.RU

Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПРАВА

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ

Допустить к защите Г.А.К.

Зав. кафедрой правоведения

кандидат исторических наук,

доцент

____________ Э.А. Сагалаков

Коков Сергей Николаевич

Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями

(дипломная работа)

021100 – «Юриспруденция»

Научный руководитель: ___________

Рецензент: ______________________

Дата сдачи: «___»________ 2000 г.

Дата защиты: «___»_______ 2000 г.

Оценка: _________________________

Абакан, 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………… 02

Глава 1 . Особенности расследования дорожно-транспортных

преступлений ……………………………………………………………………………………………………… 06

1.1. Уголовно-правовая характеристика ДТП ………………………… 06

1.2. Классификация, учет и принципы ДТП ……………………………… 12

1.3. Осмотр места происшествия ……………………………………………………… 17

1.4. Проведение допросов по делам о ДТП ……………………………… 24

Глава 2. Некоторые особенности расследования отдельных

ДТП ……………………………………………………………………………………………………………………………… 26

2.1. Особенности расследования столкновений двух

ТС ………………………………………………………………………………………………………………………… 31

2.2. Особенности расследования столкновений несколь-

ких ТС ……………………………………………………………………………………………………………… 37

2.3. Особенности расследования ДТП с участием

автомобилей-тягачей и автопоездов ……………………………………… 39

2.4. Особенности расследования опрокидывания ТС ………… 41

2.5. Особенности расследования наездов на пешеходов 42

2.6. Особенности расследования ДТП связанных с

гибелью детей …………………………………………………………………………………………… 45

2.7. Особенности расследования ДТП совершенных в

темное время суток ……………………………………………………………………………… 47

Глава 3. Судебные экспертизы по делам о ДТП …………………………… 51

Глава 4. Привлечение в качестве обвиняемого и окончание

предварительного следствия по делу о ДТП …………………………… 63

Заключение …………………………………………………………………………………………………………………… 66

Список использованных источников и литературы ……………………… 70

ВВЕДЕНИЕ

Об актуальности данной темы свидетельствует обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в области и остальном мире. В разработанном ГУ ГАИ МВД России проекта Концепции дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997-2005 г. отмечается: «Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях (дальше Т.П.) погибают более 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП. многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.

Происходящие на протяжении последних 5 лет снижения основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолетнего роста количества ДТП и числа пострадавших в них людей. («Российская газета», 11 ноября 1997 г.).

Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 миллионов единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная часть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,3 километра на квадратный километр территории, фактически оказалась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечают установленным требованиям и техническое состояние большинства автомобильных дорог. Остается неудовлетворительным состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения. Только в 1996 г. выявлено более 50 миллионов нарушений Правил дорожного движения. При этом широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований.

Проблема безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибает около 300 тысяч человек и около 9 миллионов получают ранения. Ежегодно материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествия составляет в США – 50 млд. долларов, в ФРГ – 7 млд. марок, во Франции – 140 млд. марок.

Расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения и поэтому рассмотрение данной темы является актуальным. В данной работе рассматриваются особенности расследования ДТП в отечественной правовой науке и следственной практике. В виду большой общественной значимости вопросы безопасности дорожного движения и расследования дорожно-транспортных происшествий и разносторонне рассматривалась в научной, учебной и специальной литературе, но во многом она морально устарела.

В данной работе рассматриваются основные трудности с которыми сталкивается следователь при рассмотрении ДТП, некоторые недостатки в работе следственных организаций по расследованию ДТП. Основное внимание уделено раскрытию темы исследования – особенности расследования ДТП, поэтому работа носит практическую направленность. Рассматривается выявление причин и условий ДТП, их систематизация и обобщение, анализ, определение степени влияния на механизм ДТП, которые имеют большое значение для профилактики и расследования ДТП. Производится анализ методики расследования отдельных видов ДТП, порядок назначения следователем различных видов экспертиз, последовательность проведения различных следственных действий.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1.1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДТП

В соответствии с Правилами дорожного движения ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения[1] .

В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. Они предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: «Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 264 УК РФ), «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» ст. 265 УК РФ), «Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» (ст. 266 УК РФ), «Приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения» (ст. 267 УК РФ)[2] . По статистике в числе дорожно-транспортных происшествий основное место занимает статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Наряду с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации ТС (транспортных средств) регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинений ст. 264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

Объектом дорожно-транспортного преступления являются в широком смысле – общественная безопасность; «а непосредственный объект – безопасность движения и эксплуатация транспортных средств и дополнительный объект – здоровье потерпевшего, либо собственность»[3] .

Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования транспортных средств, то есть вождению и эксплуатации транспортных средств. Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями. Первое – эксплуатация должна осуществляться в процессе управления транспортным средством. В этой связи она включает технический осмотр транспортного средства, устранение неисправностей, соблюдения правил перевозки грузов, стоянки и так далее. Второе условие относится к содержанию и эксплуатации, в этом смысле эксплуатация должна быть связана с обеспечением безопасности движения. Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение и так далее. Это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения и поэтому их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза связаны с безопасностью движения, то есть в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.

Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру транспортных средств, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению транспортных средств и так далее.


tematika-obsheniya-otrazhaemaya-tekstovim-napolneniem-zadanij-testa-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini.html
tematika-programm-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pvgus-tehnologii-servisa.html
tematika-roditelskih-sobranij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-stolbishenskoj-sosh.html
tematiki-obrashenij-grazhdan-pokazivaet-na-pervom-meste-doklad-glavi-pishminskogo-gorodskogo-okruga-o-rezultatah.html
temi-diplomnih-rabot-po-specializacii-bankovskoe-delo-i-cennie-bumagi-dlya-studentov.html
temi-k-samostoyatelnoj-rabote-po-kursu-upravlenie-proektami-podgotovit-referati-na-sleduyushie-temi-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-fransua-chemu-ne-rad-uvi-zhdet-smert-zlodeya-i-skolko-vesit-etot-zad-uznaet-skoro-sheya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kadri-reshayut-vse-chto-sgorit-to-ne-sgniet-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iz-knigi-istoriya-shotlandskoj-reformacii-dzh-d-makki-1960-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-3-klass-prikaz-ot-rabochaya-uchebnaya-programma-po-tehnologii-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-simvolika-prostranstva-cveta-elementov-zhestov-duhovnihkachestv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kadrovoe-planirovanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-moskva-200-8-udk-65-bbk-65-290-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-i-marchenko-otvetstvennij-za-vipusk-s-yu-lebedev-direktor-cmo-m-o-bozhko.html
  • institut.bystrickaya.ru/tamozhennaya-ekspertiza.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izilorda-oblisi-azali-audani-shken-auili-134-orta-mektept-matematika.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskie-i-klinicheskie-aspekti-strukturno-rezonansnoj-elektromagnitnoj-terapii.html
  • essay.bystrickaya.ru/deviantnoe-povedenie-i-puti-ego-preodoleniya-chast-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-43-raspredelenie-naseleniya-rossii-po-vozrastnim-gruppam-ekonomicheskaya-geografiya-rossii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primenenie-mestnoj-anestezii-i-monitoriruemoj-sedacii-pri-stomatologicheskom-lechenii-bolnih-s-metabolicheskim-sindromom.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ventilyaciya-i-kondicionirovanie-tehnicheskoe-zadanie-proekta-sozdanie-i-razvitie-uchebnogo-televideniya-v-respublike-kazahstan.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-4-yanvar-1979g-richard-mateson.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proizvodstvennoe-osveshenie-pravovie-i-normativno-tehnicheskie-osnovi-obespecheniya-bzhd-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-tablets-of-karma-by-h-p-blavatsky-stranica-9.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-voinskoj-vezhlivosti-i-povedenii-voennosluzhashih-voennaya-prisyaga.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izmeneniya-v-soderzhanii-obrazovaniya-programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16-monitoring-i-kontrol-realizacii-strategii-prikaz-minpromtorga-rossii-1150-ob-utverzhdenii-strategii-razvitiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/regionalnij-opit-i-v-dume-astrahanskoj-oblasti.html
  • university.bystrickaya.ru/gejman-nil-kniga-kladbish-lyubitelskij-perevod-stranica-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/putin-predlagaet-kandidatom-na-post-premera-glavu-finrazvedki-zubkova-grizlov-b-v-monitoring-smi-13-sentyabrya-2007-g.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-sistemi-vodosnabzheniya-21-osnovnie-polozheniya-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-sistem-i-sooruzhenij-kommunalnogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-11-safronov-v-a.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskoe-mashinostroitelnoe-proizvodstvennoe-predpriyatie-salyut-stranica-10.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-opisanie-osnovnih-ozhidaemih-konechnih-rezultatov-gosudarstvennoj-programmi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-konkurs-festival-vostochnogo-tanca-magiya-30-31-marta-1-aprelya-2012-goda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/napryazhennoe-sostoyanie-zemnoj-kori.html
  • reading.bystrickaya.ru/kreditnie-operacii-kommercheskih-bankov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-k-russkomu-izdaniyu-stranica-20.html
  • bystrickaya.ru/ya-ih-rukami-sobirala-oni-belie-belie-posleslovie-vmesto-predisloviya.html
  • university.bystrickaya.ru/filmi-iz-programmi-festivalya-voices-2010-bili-otmecheni-na-vruchenii-premii-sezar-2010-vo-francii-26-fevralya-proshla-ceremoniya-vrucheniya-sezarov-glavnih-kinematograficheskih-nagrad-francii.html
  • school.bystrickaya.ru/fpg.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fiziko-himicheskie-osnovi-tehnologii-polucheniya-monokristallov-i-polikristallicheskih-plenok-shirokozonnih-poluprovodnikovih-soedinenij-gruppi-a-2-v-6-s-upravlyaemimi-svojstvami-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.