.RU

Новая комедия и Менандр

Д. Дилите

Комедия Аристофана называется также "древней" комедией. После нее идет "средняя" комедия, о которой мало что можно сказать, так как мы не имеем ни одного более или менее объемного ее фрагмента, не говоря уже о цельном произведении. Сохранились только имена авторов, названия пьес и краткие фрагменты. С 322 г. до н. э. начинаются времена так называемой "новой" комедии. Эта комедия обращает внимание на отношения людей между собой, их быт и особенности характера. Здесь нет присущей Аристофану сатирической публицистики, социальных идей и общественных интересов. Критиковать влиятельные лица, их действия и поступки стало опасным: за высмеивание какого-нибудь должностного лица или самого царя комедиограф мог быть наказан. После отказа от социальных и политических тем почти уже не нужен был хор, и из комедии исчезли парод и парабаза. Теперь хор только танцует и поет какие-нибудь песни (драматург даже не пишет к ним тексты) во время перерывов между действиями пьесы, которых обычно пять. "Новая" комедия углубляется во внутренний мир своих героев, побуждает отказаться от пороков, ищет хорошие черты в каждом человеке.

Для этого не нужны парадоксальные ситуации, фантастические сюжеты и персонажи, которых так изобретательно создавал Аристофан. Герои одеты в такие же одежды, как и зрители, ситуции их отношений бытовые и будничные. Меньше становится балаганных трюков, двусмысленностей и непристойностей, так как реликты обрядового поношения уже забыты, и театр в эллинистическое время начинает отделяться от сакральной сферы. Спектакли теперь ставятся, чтобы отметить военную победу или какое-либо другое выдающееся событие. В "новой" комедии представлены 44 маски. 9 масок изображало стариков, 11 — юношей, 7 — рабов, 17 — женщин. Старик мог быть жадным, щедрым, суровым, снисходительным и т. п., юноша — белокожий баловень или загоревший работяга, чернокудрый воин и т. д. В одной комедии принимали участие около 10 масок.

Известны десятки имен авторов новоаттической комедии, было множество пьес, но сохранились лишь их фрагменты, из которых невозможно составить представление ни о сюжетах произведений, ни об их героях. Лучше всего сохранилось творчество афинянина Менандра (343—291 гг. до н. э.). В конце XIX столетия и в XX веке при исследовании папирусов, раскопках древних городов, изучении мумий было найдено много отрывков из его комедий. Однако главное открытие произошло в 1956 году, когда один швейцарский коллекционер купил в Александрии тетрадь, датируемую III в. н. э., в которой когда-то было три комедии Менандра. За семнадцать столетий изорвались начало и конец рукописи, полностью сохранилась только комедия "Брюзга" (или "Угрюмец"), находившаяся в середине.

Менандр всю жизнь провел в Афинах, в которых также дули неспокойные ветры эпохи эллинизма. Положение Греции было несколько иным, нежели других эллинистических государств. Конечно, она зависела от Македонии, но внешне продолжали действовать демократические учреждения: заседали городские советы, происходили народные собрания. Указы и распоряжения Александра или какого-либо другого царя становились обязательными не сразу, а после их объявления в качестве решений своих собственных органов власти. Конечно, это была только видимость демократии, однако разрушить политический строй и создать такое греческое государство, как на Востоке, ни Александру, ни другим правителям Македонии не удалось [39, 103—248].

После смерти Александра Македонского греки восстали в 322 г. до н. э. под руководством афинян, но потерпели поражение. С этого события и отсчитывает свой век новоаттическая комедия. После смерти Антипатра, подавившего восстание, в Афинах десять лет правил ставленник македонцев афинский философ Деметрий Фалерский. Он не был абсолютным самодержцем, но поскольку опирался только на богатые слои населения, популярностью в народе не пользовался. Поэтому через десять лет афиняне с радостью отворили ворота другому Деметрию, по прозвищу Полиоркет, который заявил, что вернет демократию и свободу. К сожалению, обещания Полиоркета были лишь обманом. Когда Деметрий Полиоркет проиграл в борьбе с Кассандром, афиняне отказались от его "опеки", но снова начали ссориться между собой: демократы боролись со сторонниками олигархической власти. Придя в себя, Полиоркет разорил Аттику, осадил Афины, и умирающие от голода афиняне в 294 г. до н. э. сдались ему. Политическое положение еще долго было нестабильным: Афины и другие греческие города переходили из рук в руки.

Менандру этого уже не пришлось увидеть, потому что он утонул, купаясь в море, когда в Афинах свирепствовал Полиоркет.

Хотя времена были неспокойными, никакого изображения конкретных политических событий в сочинениях Менандра мы не находим. Так что же имел в виду филолог Аристофан Византийский, патетически воскликнувший: "Менандр и жизнь! Кто из вас кому подражает?" [8, 27]. После гибели демократии и традиционной религии, когда бушевали войны и не осталось твердой почвы под ногами, Менандр упорно утверждает, что мировым бедствиям человек может противопоставить только свою собственную нравственность. В молодости Менандр отслужил на военной службе, потом учился у ученика Аристотеля Феофраста вместе с Эпикуром.

Комедиографу, очевидно, были близки проповедуемые Эпикуром мысли о поисках убежища от всяческих бед внутри себя. Кроме того, то же самое, как мы уже упоминали, советовали и стоики. Обстоятельства могут меняться, мир может перевернуться вверх ногами, однако порядочный человек в любой ситуации должен оставаться справедливым и честным. Когда и богатые, и бедные, и счастливые, и несчастные будут вести себя порядочно, капризная Тиха не будет иметь на них прав: корабли торговца могут затонуть в бурном море, разбойники могут ограбить дом богача, благородный человек, ставший добычей воина или пирата, может быть продан в рабство, но порядочность есть единственное богатство, которое никто не может отнять. Одаренные дарами Тихи должны быть мудро скромными: богач должен не щеголять богатством, а от всего сердца помогать беднякам, счастливый должен помочь несчастным, потому что неизвестно, когда их собственное счастье закончится и им понадобится помощь других. Порядочность не есть привилегия богатых и знатных. Даже люди самого низкого положения — рабы и гетеры — могут и должны быть и честными, и благородными. Герой комедии "Самиянка" Мосхион говорит, что все люди рождаются одинаковыми. Полноправными надо бы считать честных людей, а бесчестных — рабами (Sam. 139—143). Человек, совершивший бесчестный поступок, должен стремиться исправиться.

Таким образом, главная идея творчества Менандра — это идея гуманизма [41, 164]. Он, как и другие комедиографы, без сомнения, изучил не только жизнь, но и сочинение "Характеры" философа Феофраста, который углублялся во внутренний мир людей и пытался классифицировать их характеры.

Фрагменты сохранившихся комедий Менандра и "Брюзга" — не очень веселые пьесы: в них много и слез, жалоб, вздохов. Молодые влюбленные, испытавшие какие-либо препятствия, — не самые несчастные люди в этих пьесах: мы видим не имеющих никаких гражданских прав, выросших в рабстве найденышей, семьи, разлученные войной, попавших в неволю свободных людей. Большие беды настигают людей не по их вине, а потому что Тиха отвернулась от них, а маленькие, уже в комедии изображенные несчастья появляются из-за незнания, недоразумений и т. п. С другой стороны, в комедиях льются слезы не только боли, но и радости: дети находят родителей, ставшие рабами свободнорожденные вновь обретают свободу, в конце пьесы влюбленные играют свадьбу. Кажется, что в пьесах Менандра мелодраматический слой обычно сильнее, чем комический. В качестве примера мы можем проследить сюжет неплохо сохранившейся комедии "Отрезанная коса".

Жена торговца Патека умерла родив двойню. В это время затонул его корабль. Превратившись в последнего нищего, придавленный несчастьем, Патек приказал рабу выбросить младенцев. Нашедшая их женщина оставила себе девочку, а мальчика отдала богатой Миррине. Затянувшаяся война разорила покровительницу девочки, из-за голода и нищеты она отдала уже выросшую Гликеру полюбившему ее воину Полемону как сожительницу. Умирая, эта старушка сказала Гликере, что сын Миррины Мосхион — ее брат-найденыш. Добросердечная, благородная Гликера, не желая осложнять жизни брата, ставшего веселым повесой, ничего не говорит ни Миррине, ни Мосхиону даже и тогда, когда Полемон покупает дом у них по соседству. Однако Мосхион стал заглядываться на красавицу-соседку, и однажды, когда она стояла на пороге, подбежав, обнял ее. Гликера в слезах смотрела с любовью на брата, но эту сцену прервал рассерженный Полемон. Он отрезал мечом у девушки косу и убежал из дома. Испуганная и обиженная из-за такого позора, причиненного ей, Гликера просит соседку Миррину принять ее к себе. Полемон думает, что Миррина приютила Гликеру как любовницу для сына, страшно сердится из-за ее неверности, собирается ворваться с воинами в дом Миррины и забрать Гликеру. Его удерживает его старший друг, уже опять разбогатевший Патек. Гликера ему рассказывает о себе, показывает найденную некогда вместе с младенцами шкатулку, и Патек узнает вещи своей жены, которые когда-то сам сложил в нее, а услышавший разговор Мосхион понимает, что он брат Гликеры. Полемон стыдится, что погорячился, обещает избавиться от этого порока, и комедия заканчивается двумя свадьбами: счастливый Патек выдает за страстного воина дочь, простившую обиду импульсивному почитателю, и в то же самое время женит сына.

Странно, что временем появления мелодрамы считается XVIII век. Указывается, что основные ее черты — это ориентация на эмоции и этические установки массового зрителя, простота и понятность ситуаций, идеализация положительных и очернение отрицательных персонажей, преобладание моральной проблематики, хороший конец [29, 130]. Эти особенности, за исключением, может быть, только образа абсолютного злодея, присутствуют в пьесах Менандра. Основной эмоциональной доминантой мелодрамы считается сочувствие обиженным и негодование по поводу поступков обидчиков. Конечно, эти доминанты важны, но, по-видимому, они не главные.


mestnoe-samoupravlenie-v-sisteme-publichnoj-vlasti-chast-3.html
mestnost-kak-element-voennoj-obstanovki-chast-2.html
mesto-disciplini-v-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-b3-dv5-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
mesto-i-rol-arabskih-gosudarstv-v-razreshenii-irakskogo-krizisa.html
mesto-i-rol-ekonomiki-soedinennih-shtatov-ameriki-v-mezhdunarodnoj-torgovle.html
mesto-i-rol-inostrannih-vlozhenij-v-rossii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-u-uncountable-nouns-neischislyaemie-sushestvitelnie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-finansovij-kontrol-uchebnoe-posobie-chast-2-2006-vasilev-o-l-pravovoe-regulirovanie-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-disciplin-po-napravleniyu-podgotovki-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-disciplini-otnosyatsya-k-magisterskoj-programmegosudarstvennoe-upravlenie-v-socialnoj-sfere-kod-081100-68.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/seminarskie-zanyatiya-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-programma-po-izucheniyu-disciplini-teoriya-gosudarstva.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhgosudarstvennij-standart-pasport-bezopasnosti-himicheskoj-produkcii-obshie-trebovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tajnij-mir-shopogolika-kinsella.html
  • bukva.bystrickaya.ru/proizvodstvo-himicheskih-volokon.html
  • studies.bystrickaya.ru/konceptosfera-florentijskogo-mifa-v-russkoj-slovesnosti-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5nauki-o-zemle-51geologiya-geofizika-geohimiya-i-gornie-nauki-osnovnie-issledovaniya-i-razrabotki.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshee-kolichestvo-nagrazhdennih-konkurs-sostoyal-iz-neskolkih-turov-itur-uchashiesya-otvechali-na-dva-bloka-voprosov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/model-pokrokovogo-navchannya-pisemnogo-movlennya-za-psiholngvstichnoyu-modellyu-vislovlyuvannya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-tematicheskoj-podgotovki-uchashihsya-po-ent-po-predmetu-fizika-4-tematicheskie-testi-5-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyataya-patrida.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-sistemi-kadrovogo-obespecheniya-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/podgotovka-budushih-uchitelej-nachalnih-klassov-k-rabote-s-mladshimi-shkolnikami-v-gruppe-prodlennogo-dnya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-diktant-mtnne-ojilatin-talap.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolgariya-itar-tass-16112011-bolgarskie-parlamentarii-prinyali-gosudarstvennij-byudzhet-na-2012-god-v-pervom-chtenii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prochie-raboti-monografiya-pechatnaya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/socialnoe-partnerstvo-publichnij-otchet-direktora-mbou-cdod-raduga-pgt-novoagansk-bashirovoj-riti-nasibullovni.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-direktora-gou-ddt-istok.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-pravu-upolnomochennij-organ-na-razmeshenie-zakaza.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-proekta-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-ekologicheskih-i-biznes-reshenij-baikal-water-bank-challenge.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnik-serzhanta-stranica-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenit-energeticheskij-potencial-uglevodorodosoderzhashih-othodov-obrazuyushihsya-v-respublike-belarus-i-ocenit-antropogennoe-vozdejstvie-na-okruzhayushuyu-sredu-pri-ih-ispolzovanii-v-kachestve-topliva-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/funkcionalnij-element-zashishayushij-vnutrennie-komponenti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-3-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-kurs-bazi-dannih-i-znanij-chast-1.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znachenie-okolozemnih-nebesnih-tel-dlya-zhizni-cheloveka.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-tretya-anzhelika-v-kvebeke-ann-i-serzh-golon-perevod-i-n-panteleevoj-chast-pervaya-pribitie.html
  • spur.bystrickaya.ru/mbou-berdigestyahskaya-nachalnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-otkritij-informacionno-analiticheskij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sledstvennij-process-sisk-literatura-i-obichaj.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-svojstva-poverhnosti-poluprovodnikov-referat-po-discipline-tehnologicheskie-processi-mikroelektroniki.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-klass-maks-ball-93-prikaz-ot-20-12-2010-g-638-ob-itogah-ii-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viselkov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-mdou-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-s-prioritetnim-osushestvleniem-fizicheskogo-razvitiya-detej-vtoroj-kategorii-13-semicvetik-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-13.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.