.RU

Новая комедия и Менандр

Д. Дилите

Комедия Аристофана называется также "древней" комедией. После нее идет "средняя" комедия, о которой мало что можно сказать, так как мы не имеем ни одного более или менее объемного ее фрагмента, не говоря уже о цельном произведении. Сохранились только имена авторов, названия пьес и краткие фрагменты. С 322 г. до н. э. начинаются времена так называемой "новой" комедии. Эта комедия обращает внимание на отношения людей между собой, их быт и особенности характера. Здесь нет присущей Аристофану сатирической публицистики, социальных идей и общественных интересов. Критиковать влиятельные лица, их действия и поступки стало опасным: за высмеивание какого-нибудь должностного лица или самого царя комедиограф мог быть наказан. После отказа от социальных и политических тем почти уже не нужен был хор, и из комедии исчезли парод и парабаза. Теперь хор только танцует и поет какие-нибудь песни (драматург даже не пишет к ним тексты) во время перерывов между действиями пьесы, которых обычно пять. "Новая" комедия углубляется во внутренний мир своих героев, побуждает отказаться от пороков, ищет хорошие черты в каждом человеке.

Для этого не нужны парадоксальные ситуации, фантастические сюжеты и персонажи, которых так изобретательно создавал Аристофан. Герои одеты в такие же одежды, как и зрители, ситуции их отношений бытовые и будничные. Меньше становится балаганных трюков, двусмысленностей и непристойностей, так как реликты обрядового поношения уже забыты, и театр в эллинистическое время начинает отделяться от сакральной сферы. Спектакли теперь ставятся, чтобы отметить военную победу или какое-либо другое выдающееся событие. В "новой" комедии представлены 44 маски. 9 масок изображало стариков, 11 — юношей, 7 — рабов, 17 — женщин. Старик мог быть жадным, щедрым, суровым, снисходительным и т. п., юноша — белокожий баловень или загоревший работяга, чернокудрый воин и т. д. В одной комедии принимали участие около 10 масок.

Известны десятки имен авторов новоаттической комедии, было множество пьес, но сохранились лишь их фрагменты, из которых невозможно составить представление ни о сюжетах произведений, ни об их героях. Лучше всего сохранилось творчество афинянина Менандра (343—291 гг. до н. э.). В конце XIX столетия и в XX веке при исследовании папирусов, раскопках древних городов, изучении мумий было найдено много отрывков из его комедий. Однако главное открытие произошло в 1956 году, когда один швейцарский коллекционер купил в Александрии тетрадь, датируемую III в. н. э., в которой когда-то было три комедии Менандра. За семнадцать столетий изорвались начало и конец рукописи, полностью сохранилась только комедия "Брюзга" (или "Угрюмец"), находившаяся в середине.

Менандр всю жизнь провел в Афинах, в которых также дули неспокойные ветры эпохи эллинизма. Положение Греции было несколько иным, нежели других эллинистических государств. Конечно, она зависела от Македонии, но внешне продолжали действовать демократические учреждения: заседали городские советы, происходили народные собрания. Указы и распоряжения Александра или какого-либо другого царя становились обязательными не сразу, а после их объявления в качестве решений своих собственных органов власти. Конечно, это была только видимость демократии, однако разрушить политический строй и создать такое греческое государство, как на Востоке, ни Александру, ни другим правителям Македонии не удалось [39, 103—248].

После смерти Александра Македонского греки восстали в 322 г. до н. э. под руководством афинян, но потерпели поражение. С этого события и отсчитывает свой век новоаттическая комедия. После смерти Антипатра, подавившего восстание, в Афинах десять лет правил ставленник македонцев афинский философ Деметрий Фалерский. Он не был абсолютным самодержцем, но поскольку опирался только на богатые слои населения, популярностью в народе не пользовался. Поэтому через десять лет афиняне с радостью отворили ворота другому Деметрию, по прозвищу Полиоркет, который заявил, что вернет демократию и свободу. К сожалению, обещания Полиоркета были лишь обманом. Когда Деметрий Полиоркет проиграл в борьбе с Кассандром, афиняне отказались от его "опеки", но снова начали ссориться между собой: демократы боролись со сторонниками олигархической власти. Придя в себя, Полиоркет разорил Аттику, осадил Афины, и умирающие от голода афиняне в 294 г. до н. э. сдались ему. Политическое положение еще долго было нестабильным: Афины и другие греческие города переходили из рук в руки.

Менандру этого уже не пришлось увидеть, потому что он утонул, купаясь в море, когда в Афинах свирепствовал Полиоркет.

Хотя времена были неспокойными, никакого изображения конкретных политических событий в сочинениях Менандра мы не находим. Так что же имел в виду филолог Аристофан Византийский, патетически воскликнувший: "Менандр и жизнь! Кто из вас кому подражает?" [8, 27]. После гибели демократии и традиционной религии, когда бушевали войны и не осталось твердой почвы под ногами, Менандр упорно утверждает, что мировым бедствиям человек может противопоставить только свою собственную нравственность. В молодости Менандр отслужил на военной службе, потом учился у ученика Аристотеля Феофраста вместе с Эпикуром.

Комедиографу, очевидно, были близки проповедуемые Эпикуром мысли о поисках убежища от всяческих бед внутри себя. Кроме того, то же самое, как мы уже упоминали, советовали и стоики. Обстоятельства могут меняться, мир может перевернуться вверх ногами, однако порядочный человек в любой ситуации должен оставаться справедливым и честным. Когда и богатые, и бедные, и счастливые, и несчастные будут вести себя порядочно, капризная Тиха не будет иметь на них прав: корабли торговца могут затонуть в бурном море, разбойники могут ограбить дом богача, благородный человек, ставший добычей воина или пирата, может быть продан в рабство, но порядочность есть единственное богатство, которое никто не может отнять. Одаренные дарами Тихи должны быть мудро скромными: богач должен не щеголять богатством, а от всего сердца помогать беднякам, счастливый должен помочь несчастным, потому что неизвестно, когда их собственное счастье закончится и им понадобится помощь других. Порядочность не есть привилегия богатых и знатных. Даже люди самого низкого положения — рабы и гетеры — могут и должны быть и честными, и благородными. Герой комедии "Самиянка" Мосхион говорит, что все люди рождаются одинаковыми. Полноправными надо бы считать честных людей, а бесчестных — рабами (Sam. 139—143). Человек, совершивший бесчестный поступок, должен стремиться исправиться.

Таким образом, главная идея творчества Менандра — это идея гуманизма [41, 164]. Он, как и другие комедиографы, без сомнения, изучил не только жизнь, но и сочинение "Характеры" философа Феофраста, который углублялся во внутренний мир людей и пытался классифицировать их характеры.

Фрагменты сохранившихся комедий Менандра и "Брюзга" — не очень веселые пьесы: в них много и слез, жалоб, вздохов. Молодые влюбленные, испытавшие какие-либо препятствия, — не самые несчастные люди в этих пьесах: мы видим не имеющих никаких гражданских прав, выросших в рабстве найденышей, семьи, разлученные войной, попавших в неволю свободных людей. Большие беды настигают людей не по их вине, а потому что Тиха отвернулась от них, а маленькие, уже в комедии изображенные несчастья появляются из-за незнания, недоразумений и т. п. С другой стороны, в комедиях льются слезы не только боли, но и радости: дети находят родителей, ставшие рабами свободнорожденные вновь обретают свободу, в конце пьесы влюбленные играют свадьбу. Кажется, что в пьесах Менандра мелодраматический слой обычно сильнее, чем комический. В качестве примера мы можем проследить сюжет неплохо сохранившейся комедии "Отрезанная коса".

Жена торговца Патека умерла родив двойню. В это время затонул его корабль. Превратившись в последнего нищего, придавленный несчастьем, Патек приказал рабу выбросить младенцев. Нашедшая их женщина оставила себе девочку, а мальчика отдала богатой Миррине. Затянувшаяся война разорила покровительницу девочки, из-за голода и нищеты она отдала уже выросшую Гликеру полюбившему ее воину Полемону как сожительницу. Умирая, эта старушка сказала Гликере, что сын Миррины Мосхион — ее брат-найденыш. Добросердечная, благородная Гликера, не желая осложнять жизни брата, ставшего веселым повесой, ничего не говорит ни Миррине, ни Мосхиону даже и тогда, когда Полемон покупает дом у них по соседству. Однако Мосхион стал заглядываться на красавицу-соседку, и однажды, когда она стояла на пороге, подбежав, обнял ее. Гликера в слезах смотрела с любовью на брата, но эту сцену прервал рассерженный Полемон. Он отрезал мечом у девушки косу и убежал из дома. Испуганная и обиженная из-за такого позора, причиненного ей, Гликера просит соседку Миррину принять ее к себе. Полемон думает, что Миррина приютила Гликеру как любовницу для сына, страшно сердится из-за ее неверности, собирается ворваться с воинами в дом Миррины и забрать Гликеру. Его удерживает его старший друг, уже опять разбогатевший Патек. Гликера ему рассказывает о себе, показывает найденную некогда вместе с младенцами шкатулку, и Патек узнает вещи своей жены, которые когда-то сам сложил в нее, а услышавший разговор Мосхион понимает, что он брат Гликеры. Полемон стыдится, что погорячился, обещает избавиться от этого порока, и комедия заканчивается двумя свадьбами: счастливый Патек выдает за страстного воина дочь, простившую обиду импульсивному почитателю, и в то же самое время женит сына.

Странно, что временем появления мелодрамы считается XVIII век. Указывается, что основные ее черты — это ориентация на эмоции и этические установки массового зрителя, простота и понятность ситуаций, идеализация положительных и очернение отрицательных персонажей, преобладание моральной проблематики, хороший конец [29, 130]. Эти особенности, за исключением, может быть, только образа абсолютного злодея, присутствуют в пьесах Менандра. Основной эмоциональной доминантой мелодрамы считается сочувствие обиженным и негодование по поводу поступков обидчиков. Конечно, эти доминанты важны, но, по-видимому, они не главные.


mestnoe-samoupravlenie-v-sisteme-publichnoj-vlasti-chast-3.html
mestnost-kak-element-voennoj-obstanovki-chast-2.html
mesto-disciplini-v-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-b3-dv5-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
mesto-i-rol-arabskih-gosudarstv-v-razreshenii-irakskogo-krizisa.html
mesto-i-rol-ekonomiki-soedinennih-shtatov-ameriki-v-mezhdunarodnoj-torgovle.html
mesto-i-rol-inostrannih-vlozhenij-v-rossii.html
  • spur.bystrickaya.ru/metod-simmetrichnih-sostavlyayushih-lekciya-1.html
  • notebook.bystrickaya.ru/habarovskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-13-dekabrya-2010-goda.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-metodiki-polucheniya-anatomicheskih-ottiskov-dlya-izgotovleniya-individualnih-lozhek-i-materiali-primenyaemie-dlya-etih-celej-cel-zanyatiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-napravleniyu-030300-psihologiya-magisterskaya-programma-psihologiya-spor.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-organizacii-i-provedeniya-zaklyuchitelnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-obuchayushihsya-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-prodazhe-zemelnih-uchastkov-pod-torgovuyu-zonu-v-pos-sosnovo-administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-priozerskij-municipalnij-rajon-leningradskoj-oblasti.html
  • literature.bystrickaya.ru/cerkovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-knyazya-k-k-ostrozhskogo-okonchanie-cerkovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-knyazya-k-k-ostrozhskogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/nachalnij-ochag-hlebopashestva-a-d-kolesnikov-a-d-kolesnikov.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskaya-specifikaciya-predsedatelya-pravleniya-ao-agrarnaya-kreditnaya-korporaciya-49.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-9-tajna-avtor-etoj-knigi-viros-v-moskve-pereproboval-ryad-professij-no-po-nastoyashemu-nashel-sebya-v-hudozhestvennom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alina-kabaeva-ege-sdavajsya-v-spbgu-v-aprele-2010-g-proshli-meropriyatiya-provedennie-laboratoriej-sprint-i-korporaciej-intel.html
  • writing.bystrickaya.ru/geologicheskoe-stroenie-dna-mirovogo-okeana.html
  • writing.bystrickaya.ru/den-vtoroj-mark-levi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povishennie-poteri-bikarbonata-cherez-zhkt-kislotno-shelochnoj-balans-v-intensivnoj-terapii-kostyuchenko.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modulnaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-direktorov-shkol.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-selskogo-hozyajstva-i-prodovolstviya-respubliki-belarus-31-maya-1996-g-142-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/semin-i-bozhovich-doigrayutsya-do-otstavki-v-bashkirii-poyavitsya-eshe-odin-fizkulturnij-kompleks-9-budem-stroit-dvorci.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskij-profsoyuz-obrazovaniya-glavnij-tehnicheskij-inspektor-truda-profsoyuza-centralnij-sovet-profsoyuza.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-kvalifikaciya-buhgalter.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aventyura-iii-o-tom-kak-zigfrid-priehal-v-vorms-v-g-admoni-pesn-o-nibelungah.html
  • student.bystrickaya.ru/1-zhalpi-erezheler-azastan-respublikasi-aumainda-zhilzhimajtin-mlk-obektlern-mekenzhajin-anitau-zhnnde-anitama-beru.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-grckata-vorzhena-propaganda-v-makedoniya-1903-1908.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-nadzoru-na-obektah-nadzora-na-2009-g-p-p-stranica-6.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-eksodusa.html
  • lesson.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-oformleniyu-kadrovih-dokumentov-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/5finansovo-ekonomicheskaya-deyatelnost-publichnij-doklad.html
  • institut.bystrickaya.ru/stupeni-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-informacionno-metodicheskij-sbornik-dlya-starsheklassnikov-klassnih.html
  • crib.bystrickaya.ru/izuchite-sleduyushee-kazahstan-universitet-sirdariya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72testovie-zadaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-032401-reklama-moskva-2009.html
  • education.bystrickaya.ru/2-harakteristika-i-klassifikaciya-analiticheskih-metodov-optimizacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-2-grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-poyasnitelnaya-zapiska-1-mesto-kursa-v-professionalnoj-podgotovke.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplina-zarubezhnaya-literatura-i-literatura-strani-izuchaemogo-yazika.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnie-organi-gosudarstvennoj-ohrani-rf-struktura-i-polnomochiya-pravoohranitelnie-organi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskoe-ispolzovanie-nauchnogo-znaniya-filosofiya-nauki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/na-proficit-ne-pokushatsya-radio-7-mayak-novosti-21-08-2008-lobanov-oleg-06-00-07-00-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.