определяется штабом руководства по результатам оценки метеоданных и складывающейся обстановки.

Оцепление аварии с целью недопущения в опасную зону местного населения осуществляется силами органов внутренних дел.

Оказание медицинской помощи персоналу и населению осуществляется медицинским персоналом скорой помощи.


3.1.3. Мониторинг обстановки и окружающей среды

^ ТЭЦ-3, ГРЭС-2, ПРК.

Мониторинг окружающей среды при возникновении разлива нефтепродуктов, включающий визуальный контроль и количественные измерения, должен предусматривать:

установление места выхода нефтепродуктов на поверхность земли или воды;

установление места утечки нефтепродукта (места разгерметизации оборудования, аппарата, трубопровода и т.п.);

оценка параметров разлива нефтепродуктов (объема, линейных размеров, формы, а также динамики их изменений);

определение и контроль направления и скорости распространения нефтяного пятна;

определение и контроль параметров окружающей среды.

Наблюдение за размерами зоны разлива и состоянием нефтепродуктов проводится визуально:

до прибытия АСФ - дежурным персоналом объекта;

с прибытием АСФ – руководителем работ по ликвидации аварии.

Для оценки состояния окружающей среды и сложившейся обстановки на месте разлива нефтепродуктов производится биологическая, инженерная, медицинская и пожарная разведка.

Разведка проводится с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывного наблюдения и контроля изменения обстановки в зоне ЧС.

Далее осуществляется анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценка обстановки в зоне ЧС. На основе данных принимается решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В процессе биологической разведки определяются масштабы и границы зон заражения, выявляются источники, определяется вид и характер заражения, ведется постоянное наблюдение и контроль изменения обстановки.

В процессе инженерной разведки определяется состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС, определяются места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, определяется состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС, устанавливается наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов, нахождение пострадавших.

В процессе медицинской разведки выявляются пораженные, их численность и состояние, намечаются пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации, определяются районы развертывания медицинских пунктов, места для размещения пострадавших с последующей эвакуацией в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

В ходе пожарной разведки определяются виды, параметры и границы очагов пожара; скорость и направление распространения огня в очагах пожара; оценивается степень загазованности и задымления в очагах пожара; определяется пожарная обстановка на маршрутах движения сил для ликвидации ЧС; выявляются потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва, в связи с близостью к очагам пожара; определяется состояние систем противопожарного водоснабжения.

В рабочей зоне до начала работ и ежечасно в период их выполнения определяется концентрация паров углеводородов в воздухе.

При появлении явных признаков увеличения концентрации паров, а также при изменении погодных условий (изменение, направления ветра, повышение температуры, уменьшение облачности и т.п.) должны производиться дополнительные замеры концентрации паров.

Пробы воздуха отбираются у кромки пятна нефтепродуктов на высоте 1 м от поверхности почвы на расстоянии не менее 0,5 м от кромки пятна (не менее чем в трех точках) пробоотборником, укрепленным на шесте.

При этом допускается применение только оборудования взрывозащищенного исполнения и инструментов, изготовленных из материалов, исключающих образование искр при ударах. Лица, участвующие в отборе пробы, должны быть в противогазах.

Результаты замеров заносятся в специальный журнал.

Хим. лаборатория СП ТЭЦ-3 имеет необходимое оборудование для определения концентрация паров углеводородов в воздухе.

Для этой цели применяются газоанализаторы УГ-2 и переносной фотоионизационный газоанализатор КОЛИОН-1В.


ТПНБ.

Для уточнения обстановки в зоне аварии и прилегающей к нефтебазе местности распоряжением Управляющего (Генерального директора) «Томск-Терминал» № 09-Р от 19.05.2005г. создана оперативная группа из состава КЧС ПБ и штаба ГОЧС. Возглавляет оперативную группу заместитель генерального директора по безопасности. Для работы оперативной группы привлекаются основные специалисты нефтебазы и командиры АСФ. Задачи на ведение разведки ставит руководитель объекта, распоряжения которого доводятся до командиров АСФ. Командир АСФ, получив распоряжение, устно ставит задачу личному составу и принимает меры по ее выполнению в полном объеме и в кратчайшие сроки. При этом проводится:

оценка объема разлитого нефтепродукта;

определение местоположения разлива и характеристик его распространения;

оценка погодных условий;

оценка взрыво- и пожароопасности;

оценка угрозы для людей и окружающей среды;

оценка возможности действий по остановке выброса нефтепродукта;

прогноз по загрязнению зон приоритетной защиты.

После выполнения задачи командир формирования обозначает границы зон с помощью знаков ограждения и отмечает их на схеме объекта.

На пункте сбора оформляет результаты в письменной форме и докладывает данные разведки и наблюдения начальнику штаба по делам ГО и ЧС.

В случае аварийного разлива нефтепродуктов свыше 500 тонн создается штаб руководства операциями по ликвидации разливов нефтепродуктов с распределением обязанностей должностных лиц, членов штаба.

В задачи штаба входит:

сбор и анализ информации о разливе;

определение уровня разлива нефтепродукта;

подготовка предложений по стратегии ликвидации аварийного разлива нефтепродукта;

осуществление оповещения и информирование по принятой схеме, в том числе взаимодей­ствие с городскими органами;

принятие решения о необходимости привлечения сил и средств сторонних организаций;

принятие решения о начале, временном прекращении и окончании операций по ЛРН;

обеспечение контроля и выполнение объявленной схемы первоочередных действий;

осуществление связи и обмен информацией с территориальными КЧС установленным порядком;

осуществление наблюдения и контроля над аварийной ситуацией и ходом работ по локали­зации и ликвидации разлива;

ведение журнала, в который заносятся все сообщения с места разлива, принимаемые распо­ряжения и решения органов, уполномоченных координировать ликвидацию ЧС;

решение вопросов с природоохранными органами;

учет произведенных затрат, в том числе привлеченных организаций;

после завершения операции по ликвидации разливов нефтепродуктов оформление технического отчета и организация разбора хода проведения ЛРН;

организация учений по ПЛАРН.

В зависимости от объема разлившихся нефти и нефтепродуктов и площади разлива в со­ответствии с постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240) выделяются чрезвычайные ситуации:

локального значения - 100 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива ох­ватывает территорию объекта;

местного значения - 500 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охва­тывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект;

территориального значения - 1000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь
разлива охватывает территории субъекта РФ;

регионального значения - 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разли­ва охватывает территории двух субъектов РФ;

федерального значения - более 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь
разлива охватывает территории более двух субъектов РФ.

Применительно к рассматриваемым составляющим объекта максимальная авария на территории Томской перевалочной нефтебазы - по площади разлива - локального, по массе разлившегося нефтепродукта - регионального значения (территориального значения).


^ Томский ШПЗ.

После получения сообщения о разливе нефти принимаются меры по:

оценке характера повреждения и масштаба аварии;

обеспечению безопасности персонала, участвующего в операциях по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, и объектов жизнеобеспечения, находящихся в зонах поражающих факторов разлива нефти;

предварительной оценке масштабов разлива нефтепродукта;

прогнозированию уровня ЧС;

организации производственного контроля и мониторинга зон разлива нефти;

сбору, обмену и анализу информации о разливе нефти (Вся информация о ходе работ по ликвидации аварии в начальный период фиксируется диспетчером ШПЗ, а при созыве КЧС и ОПБ эта функция передается назначенному ответственному лицу. В этом случае назначенное ответственное лицо информирует диспетчера ШПЗ).

При предварительной оценке обстановки уточняется:

местонахождение, источник и причина разлива (разгерметизация резервуара хранения, порыв трубопровода и т. п.);

приблизительный объем и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается);

площадь разлива, направление движения, длина и ширина;

гидрометеорологические условия в районе разлива;

меры, предпринятые для локализации и ликвидации разлива;

наличие пострадавших и вероятность загрязнения природных объектов;

краткосрочный и среднесрочный прогноз гидрометеорологической службы.

На основе предварительных данных о сложившейся обстановке принимается решение на проведение экстренных мер по защите персонала, населения и территорий, оказанию помощи пострадавшим, по локализации разлива, по уменьшению масштабов загрязнения. Организуется информирование персонала объектов, работающих в непосредственности близости.

В соответствии с принятыми решениями отдаются распоряжения на проведение мероприятий по локализации и ликвидации разлива нефти. Распоряжения доводятся до директора ШПЗ, аварийно-спасательного формирования и персонала ШПЗ, участвующего в проведении работ по ЛЧС (Н). После отдачи распоряжений организуется непосредственное выполнение работ по защите персонала и территорий, оказанию помощи пострадавшим, локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов. Выполнение мероприятий начинается дежурным персоналом ШПЗ. По мере приведения в готовность привлекается АСФ и специальные технические средства в соответствии с планом ликвидации разливов нефтепродуктов.

Объем разлива нефтепродуктов на территории ШПЗ может быть определен размерами обвалования. В случае разлива нефтепродуктов на открытой поверхности по рельефу и уклону местности, геоморфологическим, гидрологическим, погодным условиям с учетом подстилающей поверхности прогнозируется поведение пятна разлива и возможное направление его распространения. На месте разлива по контуру загрязнения выставляются вешки. От качества первичной разметки (определения контура загрязнения с отметкой времени установок вешек) зависит качество локализации, особенно в зимнее время года.

В ходе обычной производственной деятельности мониторинг окружающей среды осуществляется специалистами гидротехнической лаборатории отдела охраны окружающей среды администрации Томской области, лаборатории Центра СЭН.

Ежеквартально проводится инвентаризация стационарных источников ЧС (Н), еженедельно за состоянием территории, на которых расположены объекты использующие нефтепродукты.

А. Мониторинг и проведение измерений в области охраны окружающей среды.

А.1. Мониторинг и проведение измерений в области охраны окружающей среды включает

мониторинг в области охраны атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников;

мониторинг сточных вод (дождевых и производственных);

мониторинг условий и лимитов размещения отходов;

мониторинг состояния измерительных приборов;

мониторинг соответствия деятельности Томского ШПЗ в области охраны окружающей среды и охране труда законодательным актом и иными требованиями;

мониторинг реализации целей и задач.

А.А. Мониторинг охраны окружающей среды.

Мониторинг в области охраны окружающей среды включает в себя:

измерения, анализ и мониторинг, которые следуют из требований законодательства;

измерения, анализ и мониторинг, которые следуют из управления ходом работ.

В. Мониторинг и проведение измерений в области охраны труда.

В.1. Мониторинг и проведение измерений в области охраны труда проводятся в соответствии с программой производственного контроля, которая содержит:

вредные факторы для каждого рабочего места;

определение параметров измерений;

периодичность контроля;

мониторинг воздуха рабочей зоны;

мониторинг физических факторов в рабочей зоне.

Программа производственного контроля и план график утверждается генеральным директором ОАО «ТрансВудСервис» и согласовывается в ЦГСЭН.

В.В. Определение объемов измерений в рабочей зоне.

В.В.1. Объем измерений вредных факторов воздействия на рабочем месте определяется на основании:

постановления, требования контролирующих органов;

наблюдения хода технологического процесса.

Изменения в объемах измерений вредных факторов воздействия на рабочем месте происходят в результате:

измерений технологии/ сырья, применяемых химических веществах;

замены сооружений производства, капитального ремонта;

изменения поставленных задач и рабочего времени на рабочих местах.

В.В.2. Составляется план контроля на следующих основаниях:

результаты контроля согласно действующего законодательства;

требования контролирующих органов;

внутренний спрос.

С. Мониторинг состояния реализации целей.

Специалисты по охране окружающей среды и охране труда контролируют реализацию поставленных целей раз в полгода и сообщают о положении дел директору Томского ШПЗ, а тот, в свою очередь - генеральному директору ОАО «ТрансВудСервис» по анализу функционирования системы управления окружающей средой и охраной труда.

Д.1. Мониторинг, касающийся соблюдения требований законодательства, происходит один раз в квартал. Специалисты по охране окружающей среды, охране труда, промышленной и пожарной безопасности соответственно оценивают соблюдение правовых требований. Эта оценка документируется в форме отчета.

Д.2. Целью данного анализа является определение соблюдений закона и установление каких-либо отклонений. Анализ включает:

сравнение результатов измерений с нормативами;

указание на те области, где соблюдение правовых требований невозможно;

установление новых правовых требований, которые были введены за последний квартал.

Е.1. Оборудование, применяющееся на территории Томского ШПЗ для проведения измерений, регистрируется, контролируется и учитываются в установленном законодательством порядке.

Е.2. Проверка измерительных приборов происходит согласно графику и требований нормативных документов.


3.1.4. Организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов

^ ТЭЦ-3, ГРЭС-2, ПРК.

На основе оценки уточненных параметров объема и площадей разлива, его физико-химической структуры, и динамики его поведения в окружающей среде, погодно-климатических условий, рельефа и структуры поверхности места разлива, ответственным руководителем работ по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, председателем КЧС ПБ Томского филиала принимается решение на локализацию разлива.

Решение является обязательным для исполнения всех привлекаемых средств и сил.

Если масштабы разлива нефтепродуктов таковы, что своих сил и средств для локализации недостаточно, дополнительно привлекается техника и специальные технические средства в специализированных организациях.

Локализация аварийного разлива нефтепродуктов имеет целью подавить или снизить до минимально возможного уровня воздействие вредных и опасных факторов, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, экологии, а также затрудняющих ведение спасательных и других неотложных работ на аварийном объекте и в зоне за его пределами.

Одними из первоочередных, являются действия по предотвращению растекания нефтепродуктов на близлежащей территории, путем производства работ по: сбору разлившихся нефтепродуктов в аварийный резервуар, засыпке разлива (пролива) сыпучими сорбентами.

В решении ответственного руководителя работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов указывается:

прямые выводы из оценки масштабов и характера разлива нефтепродуктов, опасность для населения, объектов жизнеобеспечения и окружающей природной среды;

необходимый объем работ по устранению источников утечки нефтепродуктов и локализации разлива, рубежи и способы локализации; очередность, последовательность и сроки выполнения;

состав имеющихся сил и специальных технических средств и распределение их по участкам работ;

порядок материального, технического, финансового, противопожарного и иных видов обеспечения проводимых мероприятий и действий сил;

способы организации взаимодействия по целям, задачам, месту, времени органов управления сил и средств на всех этапах работ;

организация управления мероприятиями и действиями сил при локализации разлива нефти и нефтепродуктов.

Выдвижение сил и средств с целью локализации разлива нефтепродуктов осуществляется сразу же после получения сигнала об аварии (разливе).

В результате уточнения данных о месте, объекте, виде аварии и объеме, площади аварийного разлива нефти определенные КЧС и ПБ маршрут движения, перечень сил и технических средств могут быть откорректированы.

В случае разлива нефтепродуктов на почве (выход за обвалование, опрокидывание железнодорожного состава, разрыв трубопровода и т.д.) выдвигаются силы и средства, способные за 6 часов создать контурное заграждение (обваловка, заградительная траншея, щитовые сооружения и др.), которое должно обеспечивать непроницаемость для разлившейся нефти и нефтепродуктов.

В этих целях к месту разлива доставляются экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, а также грунт и другие материалы.

Наращивание группировки сил и специальных технических средств для проведения работ по устранению последствий аварии и локализации разлившейся нефтепродуктов осуществляется по мере приведения их в готовность и выдвижения в зону разлива.

При организации мероприятий по локализации разлива нефтепродуктов необходимо выбирать технологии и технические средства, отвечающие следующим требованиям:

технологии и специальные технические средства, применяемые для локализации разлива нефтепродуктов, должны обеспечивать надежное удерживание нефтяного пятна в минимально возможных границах;

технологии локализации не должны увеличивать объем загрязненного грунта и, по возможности, не нарушать поверхностный растительный слой почвы;

при осуществлении локализации разлива нефтепродуктов на почве следует ограничивать движение тяжелой техники по загрязненному участку и исключать засыпку свободных нефтепродуктов грунтом.


ТПНБ.

При обнаружении небольшого разлива нефтепродукта, не представляющего угрозу близ расположенным и собственным объектам ТПНБ, организуется уборка пролитого нефтепродукта после обследования поврежденного участка и оборудования и соответствующей подготовки сил и средств для ликвидации отказа.

После обнаружения крупного разлива продукта ликвидация последствий аварии включает в себя:

надежное отключение РВС с обеих сторон закрытием ближайших задвижек или отключение дефектного оборудования из работы, ограничение поверхности разлива нефтепродукта, если это окажется возможным;

сбор нефтепродукта;

сбор эмульгированной смеси нефтепродукта с водой при ее наличии и транспортирование ее
места временного хранения;

подготовку аварийного участка или РВС к ремонтным работам, включая сварку;

ликвидация порыва трубопровода;

изоляция аварийного участка трубопровода;

при подготовке РВС или трубопровода к ремонтным работам - его опорожнение в соседние РВС или передвижные емкости, зачистку поверхности РВС с соблюдением инструкций по технике безопасности и пожарной безопасности;

проведение ремонтных работ на раз герметизированном оборудовании при технической возможности этой операции;

замену вышедшего из строя оборудования с включением резерва или установкой нового;

уборка загрязненного нефтепродуктом грунта в специально вырытые траншеи с целью дальнейшего вывоза нефтепродукта;

подготовка к нормальной работе.

^ Томский ШПЗ.

При возникновении разлива нефтепродуктов немедленно приводятся в готовность и выдвигаются на исходные рубежи силы, техника и оборудование пожаротушения, а также бульдозеры и экскаваторы для оборудования земляного амбара для приема разлитых нефтепродуктов.

Основные этапы операции:

откачка нефтепродуктов из аварийного резервуара в соседний резервуар или в аварийные емкости;

откачка утечки из каре резервуаров в соседний резервуар;

ликвидация последствий аварийного разлива нефтепродуктов.

С самого начала операции выставляется оцепление вокруг аварийного разлива с целью недопущения в опасную зону посторонних лиц в целях их безопасности и предотвращения возникновения пожара на месте аварии (оцепление организуется силами службы безопасности). На место аварии, немедленно прибывает команда пожаротушения).

В зависимости от масштабов аварийного разлива, решением штаба по ликвидации аварии, к работам при необходимости привлекаются:

спасательная группа;

разведывательная группа;

инженерная группа;

аварийно-техническая группа;

команда пожаротушения;

звено связи;

санитарная дружина;

группа радиационной и химической защиты;

группа ООП.

Личный состав НАСФ действует в соответствии с постановленной задачей.

При работе не более суток привлекаются все.

При работе более суток привлекаются 2-х сменная работа по 8 часов.

Основные усилия при проведении спасательных работ сосредотачиваются на:

проведение инженерной разведки места аварии;

эвакуации людей;

оказание первой медицинской помощи пострадавшим и доставки их при необходимости в ближайшие медучреждения;

спасение персонала, населения из горящих и загазованных участков, помещений;

локализация и ликвидация пожаров как своими силами, так и в соответствии с планом взаимодействия с городской противопожарной службой.


3.2. Оперативный план ЛЧС (Н)

3.2.1. Алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛЧС (Н)

^ ТЭЦ-3, ГРЭС-2, ПРК.

Настоящим Планом предусмотрено 3 уровня реагирования на ЧС (Н).

Аварийные ситуации могут быть своевременно остановлены или перейти на еще более высокий уровень в зависимости от складывающейся ситуации.

Первый уровень характеризуется развитием аварийной ситуации в пределах только одного технологического блока без влияния на смежные и отсутствием возможности дальнейшего развития аварийной ситуации.

Локализация аварийной ситуации уровня I производится персоналом СП без привлечения аварийно-спасательных формирований.

Производственная деятельность во время ликвидации разлива уровня I по решению руководства Томского филиала ОАО «ТГК-11» может не приостанавливаться.

Второй уровень характеризуется выходом аварийной ситуации за пределы одного технологического блока с возможностью дальнейшей эскалации аварии.

В обязательном порядке уведомляются должностные лица, перечисленные в списке и схеме оповещения.

При наличии пострадавших оповещаются медицинские учреждения.

Локализация аварийного разлива производится силами персонала СП с привлечением специализированных организаций.

Третий уровень характеризуется развитием аварии с разрушением технологических объектов СП, поражения лиц, находящихся на её территории и за её пределами.

Ликвидация такого рода аварий и их последствий, проведение операций по эвакуации персонала и посторонних лиц с территорий СП проводится с привлечением органов противопожарной службы, местных (территориальных) органов МЧС России, собственных АСФ, органов МВД и других.

Деятельность технологического объекта, на котором произошла авария, полностью прекращается.

Выполняются в полном объеме все мероприятия по безаварийной остановке производственного процесса.

В обязательном порядке уведомляются все без исключения должностные лица, перечисленные в схеме оповещения.


^ Первоочередные действия по локализации и ликвидации возможных разливов нефтепродуктов при возникновении аварийного разлива нефтепродуктов I-го уровня.

Первый, заметивший разлив нефтепродукта, всеми доступными средствами (голосом, знаками) оповещает дежурную смену.

Начальник смены станции анализирует сложившуюся обстановку, при необходимости приостанавливает операции, производимые с нефтепродуктами на аварийном участке и немедленно оповещает руководство Томского филиала ОАО «ТГК-11».

Управление мероприятиями по ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов до прибытия руководства производится работающей сменой.

Лицо, управляющее мероприятиями по ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов I-го уровня, обязано:

оценить обстановку;

обеспечить, при необходимости, остановку технологического процесса;

организовать оповещение и эвакуацию из опасной зоны автотранспорта и людей, непосредственно не участвующих ликвидации разлива нефтепродуктов;

организовать соблюдение режима противопожарной безопасности;

организовать доставку и использование к месту разлива нефтепродуктов штатных средств пожаротушения;

контролировать правильность действий персонала и выполнение своих распоряжений в ходе выполнения мероприятий по сбору разлившихся нефтепродуктов;

обеспечить принятие мер по первоначальной локализации разлива;

доложить руководству о ходе работ по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов.

Персонал, принимающий участие в ликвидации разлива нефтепродуктов, действует в соответствии с указаниями ответственного руководителя работ и обязан соблюдать правила техники безопасности.


^ Первоочередные действия по локализации и ликвидации возможных разливов нефтепродуктов при возникновении аварийного разлива нефтепродуктов II-го уровня.

Первый, заметивший разлив нефтепродукта, всеми доступными средствами (голосом, знаками) оповещает дежурную смену.

Начальник смены станции анализирует сложившуюся обстановку, при необходимости приостанавливает операции с нефтепродуктами на аварийном участке и немедленно оповещает руководство Томского филиала ОАО «ТГК-11».

Общее руководство работами по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов II-го уровня до прибытия на место аварии руководства Томского филиала ОАО «ТГК-11» осуществляет начальник смены станции.

Начальник смены станции в ходе управления мероприятиями по ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов II-го уровня, обязан:

оценить размеры и прогнозировать дальнейший ход развития аварии;

организовать отключение и обесточивание электроустановок;

организовать доставку к месту разлива нефтепродуктов и подготовку к действию штатных средств пожаротушения;

обеспечить соблюдение режима противопожарной безопасности;

организовать вывод из опасной зоны автотранспорта и людей, непосредственно не участвующих ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов;

сообщить на пульт оперативного дежурного территориального органа МЧС об аварийной ситуации, при необходимости вызвать нештатные аварийно-спасательные формирования Томского филиала ОАО «ТГК-11», АСФ (Н) (по договору) и службы МЧС;

организовать оцепление зоны разлива нефтепродуктов, ограничить допуск людей и транспортных средств на территорию аварийного участка, обеспечить установку предупреждающих и запрещающих знаков;

обеспечить связь и сбор информации о ходе ликвидации разлива, ведение оперативного журнала;

контролировать прибытие расчетов аварийно-спасательных формирований;

при возгорании приступает к тушению очага первичными средствами пожаротушения.

Начальник смены станции контролирует аварийную ситуацию, прекращает допуск и организует убытие с территории автотранспорта и людей, организует подготовку и использование противопожарных средств.


^ Действия при возникновении аварийного разлива нефтепродуктов III-го уровня.

Общее руководство работами по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов III-го уровня непосредственно на месте аварии, до прибытия руководства Томского филиала ОАО «ТГК-11» и аварийно спасательных формирований и служб территориального органа МЧС России, осуществляет начальник смены станции.

После прибытия руководства Томского филиала ОАО «ТГК-11» и аварийно спасательных формирований руководство ликвидацией аварии возлагается на председателя КЧС и ПБ и представителя территориального органа МЧС России, под их руководством может быть сформирован штаб по управлению ликвидацией аварии.

Руководитель работ по ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов III-го уровня, обязан:

оценить обстановку, выяснить число и местонахождения людей, застигнутых аварией;

организовать безаварийную остановку производственного процесса;

организовать принятие неотложных мер по спасению людей;

при наличии пострадавших организовать оказание первой (до врачебной) помощи;

организовать вывод из опасной зоны людей, непосредственно не участвующих в ликвидации аварии;

сообщить на пульт оперативного дежурного Главного управления МЧС России об аварийной ситуации и вызвать службы МЧС;

сообщить об аварийной ситуации и вызвать расчеты НАСФ, а также АСФ (Н) в соответствии с заключенными договорами;

организовать оповещение и вызов сотрудников ОВД и скорой помощи, до прибытия представителей милиции с использованием вспомогательного персонала обеспечить оцепление опасной зоны, выставление постов на дорогах, ведущих к объекту;

обеспечить эвакуацию пострадавших в лечебные учреждения;

с помощью представителей милиции обеспечить привлечение необходимых технических и транспортных средств;

организовать мобилизацию всех имеющихся сил и средств для локализации аварийного разлива нефтепродуктов, спасения жизни и здоровья людей и материального и экологического ущерба;

назначить лиц, ответственных за связь, сбор информации о ходе ликвидации разлива, ведение оперативного журнала ликвидации аварии для последующего составления отчета.


^ ТПНБ.

Действия должностных лиц Общества и ТПНБ при аварийном разливе нефтепродуктов.

Управляющий (Генеральный директор) ООО «Томск-Терминал» (или лицо, его замещающее) назначает ответственным за организацию работы по ликвидации разливов нефтепродуктов зам. генерального директора по техническим вопросам – главного инженера–председателя КЧС ПБ.

Председатель КЧС ПБ поручает:

организацию всех оперативных переключений и отключений (начальнику нефтебазы, инженеру-энергетику, начальнику участка слива-налива);

организацию доставки на место отказа необходимых технических средств (механику);

организацию сбора персонала аварийно-спасательных формирований (командирам АСФ).

Дежурный сотрудник охраны (сменный мастер) ТПНБ:

предупреждает персонал предприятия о месте разлива нефтепродукта и необходимости прекращения движения автомобильного транспорта, кроме специальных автомобилей.

Старшее должностное лицо или лицо, назначенное ответственным за ликвидацию разлива, прибыв к месту аварии:

уточняет обстановку;

организует ограждение сигнальными знаками места разлива нефтепродукта;

принимает меры к предупреждению дальнейшего растекания нефтепродукта;

принимает решение о способе ликвидации разлива;

уточняет количество дополнительных технических средств, персонала и материалов для обеспечения непрерывной работы по ликвидации аварии;

принимает срочные меры по ликвидации аварийного разлива, определяет возможный объем стока и организует сбор вытекшего нефтепродукта, принимает меры к недопущению его дальнейшего распространения;

определяет возможность освобождения поврежденного участка или раз герметизированного резервуара от нефтепродукта в ближайшие резервуары; используя параллельно проложенные трубопроводы, перемычки, технологические линии.

Все аварийно-восстановительные работы затем выполняются с соблюдением действующих норм и правил по технической эксплуатации, технике безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии.

Соблюдение всех указанных норм и правил обеспечивается ответственным за ликвидацию разлива в целом и, ответственными за порученные участки работы в отдельности.

Возможный объем работ при ликвидации разлива:

отключение работающих насосов и выключение поврежденного оборудования или участков трубопроводов из работы;

прекращение операций слива налива на СНЭ (при их проведении), удаление железнодорожных цистерн в безопасную зону;

возведение заграждения при свободном разлитии нефтепродукта;

обеспечение проезда техники к аварийному участку;

сбор разлитого нефтепродукта с поверхности земли или откачка из подземных емкостей;

в случае возникновения пожара - меры по его локализации и ликвидации; защита соседних
резервуаров от перегрева при пожаре.

Поскольку возможные аварийные разливы нефтепродуктов могут выйти за пределы территории предприятия, а принятые технические решения не исключают выбросы больших объемов нефтепродуктов, ликвидация крупномасштабных аварийных разливов нефтепродуктов не может осуществляется собственными силами предприятия, требуется взаимодействие с ГУ МЧС России по Томской области.

Взаимодействие, между силами, привлекаемыми для ликвидации ЧС, определено через оперативного дежурного ГУ МЧС по Томской области.

При авариях на нефтебазе предоставляется информация в администрацию города, района и Главное управление МЧС по Томской области.

При получении распоряжения от начальника ГУ МЧС по Томской области на оказание помощи, руководитель объекта, привлекаемого для ликвидации разливов нефтепродуктов, своим решением через начальника штаба по делам ГОЧС приводит в готовность силы и средства.

Маршруты движения, сроки прибытия и задачи формирования уточняются и согласовыва­ются, исходя из конкретной обстановки.

После ликвидации разлива и завершения всех восстановительных работ отремонтированное оборудование и/или участки трубопроводов проверяются соответствующими методами контроля, и после получения положительных результатов ответственный за ликвидацию отказа сообщает руководству об окончании аварийно-восстановительных работ. Руководство подразделения дает разрешение на возобновление работы на поврежденном участке.

После пуска оборудования в работу ответственный за ликвидацию отказа осматривает отремонтированный аппарат, участок, сварные стыки, соединения на герметичность и т.п.

При обнаружении не плотности шва, трещин, отпотин и т. п. ответственный за ликвидацию отказа принимает дополнительные меры по исправлению дефекта.

При положительном результате осмотра ответственный за ликвидацию отказа может выехать с места отказа, предварительно определив объем оставшихся работ по восстановлению изоляции и другим работам по ликвидации последствий отказа, назначив ответственного за выполнение этих работ и установив срок исполнения.

На все работы при ликвидации отказа составляются соответствующие акты согласно СНиП.


^ Томский ШПЗ.

Организация и проведение ликвидации разливов нефтепродуктов проводятся под руководством КЧС и ОПБ Томского ШПЗ и зависит от конкретной ситуации, образовавшейся на месте, гидрометеоусловий и объема разлива.

Работа КЧС и ПБ начинается с получения председателем КЧС и ОПБ Томского ШПЗ доклада с информацией о возникновении чрезвычайной ситуации и сбором членов КЧС. Условно она может быть разделена на три этапа:

первый этап - доклад и принятие экстренных мер по ликвидации разливов нефтепродуктов;

второй этап - принятие решения по ведению ликвидации разливов нефтепродуктов и обеспечение его выполнения;

третий этап - организация проведения мероприятий по ликвидации разливов нефтепродуктов.

Первый этап работы КЧС и ПБ.

Во время первого этапа работы КЧС проводится:

оповещение и сбор членов КЧС;

оценка информации о разливе и ее проверка,

определение цели предстоящих действий и проводится оценка обстановки, сложившейся в результате разлива нефти;

в случае необходимости принимаются экстренные меры по защите рабочего персонала ШПЗ и оказанию помощи пострадавшим.

Информация о возникновении (угрозе возникновения) разливов нефти поступает по каналам связи и дежурной службой проводится оповещение членов КЧС и по Инструкции оповещения органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органов управления и контроля города и района, сил и средств ликвидации разливов нефтепродуктов, а также, при необходимости, населения.

После сбора, председатель КЧС информирует членов о факте аварии, сложившейся обстановке и объявляет о введении в действие ПЛРН. Дает указание о проверке и уточнении информации о разливе, организует обнаружение и слежение за нефтяным пятном. Ставит задачи аварийно-спасательным формированиям и другим органам по ликвидации разливов нефтепродуктов, которые должны быть выполнены немедленно.

Председатель КЧС ставит перед руководителем работ непосредственно в районе разлива нефти следующие задачи по ликвидации разливов нефтепродуктов:

уточнение местонахождения разлива, источник и причины разлива;

принятие мер по прекращению вылива нефтепродуктов;

локализация разлива нефтепродуктов и другие.

Организуется круглосуточное оперативное дежурство и связь с подчиненными и взаимодействующими органами управления, а также с территориями и объектами которые могут быть подвержены загрязнению.

Осуществляется перевод КЧС и ОПБ на круглосуточный режим работы. После проверки информации о разливе нефтепродуктов председатель КЧС уточняет сведения об имеющихся силах и средствах по ликвидации разливов нефтепродуктов, цели и объем предстоящих действий, дает указание о разработке плана действий, уточняет задачи территориальных и ведомственных органов управления старшего звена, соседей и условия взаимодействия с ними. При возникновении опасности загрязнения нефтепродуктами территории за границами завода, организуется взаимодействие с руководством предприятий, территории которых находятся под угрозой загрязнения.

После уяснения предстоящих задач по ликвидации разливов нефтепродуктов, председатель КЧС осуществляет ориентирование подчиненных и взаимодействующих органов управления о предстоящих действиях и с помощью членов КЧС и, в случае необходимости, привлекаемых экспертов, приступает к оценке обстановки и разработке плана действий, утверждает план действий после его разработки. При этом участвующие в работе должностные лица и эксперты могут высказывать свое мнение, вносить предложения, а также давать необходимые пояснения и справки. Члены КЧС должны быть готовы по требованию председателя доложить дополнительные предложения и расчеты по своим направлениям работ.

При предварительной оценке обстановки уточняются:

местонахождение разлива, источник и причина разлива (разрыв шлангов, опрокидывание автоцистерны, сход с рельсов железнодорожных цистерн и т.п.);

на карте участка разлива нефтепродукта указываются объекты приоритетной защиты и положение нефтяного пятна и источника разлива;

приблизительный объем разлива, тип и характеристики разлитого нефтепродукта (плотность, вязкость и температура потери текучести); площадь разлива, включая направление разлива, длину, ширину пятна;

данные по конструктивным особенностях и состоянию аварийного объекта (перекрыт или истечение продолжается), с учетом безопасности людей. В случае, если вылив нефтепродукта еще продолжается, приводится оценка вероятного объема разлива;

первоочередные действия, предпринятые для прекращения вылива, локализации и ликвидации разлива нефтепродукта у источника разлива;

метеообстановка в районе разлива нефтепродукта (направление и скорость ветра, температура и влажность воздуха) и прогноз погоды в районе места разлива нефтепродукта на ближайшие 6, 12, 24 и 48 часов. С учетом краткосрочного и среднесрочного прогноза делается расчет растекания и испарения пятна нефтепродукта;

наличие пострадавших и вероятность загрязнения объектов жизнеобеспечения населения; оценивается опасность разлива нефтепродуктов для работников предприятий, попавших в зону разлива;

наличие и готовность средств по ликвидации разливов нефтепродуктов (количество, типы);

наличие средств доставки оборудования и личного состава к месту разлива (количество, типы);

уточняются и проверяются каналы связи с участниками ликвидации разливов нефтепродуктов.

В соответствии с принятыми решениями и утвержденным планом, отдаются распоряжения на проведение мероприятий по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, а также по обеспечению безопасности людей. Распоряжения доводятся до руководителя работ по ликвидации разливов нефтепродуктов и АСФ (Н), участвующего в проведении работ.

По мере приведения в готовность привлекаются остальные имеющиеся силы и специальные технические средства.

Второй этап работы КЧС.

Во время второго этапа работы КЧС продолжаются начатые на первом этапе мероприятия и, кроме того, проводится:

уточнение характера, значения разлива нефти, сложившейся обстановки и прогнозирование развития ситуации;

уточнение принятых решений по технологии проведения работ по локализации и ликвидации разлива нефти;

определение достаточности привлекаемых к ЛРН сил и специальных технических средств;

подготовка и представление доклада в вышестоящие ведомственные инстанции и территориальные органы власти.

Через диспетчерский узел связи КЧС Томский ШПЗ осуществляет обмен оперативной информацией на месте разлива и проводит уточнение данных по месту аварии, состоянии источника разлива нефти, характере разлива нефти, его масштабах, направлении распространения, опасности для людей, окружающей природной среды, объектов жизнеобеспечения и т.д.

На основе полученных данных специалисты КЧС Томского ШПЗ, под руководством заместителя председателя КЧС, проводят уточнение масштабов последствий разлива нефти, а также складывающейся обстановки и делают прогноз ее развития, определяют стратегию ведения ликвидации разливов нефтепродуктов, необходимые текущие работы по ликвидации разливов нефтепродуктов и их технологию, устанавливают порядок проведения работ, определяют потребность, состав и порядок ввода в действие дополнительных сил и средств с учетом их готовности и времени перехода к месту разлива. В случае необходимости организуется связь и получение консультаций специалистов природоохранных, противопожарных, медицинских и других органов.

На основании фактических условий разлива определяются:

места и схемы установки дополнительных ограждений у источника разлива;

технологии ликвидации разлива нефтепродукта, которые выбираются исходя из местоположения разлива, условий окружающей среды, направления дрейфа нефтяного пятна и имеющихся в наличии средств ЛРН (основные технологии - сбор разлитого нефтепродукта нефтесборщиками и сорбирование нефтепродукта, с последующим сбором сорбента);

места сдачи собранного нефтепродукта и мусора для последующей переработки и утилизации.

В кротчайшие сроки КЧС готовит проект распоряжения по организации и ведению работ по ликвидации разливов нефтепродуктов, которое утверждается и вводится в действие решением председателя КЧС. Решение является обязательным к исполнению для всех сил привлекаемых к ликвидации разливов нефтепродуктов.

В распоряжении председателя КЧС указывается:

краткие выводы из оценки масштабов и характера разлива нефти, опасность для людей, объектов жизнеобеспечения и окружающей природной среды;

необходимый объём работ по устранению источника утечки нефти и локализации разлива, рубежи и способы локализации, очередность, последовательность и сроки выполнения работ;

состав имеющихся сил и специальных технических средств и распределение их по участкам и объектам работ;

задачи собственным и взаимодействующим силам и средствам;

порядок материального, технического, противопожарного, финансового и иных видов обеспечения проводимых мероприятий и действий сил;

вопросы организации взаимодействия по целям, задачам, месту, времени и способам действий органов управления и сил на всех этапах работ;

организация управления мероприятиями и действиями сил при ликвидации разливов нефтепродуктов.

За обеспечением выполнения основных операций по ликвидации разливов нефтепродуктов (оповещение и связь, доставка оборудования и личного состава, сбор, хранение и сдача собранных нефтеотходов) из числа членов КЧС Томского ШПЗ в соответствии с их функциональными обязанностями назначается ответственное лицо, которое несет персональную ответственность за эффективность выполнения принимаемых решений, безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечные результаты выполненных работ. Делопроизводителю поручается ведение Журнала учета событий, протоколов заседаний и всей документации, связанной с работой по ликвидации разливов нефтепродуктов.

Распоряжение доводится до сведения всех участников ликвидации разливов нефтепродуктов и делается отметка о выполнении оповещения с указанием времени и лица его принявшего.

Третий этап работы КЧС.

На третьем этапе работы КЧС осуществляются:

проведение работ по ликвидации разлива нефти;

принимается решение о прекращении ликвидации разливов нефтепродуктов;

готовится отчёт о проведении операции по локализации и ликвидации разлива нефти;

вводится в действие программа по реабилитации загрязненных объектов.

Работы по ликвидации разлива нефти организуются и проводятся на основе распоряжения председателя КЧС Томского ШПЗ с предоставлением руководителям отдельных участков работ инициативы в выборе конкретных методов и технологий ведения работ в соответствии с реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления и персональной ответственности за выполненные работы.

Для проведения полномасштабных работ по ликвидации разлива нефти по мере приведения в готовность и выдвижения в район разлива нефти осуществляется развертывание и наращивание группировки сил и специальных технических средств ликвидации разливов нефтепродуктов.

Операции по ликвидации разливов нефтепродуктов прекращаются по решению председателя КЧС и ПБ, согласованному с представителями контролирующих организаций, членами КЧС в случае:

сбора разлитой нефти и заключения экспертов и представителей контролирующих организаций о достаточной степени очистки поверхности производственной площадки;

неэффективности имеющихся в распоряжении КЧС технологий ликвидации разливов нефтепродуктов;

при гидрометеорологических условиях, превышающих технические возможности привлекаемого специального оборудования;

при возникновении угрозы пожара.

В случае невозможности проведения операций по ликвидации разливов нефтепродуктов КЧС Томского ШПЗ организует слежение за поведением нефтяного пятна.

После прекращения или после окончания работ по ликвидации разливов нефтепродуктов председатель КЧС Томского ШПЗ дает распоряжение по выводу личного состава и техники с места разлива. Вывод задействованных сил и средств ликвидации разливов нефтепродуктов проводится по плану, разрабатываемому КЧС. В этом плане указывается:

порядок вывода сил и средств;

места и технологии очистки спецодежды и оборудования;

места складирования оборудования;

места и способы утилизации отходов от очистки оборудования и спецодежды.

Вся хронология событий с момента получения сообщения и заканчивая возвращением технических средств в пункты постоянной дислокации, должна быть отражена в журнале событий КЧС который ведет делопроизводитель – привлекаемый член КЧС, регистрирующий даты событий, сообщений, сведения о погодных условиях, произведенных затратах, описание операций и другие данные, необходимые для последующего анализа и оценки результатов операций ликвидации разливов нефтепродуктов. После завершения работ на основании этих данных КЧС готовит отчёт по ликвидации разливов нефтепродуктов, в котором должна содержаться следующая информация:

причина и обстоятельства разлива нефти;

состояние технологического оборудования, находившегося в распоряжении Томского ШПЗ, наличие предписаний надзорных органов по недостаткам его технического состояния, нарушению норм и правил эксплуатации;

описание и оценка действий органов управления, сил и средств по устранению источника загрязнения и локализации разлива нефти;

сведения о возможном влиянии последствий разлива нефти на здоровье людей, объекты жизнеобеспечения и окружающую природную среду;

затраты по ликвидации разлива нефти, включая расходы на локализацию, механический сбор, утилизацию нефти и расходных материалов и последующую реабилитацию территории и объектов;

уровень остаточного загрязнения территории и объектов;

оценку эффективности действий привлеченных сил, специальных технических средств и технологий;

предложения по дополнению (изменению) оснащенности средствами ликвидации разливов нефтепродуктов и аварийно-спасательных формирований (служб), корректировке ПЛРН.

Отчет утверждается председателем КЧС и представляется органам управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органам исполнительной власти и контроля района, природоохранным органам по ведомственной принадлежности.

Сведения из отчета о проведении работ по локализации и ликвидации аварийного разлива нефти после их завершения публикуются в тех средствах массовой информации, в которых была опубликована информация о факте разлива нефти.

Все документы, разрабатываемые в ходе выполнения работ по ликвидации разливов нефтепродуктов, оформляются в текстовом виде и на карте с приложением необходимых расчетов, графиков и других справочных материалов и хранятся в КЧС Томского ШПЗ не менее 5 лет.


3.2.2. Тактика реагирования на разливы нефти и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей.

^ ТЭЦ-3, ГРЭС-2, ПРК.

В случае угрозы или возникновения ЧС (Н) основным способом защиты персонала, материальных и культурных ценностей, которым угрожает опасность, является их эвакуация из зон возможной ЧС в заблаговременно запланированные безопасные районы.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на объектах Томского филиала ОАО «ТГК-11» при возникновении ЧС, исходя из сложившейся обстановки, для обеспечения безопасности персонала проводится комплекс правовых, организационных, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, потери их имущества и нарушения условий жизнедеятельности в зонах ЧС.

Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС, исходя из складывающейся обстановки, осуществляются следующие основные мероприятия:

оповещение персонала о ЧС и дальнейших действиях в сложившейся обстановке;

эвакуация персонала из зон ЧС;

использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

оказание медицинской помощи;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС;

поддержание общественного порядка в зоне ЧС.

Для защиты персонала и материальных ценностей от аварии, не связанных с природными катастрофами, руководство Томского филиала ОАО «ТГК-11» проводит решения по обеспече­нию надежности и безопасности работы объектов Томского филиала ОАО «ТГК-11».

Осуществление этих решений контролируется на стадии проектирования, строительства и эксплуатации объектов в соответствии с требованиями нормативных документов.

Эффективность планируемых мер подготавливается всем ходом работ по подготовке персонала к эксплуатации объекта, созданию планов ликвидации возможных аварий, их обсуждению и изучению, проверке зна­ний и отработке навыков в процессе проведения ликвидации разливов нефтепродуктов.

Перед началом работ производится ознакомление работников, задействованных при ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов, с особенностями местности, расположением средств связи, противопожарного инвентаря и постов медицинской помощи.

Границы газоопасной зоны устанавливаются руководителем аварийно-восстановительной бригады, при этом ширина газоопасной зоны должна быть не менее 100 м от ареала распространения нефтепродукта. По периметру газоопасной зоны должны устанавливаться предупредительные знаки.

В рабочей зоне до начала работ и ежечасно в период их выполнения определяется концентрация паров нефтепродуктов в воздухе.

При появлении явных признаков увеличения концентрации паров нефтепродуктов, а также при изменении погодных условий (изменение, направления ветра, повышение температуры, уменьшение облачности и т.п.) должны производиться дополнительные замеры концентрации паров.

Пробы воздуха отбираются у кромки нефтяного пятна на высоте 1 м от поверхности почвы (воды) на расстоянии не менее 0,5 м от кромки его пятна пробоотборником, укрепленным на шесте.

При этом допускается применение только оборудования взрывозащищенного исполнения и инструментов, изготовленных из материалов, исключающих образование искр при ударах. Лица, участвующие в отборе пробы, должны быть в противогазах.

Пробы отбираются по периметру пятна не менее чем в трех точках. Результаты замеров заносятся в специальный журнал.

В газоопасной зоне запрещается проводить любые работы, не связанные с ликвидацией аварийного разлива.

Допуск в газоопасную зону разрешается только персоналу, занятому в аварийных работах.

Проезд на территорию газоопасной зоны до полного устранения последствий аварии разрешается только транспорту аварийно-спасательных и аварийно-технических формирований, при этом транспорт, оснащенный двигателями внутреннего сгорания, должен быть оборудован искрогасителями.

В случае повышения предельно-допустимой концентрации паров нефтепродуктов в воздухе работа в этой зоне без защиты органов дыхания не допускается.

Все участники работ обеспечиваются спецодеждой, необходимыми средствами индивидуальной защиты.

Применение сорбентов, растворителей, моющих средств осуществляется по согласованию с природоохранными органами в соответствии с инструкциями по их применению.

Места разлива нефтепродуктов ограждаются флажками, а в темное время суток световыми сигналами и освещаются фонарями напряжением не более 12в с уровнем взрывозащиты, соответствующим категории и группе взрывоопасной смеси.

Персонал предприятий, расположенных в непосредственной близости от аварийного объекта оповещается об опасности по заранее разработанной схеме и, в случае необходимости, эвакуируется в безопасное место по предусмотренным маршрутам.

В случае непосредственной пожарной опасности для прилегающих предприятий и населенных пунктов руководитель работ по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов должен выйти с предложением в органы местной администрации об установлении особого противопожарного режима.

При возникновении пожара в период ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов руководителем тушения пожара является прибывшее на пожар старшее должностное лицо пожарной охраны.


ТПНБ.

При поступлении сообщения о разливе нефтепродуктов на ТПНБ главный инженер – председатель КЧС и ПБ ООО «Томск-Терминал» (по согласованию с управляющим (генеральным директором) вводит в действие ПЛАРН, и (в соответствии с постановлением Правительства от 15.04.02г. № 240) устанавливает время локализации разлива нефтепродуктов.

Выполнение задач по ликвидации разлива нефтепродуктов на ТПНБ разработано в календарном плане оперативных мероприятий.

Мероприятия по локализации разлива нефтепродуктов будут считаться завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

прекращения сброса нефтепродуктов;

размещения собранных нефтепродуктов до последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение территории нефтебазы и объектов окружающей природной среды;

реабилитации загрязненной территории (рекультивация земли);

положительного заключения государственной экологической экспертизы на последующие работы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов на ТПНБ;

подготовки отчета КЧС ПБ Общества о завершении работ по ликвидации разлива нефтепродуктов и предложений по реабилитации загрязненной территории в вышестоящую КЧС и территориальный орган исполнительной власти.

Обеспечение жизнедеятельности рабочих и служащих нефтебазы, спасение материальных ценностей при возникновении ЧС (Н) включают в себя следующие мероприятия:

выдача средств индивидуальной защиты всем работникам нефтебазы;

приведение в готовность санитарного поста и звена по обслуживанию ПРУ и других НАСФ нефтебазы;

выдача личному составу санитарного поста санитарной сумки и индивидуальных медицинских аптечек АИ-2 на весь личный состав АСФ для оказания медицинской помощи пострадавшим;

укрытие в ПРУ (приспособленном заглубленном помещении склада) персонала, не участвующего в ликвидации ЧС (Н);

подготовка автотранспорта для эвакуации пораженных из зоны ЧС (Н);

экстренный вывод незащищенных рабочих и служащих в безопасную зону;

организация питания, а в зимнее время - питания и обогрева рабочих и служащих в местах временного размещения;

приведение в готовность автотранспорта для эвакуации материально-технических ценностей и документов.


^ Томский ШПЗ.

При возникновении аварии на объекте с разливом нефтепродуктов сигнал о возникновении аварии может поступить директору Томского ШПЗ:

от персонала установки в месте возникновения производственной аварии;

от первого заметившего разлив;

от службы охраны.

Диспетчер в течение 5 мин. проводит определение границы зоны возможного разлива нефтепродукта.

В течение 5 мин. диспетчером оповещаются специальные службы, а также в ПСС и УГПС.

В течение 10 мин. оператором по громкоговорящей связи и по телефону проводится оповещение персонала и населения, которые попадают в зону аварии (Н).

В случае, когда производственная авария на территории ШПЗ создает угрозу экономики и населению прилегающей территории, в течение 15 мин. производится оповещение территориальных органов управления и объектов экономики согласно «Списка должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии». Население, проживающее в радиусе 1,5 км от территории Томского ШПЗ оповещается подачей сигнала сиренами и передачей речевого сообщения по радиотрансляционной сети.

В течение 10 мин. диспетчером производится оповещение директора Томского ШПЗ и руководителей структурных подразделений.

В течение 10 мин. силами дежурного караула противопожарной службы организуется разведка очага ЧС (Н) и проведение спасательных работ на месте возникновения аварии.

В течение 15 мин. персоналом объекта и противопожарной службой организуется постановка водяных завес (в случае пожара).

В течение 10 мин. дежурной сменой организуется оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

В течение 25 мин. проводится вывод дежурной сменой ШПЗ, не занятых ведением технологического процесса, за пределы зона поражения при ЧС (Н).

Дежурная смена остается на рабочих местах, одевают средства индивидуальной защиты, по распоряжению руководства объекта выполняют мероприятия по остановке технологического процесса в соответствии с инструкциями.

В течение 15 мин. (1,5 часа – в нерабочее время) проводится сбор членов КЧС.

В течение 1 часа проводится оценка обстановки, принимается решение и ставятся задачи на ликвидацию аварии и ее последствий.

В течение 15 мин. организуется взаимодействие с прибывшими на место аварии подразделениями УГПС, поисково-спасательными отрядами, силами милиции и скорой помощи.

В течение 1,5 часа члены КЧС через подчиненные службы организуют выполнение мероприятий по ликвидации ЧС в соответствии со своими функциональными обязанностями и календарным планом основных мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.


^ 3.2.3. Защита районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны.


^ ТЭЦ-3, ГРЭС-2, ПРК.

Вблизи территории СП ТЭЦ-3, ГРЭС-2, ПРК районов повышенной опасности, особо охраняемых территорий и объектов нет.


ТПНБ.

Вблизи территории ТПНБ районов повышенной опасности, особо охраняемых территорий и объектов нет.


Томский ШПЗ.

В районе размещения Томского ШПЗ (в пределах зоны возможного разлива нефтепродуктов) районов повышенной опасности и особо охраняемых природных территорий и объектов нет.

Вместе с тем, при аварийных ситуациях, связанных с разгерметизацией резервуара, технологического трубопровода, железнодорожной цистерны, автоцистерны на территории ШПЗ, граница зоны действия ЧС (Н) не выйдет за границы территории промышленной площадки. В этом случае проведение мероприятий по защите районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов не требуется.

При угрозе загрязнения нефтепродуктами прилегающей к промышленным площадкам территории, следует сосредоточить внимание на превентивной защите границы территории промышленной площадки.

В зависимости от количества разлитого нефтепродукта и метеоусловий строится стратегия защиты прилегающей территории промышленной площадки, а также определяется потребность в оборудовании, снаряжении и дополнительном персонале.

Защита прилегающей территории промышленной площадки ШПЗ от загрязнения нефтепродуктами обеспечивается следующими мерами.

Предотвращение растекания нефтепродуктов по территории ШПЗ достигается:

обвалованием резервуарного парка;

уклоном территории к сборным колодца (ливневая канализация);

наличием отбортовки и пандуса в производственном помещении;

наличием отбортовки в насосном помещении и по периметру промышленной площадки;

при разгерметизации резервуаров принимаются меры к перекрытию задвижек на технологических трубопроводах и отключению резервуара, настраивается технологическая линия для откачки нефтепродуктов в аварийный резервуар, отключению электропитания технологических систем (кроме электропитания систем аварийной и противопожарной защиты);

при разгерметизации технологического трубопровода принимаются меры по остановки перекачки нефтепродукта по трубопроводу, отключению поврежденного участка трубопровода перекрытием задвижек;

предотвращение растекания нефтепродуктов по территории Томского шпалопропиточного завода достигается локализацией разлива нефтепродуктов с использованием имеющихся специальных технических средств; интенсивным сбором разлитого нефтепродукта всеми имеющимися силами и средствами.


3.2.4. Технологии ЛЧС (Н)

^ ТЭЦ-3, ГРЭС-2, ПРК.

Работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, предусматривают комплекс технологических операций, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

При ликвидации в результате аварийного разлива нефтепродуктов, решающее значение имеет фактор времени.

Когда меры по ликвидации аварии принимаются недостаточно быстро и эффективно, зона загрязнений значительно возрастает, а его последствия проявляются в большей степени.

В связи с этим первоочередной задачей являются: создание аварийной службы с системой быстрого оповещения и мобильных аварийных формирований, организация оперативных мероприятий по локализации разливов непосредственно после аварии, наличие достаточного количества препаратов, инструмента, технических средств.

При осмотре зоны загрязнения руководителем работ по ликвидации аварийного разлива (или его помощником, входящим в состав оперативной группы) составляется ситуационный план локализации и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов.

План выполняется от руки, с нанесением участков нефтяного загрязнения, обозначением площади загрязнения.

На плане уточняются:

условия, в которых происходит распространение нефтепродуктов;

особенности грунта, рельеф местности;

расположение соседнего оборудования, зданий и сооружений;

предполагаемая расстановка технических средств с указанием наиболее удобных подъездных путей для их доставки.

Площадь и протяженность участков, имеющих одинаковые признаки загрязнения, суммируются. Каждому участку присваивается индекс или условное название.

На основании данных, полученных в результате анализа, параметров зоны загрязнения, разрабатывается оперативный план-график локализации и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов, в котором, в контексте конкретных условий определенного произошедшего разлива нефтепродуктов предусматриваются:

мероприятия по доставке технических средств;

организации временных баз размещения и хранения технических средств, оборудования, материалов и инструментов;

привлечение и расстановка вспомогательных технических средств;

обеспечение пожарной безопасности;

организация взаимодействия всех средств и звеньев, участвующих в ликвидации нефтяного загрязнения;

организация постов техники безопасности, медицинской помощи, лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды;

размещение участников ликвидации загрязнения нефтепродуктами и обеспечение их питанием.

В ходе ликвидационных работ должны выполняться следующие требования:

работы должны быть начаты и закончены в кратчайшие сроки, обоснованные современными нормами;

разлитые нефтепродукты должны быть удалены по возможности полностью;

объекты, пострадавшие от загрязнения, полностью восстановлены;

во время ликвидационных работ не должен быть причинен ущерб природным и хозяйственным объектам, находящимся в зоне действия технических средств и аварийных бригад.

Ситуации, возникающие при разливах нефтепродуктов, характеризуются значительным разнообразием в зависимости от рельефа, характера и размеров разлива, климатических особенностей и пр., которые необходимо утилизировать при проведении ликвидационных работ.

sredstva-podderzhaniya-temperaturno-vlazhnostnih-uslovij-funkcionirovaniya-ksa-cik-kondicioneri.html
sredstva-regulirovaniya-dorozhnogo-dvizheniya.html
sredstva-sozdaniya-multimedijnih-prilozhenij.html
sredstva-zashiti-informacii.html
srok-ispolneniya-stranica-2.html
sroki-ohrani-avtorskih-prav-na-proizvedeniya-nauki-literaturi-i-iskusstva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kreditosposobnost-predpriyatiya.html
  • report.bystrickaya.ru/hronologiya-estonii-zakoni-skautov-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-novie-ustrojstva-i-programmi-6-kompyuternie-novosti-ispolzovannaya-literatura.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vprave-li-fizicheskoe-lico-poluchit-socialnij-nalogovij-vichet-po-ndfl-v-summe-fakticheski-proizvedennih-rashodov-na-svoe-obuchenie-pri-sleduyushih-usloviyah-obuchen.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-v-v-kelle-pismo-k-moim-russkim-chitatelyam-dopolneniya-k-tomu-1.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-valyutnij-fond-i-ego-otnosheniya-s-rossiej-i-kirgizstanom-chast-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biznes-plan-otkritogo-akcionernogo-obshestva-dlya-postavki-na-otechestvennij-rinok-visokonadezhnih-transformatorov-chast-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-radio-gosduma-rf-monitoring-smi-21-aprelya-2006-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-ultrazvukovaya-diagnostika-neopuholevih-zabolevanij-predstatelnoj-zhelezi.html
  • books.bystrickaya.ru/ciplyonok-cip-rasskazi-dlya-detej.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-m-aspekt-press-2003.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shpargalki-po-mezhdunarodnomu-publichnomu-pravu-chast-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-glavnogo-upravleniya-mchs-rossii-po-voronezhskoj-oblasti-v-2009-god.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-privatizacii-v-rossii.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-r-sojdla-apologiya-dinozavrov.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-servis.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ix-alisa-v-zazerkale-ili-skvoz-zerkalo-i-chto-tam-uvidela-alisa.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uvazhaemij-chitatel-nadeyus-dazhe-na-bolshee-drug-vam-predlagaetsya-kniga-kotoraya-pomozhet-razobratsya-v-suti-diagnostiki-elektronnih-sistem-upravleniya-dviga.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-vvedenie-v-marketingovie-issledovaniya-41-neresh-k-marketingovie-issledovaniya-prakticheskoe-rukovodstvo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-saratovskoj-oblasti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-sostavlena-na-osnove-programmi-kursa-v-5-11-klassah-obrazovatelnih-uchrezhdenij-voronezhskoj-oblasti-kraevedenie.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-discipline-radioelektronika-nr-301-nedeli.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-l-m-vekker-psihika-irealnost.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-rezultati-godovoj-otchet-po-grantu-ran-149-d-f-m-n-a-g-marchuk.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kritika-kantom-racionalnoj-psihologii-istoriya-filosofskoj-psihologii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sozdanie-informacionnoj-sistemi-chast-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ris-26-bolshoj-repeticionnij-zal-dramaticheskogo-teatra-s-shirinoj-igrovogo-portala-8-m-primer-planirovki.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-parlamenta-kabardino-balkarskoj-respubliki.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-2-4-oktyabrya-1992-g-lekciya-1.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchebno-oznakomitelnaya-praktika-v-gostinice-murmanska.html
  • studies.bystrickaya.ru/internet-resursi-radio-11-mayak-20-10-2004-novosti-12-00-00-evteeva-natalya-12.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-o-nacionalnih-menshinstvah-v-mezhgosudarstvennih-otnosheniyah-20-iyunya-2008-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-organizaciya-sistema-upravlencheskaya-i-prezhde-vsego-planovaya-deyatelnost-dolzhna-bit-nacelena-na-konechnie.html
  • school.bystrickaya.ru/h-razovoe-po-menyu-zavtrak-8-30-obed-13-00-poldnik-16-00-uzhin-19-00-pozdnij-uzhin-21-00-vodoem.html
  • lesson.bystrickaya.ru/murmanskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.