.RU

Предмет и метод административного права

Оглавление

Введение. 3

Предмет административного права. 5

Метод административного права. 12

Функции и принципы административного права. 15

Место административного права в российской правовой системе. 18

Заключение. 21

Список использованных источников и литературы. 22


Введение

Из теории права известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Основой деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования. Они служат критериями построения системы права.[1]

Важнейшее место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Административное право составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.[2]

В прошлые годы ученые, определяя предмет административного права, отмечали, что оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Однако, в условиях проводимой административной реформы, такое определение не раскрывает полностью сущность административного права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».[3]

Таким образом, целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

Предмет административного права

В юридической науке утвердилось мнение о том, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются самые различные мнения.

Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».[4]

Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».[5]

Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.

Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».[6]

Следовательно, в современных условиях требуется видоизменить подход к предмету административного права и определять его предмет с новых демократических позиций.

Необходимо сказать, что административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;

в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.[7]

Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно их можно назвать управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.

Из этого следует, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права.В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.[8]

Однако это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти.Соответственно, административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления).[9]

Свое регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные лица исполнительной власти повседневно руководят экономическими, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них методами.


sistema-schisleniya.html
sistema-skladirovaniya-kak-osnova-rentabolnosti-raboti-sklada.html
sistema-standartov-gaap.html
sistema-tamozhennih-organov.html
sistema-ucheta-zatrat.html
sistema-upravleniya-bazoj-dannih-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-a-shinkevich-moskva-mgtu-stankin-vadkovskij-per-d-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskaya-molodyozhnaya-konferenciya-biotehnicheskie-medicinskie-i-ekologicheskie-sistemi-i-kompleksi.html
  • klass.bystrickaya.ru/416-spravochnik-balli-po-kriteriyam-ocenki-zajma-i-uslovnogo-obyazatelstva-metodicheskie-ukazaniya-k-kreditnomu-registru-obshie-polozheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tochilina-sv-smirnova-ol-dolgih-g-i-dolgih-s-g-kovalev-s-n-koren-i-a-ovcharenko-v-v.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-2-konkretnie-napravleniya-menedzhmenta-rukovodstvo-2-koordinaciya-2-kontrol-2-sovremennij-etap-kontrolling.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-38-glazami-russkih-i-inostrannih-puteshestvennikov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-urokov-russkogo-yazika-literaturi-matematiki-okruzhayushego-mira-izobrazitelnogo-iskusstva-trudovogo-obucheniya-stranica-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-tamozhennoe-delo-podgotovleno-k-izdaniyu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-deficit-byudzheta-i-istochniki-ego-pokritiya-statya-dejstvie-zakona-respubliki-tatarstan-o-byudzhete-respubliki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-prioritetnie-obekti-bioraznoobraziya-i-regioni-s-osobimi-usloviyami-ego-sohraneniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magiya-chisel-vremya-novostej-natalya-rozhkova-19112008-radio-13-mayak-novosti-18-11-2008-stadnickaya-lora-11-00-13.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-osnovnih-istochnikov-i-literaturi-1-teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovi-psihologicheskogo-izucheniya-i-otbora.html
  • school.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-harakteristika-prestuplenij-sopryazhennih-s-iznasilovaniem.html
  • credit.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-istorii-sovremennoj-zapadnoj-filosofii-dlya-fakulteta-filosofii-gosudarstvennogo-universiteta-visshej-shkoli-ekonomiki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/t-e-m-a-11-proizvodstvo-sledstvennih-dejstvij-uchebno-metodicheskoe-posobie-penza-izdatelstvo-penzenskogo-gosudarstvennogo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-i-puti-sovershenstvovaniya-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-izo-uchitel-sokolova-olga-alekseevna.html
  • predmet.bystrickaya.ru/specialnaya-programma-prednaznachennaya-dlya-zashiti-kompyutera-ili-lokalnoj-seti-ot-atak-ili-ot-nesankcionirovannogo-dostupa-gruppa-novostej-internet-eto.html
  • lesson.bystrickaya.ru/puti-povisheniya-effektivnosti-molochnogo-skotovodstva-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-utverzhdena-nauchno-metodicheskim.html
  • desk.bystrickaya.ru/polnie-otveti-na-bileti-po-avtodelu-ekzamen-2002-chast-14.html
  • books.bystrickaya.ru/bihevioristskaya-redukciya-soznaniya-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-5-marta-2004-g-n-1089-ob-utverzhdenii-federalnogo-komponenta-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-nachalnogo-obshego-stranica-26.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vistavochnaya-deyatelnost-tur-operatora.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-obshekorrekcionnih-zadach-v-processe-obucheniya-kniga-dlya-uchitelya-moskva-shkola-press-1994-obuchenie-i-vospitanie.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-otchet-ministerstva-molodezhnoj-politiki-i-sporta-respubliki-bashkortostan-o-realizacii-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-v-2010-godu-i-zadachah-na-2011-god-3-stranica-12.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proektirovanie-sistemi-optimalnogo-korrektiruyushego-ustrojstva.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-mo-klassnih-rukovoditelej-doklad-o-deyatelnosti-mou-tokkinskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-internat.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-6-formi-organizacii-obucheniya-v-vuze-10-chasov-obrazovatelnaya-programma-prepodavatel-visshej-shkoli-uchebnie.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-zasedanij-sekcij-metodicheskogo-obedineniya-na-2011-2012-gg-sergievo-posadskoe-metodicheskoe-obedinenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-glavi-vengerovskogo-rajona-stranica-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rannyaya-profilaktika-prestupnosti-nesovershennoletnih-chast-25.html
  • control.bystrickaya.ru/dobrovolnoe-medicinskoe-strahovanie-chast-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-18-aprelya-2011-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.