Предмет и метод административного права
.RU

Предмет и метод административного права

Оглавление

Введение. 3

Предмет административного права. 5

Метод административного права. 12

Функции и принципы административного права. 15

Место административного права в российской правовой системе. 18

Заключение. 21

Список использованных источников и литературы. 22


Введение

Из теории права известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Основой деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования. Они служат критериями построения системы права.[1]

Важнейшее место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Административное право составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.[2]

В прошлые годы ученые, определяя предмет административного права, отмечали, что оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Однако, в условиях проводимой административной реформы, такое определение не раскрывает полностью сущность административного права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».[3]

Таким образом, целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

Предмет административного права

В юридической науке утвердилось мнение о том, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются самые различные мнения.

Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».[4]

Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».[5]

Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.

Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».[6]

Следовательно, в современных условиях требуется видоизменить подход к предмету административного права и определять его предмет с новых демократических позиций.

Необходимо сказать, что административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;

в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.[7]

Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно их можно назвать управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.

Из этого следует, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права.В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.[8]

Однако это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти.Соответственно, административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления).[9]

Свое регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные лица исполнительной власти повседневно руководят экономическими, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них методами.


sistema-schisleniya.html
sistema-skladirovaniya-kak-osnova-rentabolnosti-raboti-sklada.html
sistema-standartov-gaap.html
sistema-tamozhennih-organov.html
sistema-ucheta-zatrat.html
sistema-upravleniya-bazoj-dannih-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/80--2-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-molekulyarnaya-biologiya-i.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-obucheniya-plan-obucheniya-na-2010-god-chast-1.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-razvivayushie-igri-dlya-srednej-gruppi-razvivayushie-igri-dlya-doshkolnikov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-latinskij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-energosberezheniya-v-astrahanskoj-oblasti-na-2000-2005-godi-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-pereraspredelenii-limitov-finansirovaniya-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-19-670-24-maya-2010-g.html
  • school.bystrickaya.ru/iskusstvennoe-dihanie.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-razrabotana-na-osnove-avtorskoj-programmi-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-hudozhestvennij-trud-1-9-klassi.html
  • writing.bystrickaya.ru/kolpakidi-a-i-prohorov-d-p-imperiya-gru-ocherki-istorii-rossijskoj-voennoj-razvedki-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/268-detektori-cveta-1-obshie-voprosi-postroeniya-i-funkcionirovaniya-bsip.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-komplektacii-oborudovaniya-osnovnie-trebovaniya-predyavlyaemie-k-oformleniyu-dolzhnostnoj-instrukcii.html
  • learn.bystrickaya.ru/faktori-opredelyayushie-effektivnost-reklami.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-o-deyatelnosti-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-51.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-4-mestnie-proisshestviya-budushee-rossii.html
  • report.bystrickaya.ru/itar-tass-24022012-soedinenie-mintruda-i-minzdrava-bilo-oshibkoj-ih-zadachi-nelzya-svodit-v-odin-kompleks-schitayut-v-gosdume.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovi-upravleniya-ognem.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervoe-tisyacheletie-n-e-oglavlenie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-psihodinamicheskih-svojstv-uchashihsya-na-uspeshnost-formirovaniya-navikov-i-umenij-v-processe-obucheniya-chast-5.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizuemie-programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-naimenovanie-programmi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-vistroit-ochered-iz-pretendentov-prosyashih-prisoedinitsya-k-vashemu-biznesu-v-setevom-marketinge.html
  • education.bystrickaya.ru/32-statii-ot-i-dimitrov-akad-ilcho-ivanov-dimitrov-1931-2002-fond-20-opis-1.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-osnovnie-sredstva-i-nematerialni-aktivi-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-4-otchyot-o.html
  • reading.bystrickaya.ru/medien-monitoring-po-tema-arhitektura-21-09-06-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/ceh-obzhiga-portlandcementa.html
  • school.bystrickaya.ru/doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhon-enrajt-poziciya-slushatelya-terapevta.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sila-lorenca-magnitnoe-pole.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-otechestva-dlya-specialnosti-060601-medicinskaya-biohimiya-kod-kvalifikacii-vipusknika-65-specialist.html
  • studies.bystrickaya.ru/devyatnadcatij-vek-v-istorii-velikobritanii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-zhile-plyus.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rasskaz-o-dvuh-fermerah-stranica-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dt-raschetnij-tekushij-schet-klienta-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj-organizacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/diagnostika-beremennosti-kobil-chast-2.html
  • bystrickaya.ru/vospitanie-i-shkola-v-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-1917-goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoricheskij-opit-privlecheniya-inostrannogo-kapitala.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.