.RU

Предмет и метод административного права

Оглавление

Введение. 3

Предмет административного права. 5

Метод административного права. 12

Функции и принципы административного права. 15

Место административного права в российской правовой системе. 18

Заключение. 21

Список использованных источников и литературы. 22


Введение

Из теории права известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Основой деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования. Они служат критериями построения системы права.[1]

Важнейшее место в системе российского права и юридической науке занимает административное право. Оно является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Административное право составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.[2]

В прошлые годы ученые, определяя предмет административного права, отмечали, что оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Однако, в условиях проводимой административной реформы, такое определение не раскрывает полностью сущность административного права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».[3]

Таким образом, целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

Предмет административного права

В юридической науке утвердилось мнение о том, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом и методом правового регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются самые различные мнения.

Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».[4]

Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».[5]

Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.

Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».[6]

Следовательно, в современных условиях требуется видоизменить подход к предмету административного права и определять его предмет с новых демократических позиций.

Необходимо сказать, что административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;

в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.[7]

Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно их можно назвать управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.

Из этого следует, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права.В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.[8]

Однако это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти.Соответственно, административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления).[9]

Свое регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные лица исполнительной власти повседневно руководят экономическими, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них методами.


sistema-schisleniya.html
sistema-skladirovaniya-kak-osnova-rentabolnosti-raboti-sklada.html
sistema-standartov-gaap.html
sistema-tamozhennih-organov.html
sistema-ucheta-zatrat.html
sistema-upravleniya-bazoj-dannih-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ima-li-lekarctvo-protiv-infantilizm-sdrzhanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svyazannie-zonoj-roman-kulikov-ezhi-tumanovskij-stranica-8.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zh-dyuamel-zhan-mari-konstant-dyuamel-jan-mare-constant-duhamel-rodilsya-v-1797g-vo-francii-v-g-sent-malo-region-bretan-uchilsya-v-licee-g-renna-tot-zhe-region-v-1814g-stal-studentom-politehnicheskoj.html
  • report.bystrickaya.ru/institut-gosudarstva-i-prava-ran-akademicheskij-pravovoj-universitet-a-h-saidov-sravnitelnoe-pravovedenie-osnovnie-pravovie-sistemi-sovremennosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rimskie-poeti-ii-vi-vekov-biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-pervaya-tom-antichnaya-lirika.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-032100-00-matematika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-celi-i-zadachi-proekta-inv-4041-kromskoj-rajon-orlovskoj-oblasti-shema-territorialnogo-planirovaniya-obosnovivayushie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-osnovnie-celi-i-zadachi-sroki-i-etapi-realizacii-municipalnaya-celevaya-programma-zhilishe-na-2011-2015.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yuvenalnaya-sistema-tak-li-nuzhna-ona-nam-imperiya-opeki-nanosit-otvetnij-udar-razmishleniya-ob-oktyabrskih-izyatiyah-detej.html
  • education.bystrickaya.ru/1-ponyatie-o-cerkovno-istoricheskoj-nauke-istochniki-po-istorii-russkoj-cerkvi-periodizaciya-stranica-14.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vidi-strahuvannya-zhittya-h-msce-v-osobovomu-strahuvann-chast-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-finansovomu-planu-vvedenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respubliki-uzbekistan-uzbekistan-na-puti-k-ustojchivomu-razvitiyu.html
  • diploma.bystrickaya.ru/valyutnoe-regulirovanie-v-ukraine-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-ponyatie-organizacii-vneshnyaya-i-vnutrennyaya-sreda-organizacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-obsuzhden-na-zasedanii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-bakalavriata-po-napravleniyu-520500-lingvistika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-lyuboznatelnosti-u-uchashihsya-nachalnih-klassov-na-osnove-poznavatelnoj-sociokulturnoj-kompetencii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-okruzhayushej-sredi-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya-parfenevskogo-municipalnogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rejcen-e-a-chlen-korrespondent-inzhenernoj-akademii-ukraini-professor-knuba-innovacii-pri-proektirovanii-i-stroitelstve-obektov-inzhenerno-transportnoj-infrastrukturi-tezisi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chto-takoe-zdorove.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-s-dnentaevti-zaman-kmdk-boztoraj-le-sabati-masati.html
  • writing.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-60.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-kursa-biznes-kak-sistema-vzaimodejstviya-mezhdu-finansovoj-hozyajstvennoj-i-investicionnoj-deyatelnostyu-sfera-prinyatiya-reshenij-upravlyayushimi-na-predpriyatii-stranica-13.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-nado-zapretit-a-chto-razreshit-zhenshinam-pervij-kanal-novosti-14-10-2005-kokorekina-olga-12-00-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipusk-1968-goda-spiski-vipusknikov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/repertuar-teatrov-na-oktyabr-2011-g-teatr-operi-i-baleta-ot-120-do-720-rublej.html
  • control.bystrickaya.ru/druzhite-li-vi-po-prezhnemu-s-nemcovim-i-kasparovim.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskij-obzor-rinka-cennih-bumag-za-1-kvartal-2012-goda-yuga-rossii-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/leto-pora-bolshoj-luni.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-specialnostej-080201-bivshaya-080501.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sohranenie-i-ukreplenie-zdorovya-obuchayushihsya-departament-obrazovaniya-goroda-tomska-utverzhden.html
  • education.bystrickaya.ru/21-poslovici-i-pogovorki-o-zhivotnih-poslovichnaya-konceptualizaciya-mira-v-kumikskom-yazike-10-02-02-yaziki-narodov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/russkij-yazik-v-voprosah-i-otvetah-morfemika-i-slovoobrazovanie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-profilnogo-izucheniya-uchebnogo-materiala-po-fizike-v-11-klasse.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7dvunapravlennaya-associativnaya-pamyat-nejrokompyuternaya-tehnika-teoriya-i-praktika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.