Ораторское искусство 2
.RU

Ораторское искусство 2

План

Введение 3

1. Оратор и его аудитория. 4

1.1 Контакт оратора с аудиторией. 4

1.2 Секреты ораторского выступления перед аудиторией. 7

2. Культура ораторской речи. 10

2.1 Роды и виды ораторской речи. 10

2.2 Функциональные стили литературного языка в ораторской речи 21

Заключение 29

Список литературы 30

Приложение. 31

Введение.

Тема данной контрольной работы является актуальной, так как для публичного выступления оратору необходимо, прежде всего, овладеть вниманием аудитории, заставить слушать тебя. Однако управлять вниманием слушателей не просто и успех зависит не только от самого оратора, но и от объективных факторов, на которые выступающий не может воздействовать.

Объектом работы является взаимодействие оратора и аудитории, а предметом – изучение объекта.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

¾ ознакомится с контактами оратора и аудитории;

¾ рассмотреть «секреты» ораторского выступления перед аудиторией;

¾ ознакомиться с родами и видами ораторской речи;

¾ проанализировать функциональные стили литературного языка в речи оратора.

1. Оратор и его аудитория.

1.1 Контакт оратора с аудиторией.

Каждый оратор стремится «завоевать аудиторию» — привлечь ее внимание и удерживать его на протяжении всего выступления. Однако как этого добиться? Если читать речь «по бумажке», лишь изредка устремляя взгляд в зал, добиться живой реакции слушателей невозможно. Следить за такой речью, как бы содержательна она ни была, очень трудно. Между «оратором», а точнее тем, кто озвучивает заранее написанный текст, и аудиторией возникает незримая стена, и контакт со слушателями невозможен.

Чувство аудитории, или коммуникативность, воз­никает лишь тогда, когда выступающему удается создать ваудитории «эффект общения», разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слу­шать. Начинающему оратору очень трудно добиться коммуникативности, получить так называемый эффект живой реакции аудитории. Однако этому нужно учиться.

Известны риторические приемы, помогающие оратору достичь эффекта общения со слушателями. Выступающий старается придать своей речи «разговорность», используя для этого различные способы: непосредственное обращение к слушателям; эмоциональность, экспрессивность высказываний; особый разговорный синтаксис — вопросы, восклицания, неполные предложения, вводные слово и словосочетания, встав­ные, присоединительные конструкции, прямую речь, корот­кие, преимущественно односоставные предложения.

Иногда высказывается мнение, что оратор должен « перейтина разговорный стиль речи», но с этим согласиться нельзя. При публичном выступлении нет условий, определяющих обращение к разговорному стилю (неофициальностьобстановки, «равноправие» говорящего и собеседника, неподготовленность речи, ее подлинная диалогичность). В применении к ораторской речи говорят лишь о «скрытой форме диалога», точнее различных приемах диалогизации речи с целью вызвать сопереживание слушателей. Используемые оратором стилистические приемы, придающие речи особую выразитель­ность, лексика и фразеология выступления, наконец само его содержание не укладываются в разговорный стиль. Но искусство публичного выступления в том и заключается, что оратор имитирует разговорность, создавая у слушателей впечатление живого общения. Для этого он обращается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппо­нентов и т.д.

Опытные ораторы советуют начинающим в случае отсутствия коммуникабельности (особенно если приходится выступать в атмосфере недоверия) найти в толпе хоть одно до­брожелательное лицо и обращаться к нему, не придавая значения недобрым взглядам. Говорить нужно спокойно и уверенно, убеждая в своей правоте, рисуя яркие эмоциональные картины. И тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории.

Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора - непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, что­бы не смотреть на потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником. «Рекомендуется иное, - пишет Л.К. Михальская. - Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд. Читайте его реакцию поглазам, следите за тем, чтобы, но смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Тикая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слу­шателей впечатление, что говорят именно с ним»[1] .

Придет на помощь оратору и голосовой контакт, который дополняет зрительный контакт: голос выступаю­щего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы гово­рите с ним и для него. Однако оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, охватывая все большее число слушателей, добиваясь живой реакции аудитории.

Установив контакт со слушателями, опытный оратор сле­дит за тем, чтобы не утратить его, контролирует реакцию аудитории: не появились ли признаки утомления, ослабления внимания слушателей. Заметив это, уверенный в себе оратор может сделать замечание кому-нибудь в зале. Например, по воспоминаниям поклонников ораторского искусства П.Ф. Лесгафта, собиравшего на свои популярные лекции мно­гочисленную аудиторию, он внимательно всматривался в лица слушателей и, заметив чей-то отсутствующий взгляд, мог позволить себе непосредственно обратиться к нему со слова­ми: «Что, милостивый государь, отсутствуете? Не о том думаете?...»

Однако подобные замечания может делать лишь оратор, пользующийся признанием и любовью слушателей, с которыми он встречается не первый раз. Более проверенный и надежный способ вернуть внимание слушателей — эмоциональная разрядка. Оратор вспоминает какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, «притягивая» их к развитию темы; делает «лирическое отступление», рассчитанное на обострение внимания аудитории; рассказывает веселый анекдот, вызывая смех в зале. Все это помогает поддержать затухавшую было коммуникативность и продолжать речь.

1.2 «Секреты» ораторского выступления перед аудиторией.

Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тостыи т.п.). Лекция, доклад, политическое обозрение, парламентская речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.

Вначале необходимо определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать и название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заглавия должны быть конкретными. Например, из двух вариантов заглавий - «Борьба, с коррупцией» и «Кто берет взятки и как с этим бороться?» предпочтительнее второй. Заголовки могут быть призывными («Сплотимся против мафии!»), рекламными («Как похудеть без диеты и пилюль ?»), но многие темы получают индивидуальные названия, точно ориентирующие потенциальных слушателей («Вступительные экзамены в Московский государственный университет печати», «Подготовка новой реформы русской орфографии и пунктуации»).

Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и, старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее по ведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, лектору следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, направление их образования - гуманитарное или техническое; преимущественно женский или мужской состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

Главная составляющая подготовки и выступлению — поиск и подбор материала. Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовится к нему: просматривает специальную литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты, имеющие отношение к содержанию выступления. В зависимости от теоретической подготовленности оратора он избирает формы изучения материала (выборочное или углубленное чтение, беглый просмотр статей, обзоров). При этом можно обращаться к различным справочникам за статистическими данными, к учебным пособиям, энциклопедическим словарям, таблицам, картам. Изучая конкретный материал, необходимо делать выписки и составлять конспект прочитанного, готовить слайды и фотографии для показа в аудитории.

Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисы или план, который лучше сделать развернутым, предельно полным. Некоторые опытные ораторы отказываются брать с собой написанный текст выступления, но держат в руках «шпаргалку», в которой можно найти необходимый справочный материал (цифры, цитаты, примеры, доводы). Аудитория простит вам, если вы будете подглядывать в такую шпаргалку, но сразу невзлюбит докладчика, который станет читать свое выступление от начала до конца «по бумажке».


priroda-v-okrestnostyah-ilinskogo-i-usova.html
priroda-v-okrestnostyah-nikolinoj-gori-chast-7.html
prirodn-resursi-yak-nadbannya-ukranskogo-narodu.html
prirodnie-kamennie-materiali.html
prirodnie-resursi-i-ih-racionalnoe-ispolzovanie.html
prirodnie-resursi-vosproizvodstvo-i-ohrana-energeticheskie-resursi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-liricheskoj-entomologii-ii-nedoumenie-itoska-annenskij-i-drugie-m-kuzmin-opit-kratkogo-zhizneopisaniya-bolshaya-morskaya-stranica-13.html
  • znanie.bystrickaya.ru/651-profilaktika-zhestokosti-sredi-nesovershennoletnih-plan-raboti-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-o-mesopotamskoj-magii-1959-2000-literatura-o-mesopotamskoj-magii-1959-2000.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-2225-regionalnij-doklad.html
  • knigi.bystrickaya.ru/roxette-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-licenzirovana-i-proshla-akkreditaciyu-otkritie-programmi-obuslovleno.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-i-finansi-informacionnij-byulleten-17-fevral-2011-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-v-bugaeva-sm-rodilsya-v-1880-g-srednee-obrazovanie-poluchil-v-gimnazii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kulturnij-pdjom-u-vrop-u-8-9-stolttyah-karolnzke-vdrodzhennya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-inostrannih-grazhdan-v-rf-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-i-zadachi-istoriya-epohi-chingis-hana-sostavlennaya-anglijskimi-uchenimi-priznaet-vozniknovenie-etogo.html
  • education.bystrickaya.ru/26-rol-poznaniya-emocij-i-dejstvij-v-stresse-lekciya-stress-kak-predmet-izucheniya-organizacionnoj-psihologii.html
  • crib.bystrickaya.ru/klicenko-oa-e-n-petrovskaya-glavnaya-redakciya-vestnika.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-moskvu-rasselit-kompaniya-gradova-marina-26012009-002-str-28-31-predstoyashie-meropriyatiya-v-gd-5.html
  • gramota.bystrickaya.ru/x-x-xuniversalnij-princip-uspeshnogo-napadeniya-koncentraciya-sredstv-i-vnezapnostx-x-x.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-umstvennoe-razvitie-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-pedagogicheskim.html
  • lesson.bystrickaya.ru/roberta-lennes-zverinaya-sushnost-oborotni-antologiya-2010.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-magistraturugosudarstvennogo-universiteta-visshej-shkoli-ekonomiki-v-2008-godu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-tamozhennoj-politiki-v-rf.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyati-vihrya-on-zhe-neteniel-stranica-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-sluzhbi-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-v-cdo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/implementation-of-the-international-covenant-on-economic-social-and-cultural-rights-stranica-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-3-o-svyatosti-v-pravoslavii-predislovie.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritoe-pervenstvo-po-kikboksingu-sredi-yunoshej-proshlo-v-primore-rossijskij-sport-v-zarubezhnih-smi-po-materialam.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ostorozhno-termoyadernie-kometi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12otoplenie-ventilyaciya-i-aspiraciya-tehniko-ekonomicheskoe-obosnovanie-stroitelstva-universalnogo-peregruzochnogo-kompleksa.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-95-ot-01-09-2010-direktor-mou-a-v-smirnov-rabochaya-programma-po-istorii-5-klass.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-v-6-klasse-po-teme-duhovnaya-muzika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-elektroliznie-ustanovki-prikaz-ot-27-dekabrya-2000-g-163-mezhotraslevie-pravila-po-ohrane-truda-pravila-bezopasnosti.html
  • institut.bystrickaya.ru/troll-iz-butilki-slovo-za-greciyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-po-kauchuku-i-rezine-za-pervoe-polugodie-1986-goda-i.html
  • bukva.bystrickaya.ru/podpolnij-chelovek-v-povesti-f-m-dostoevskogo-zapiski-iz-podpolya.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-internet-resursov-programma-vstupitelnogo-ekzamena-dlya-magistraturi-programma-vstupitelnogo-ekzamena.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-poletov-vo-vremeni-na-zametku-hronoputeshestvennikam-kniga-iii.html
  • essay.bystrickaya.ru/chasto-zadavaemie-voprosi-ne-nado-chitat-mnogo-knig-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.