.RU

Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПРАВА

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ

Допустить к защите Г.А.К.

Зав. кафедрой правоведения

кандидат исторических наук,

доцент

____________ Э.А. Сагалаков

Коков Сергей Николаевич

Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями

(дипломная работа)

021100 – «Юриспруденция»

Научный руководитель: ___________

Рецензент: ______________________

Дата сдачи: «___»________ 2000 г.

Дата защиты: «___»_______ 2000 г.

Оценка: _________________________

Абакан, 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………… 02

Глава 1 . Особенности расследования дорожно-транспортных

преступлений ……………………………………………………………………………………………………… 06

1.1. Уголовно-правовая характеристика ДТП ………………………… 06

1.2. Классификация, учет и принципы ДТП ……………………………… 12

1.3. Осмотр места происшествия ……………………………………………………… 17

1.4. Проведение допросов по делам о ДТП ……………………………… 24

Глава 2. Некоторые особенности расследования отдельных

ДТП ……………………………………………………………………………………………………………………………… 26

2.1. Особенности расследования столкновений двух

ТС ………………………………………………………………………………………………………………………… 31

2.2. Особенности расследования столкновений несколь-

ких ТС ……………………………………………………………………………………………………………… 37

2.3. Особенности расследования ДТП с участием

автомобилей-тягачей и автопоездов ……………………………………… 39

2.4. Особенности расследования опрокидывания ТС ………… 41

2.5. Особенности расследования наездов на пешеходов 42

2.6. Особенности расследования ДТП связанных с

гибелью детей …………………………………………………………………………………………… 45

2.7. Особенности расследования ДТП совершенных в

темное время суток ……………………………………………………………………………… 47

Глава 3. Судебные экспертизы по делам о ДТП …………………………… 51

Глава 4. Привлечение в качестве обвиняемого и окончание

предварительного следствия по делу о ДТП …………………………… 63

Заключение …………………………………………………………………………………………………………………… 66

Список использованных источников и литературы ……………………… 70

ВВЕДЕНИЕ

Об актуальности данной темы свидетельствует обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в области и остальном мире. В разработанном ГУ ГАИ МВД России проекта Концепции дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997-2005 г. отмечается: «Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях (дальше Т.П.) погибают более 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП. многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.

Происходящие на протяжении последних 5 лет снижения основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолетнего роста количества ДТП и числа пострадавших в них людей. («Российская газета», 11 ноября 1997 г.).

Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 миллионов единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная часть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,3 километра на квадратный километр территории, фактически оказалась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечают установленным требованиям и техническое состояние большинства автомобильных дорог. Остается неудовлетворительным состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения. Только в 1996 г. выявлено более 50 миллионов нарушений Правил дорожного движения. При этом широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований.

Проблема безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибает около 300 тысяч человек и около 9 миллионов получают ранения. Ежегодно материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествия составляет в США – 50 млд. долларов, в ФРГ – 7 млд. марок, во Франции – 140 млд. марок.

Расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения и поэтому рассмотрение данной темы является актуальным. В данной работе рассматриваются особенности расследования ДТП в отечественной правовой науке и следственной практике. В виду большой общественной значимости вопросы безопасности дорожного движения и расследования дорожно-транспортных происшествий и разносторонне рассматривалась в научной, учебной и специальной литературе, но во многом она морально устарела.

В данной работе рассматриваются основные трудности с которыми сталкивается следователь при рассмотрении ДТП, некоторые недостатки в работе следственных организаций по расследованию ДТП. Основное внимание уделено раскрытию темы исследования – особенности расследования ДТП, поэтому работа носит практическую направленность. Рассматривается выявление причин и условий ДТП, их систематизация и обобщение, анализ, определение степени влияния на механизм ДТП, которые имеют большое значение для профилактики и расследования ДТП. Производится анализ методики расследования отдельных видов ДТП, порядок назначения следователем различных видов экспертиз, последовательность проведения различных следственных действий.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1.1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДТП

В соответствии с Правилами дорожного движения ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения[1] .

В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. Они предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: «Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 264 УК РФ), «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» ст. 265 УК РФ), «Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» (ст. 266 УК РФ), «Приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения» (ст. 267 УК РФ)[2] . По статистике в числе дорожно-транспортных происшествий основное место занимает статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Наряду с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации ТС (транспортных средств) регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинений ст. 264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

Объектом дорожно-транспортного преступления являются в широком смысле – общественная безопасность; «а непосредственный объект – безопасность движения и эксплуатация транспортных средств и дополнительный объект – здоровье потерпевшего, либо собственность»[3] .

Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования транспортных средств, то есть вождению и эксплуатации транспортных средств. Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями. Первое – эксплуатация должна осуществляться в процессе управления транспортным средством. В этой связи она включает технический осмотр транспортного средства, устранение неисправностей, соблюдения правил перевозки грузов, стоянки и так далее. Второе условие относится к содержанию и эксплуатации, в этом смысле эксплуатация должна быть связана с обеспечением безопасности движения. Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение и так далее. Это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения и поэтому их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза связаны с безопасностью движения, то есть в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.

Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру транспортных средств, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению транспортных средств и так далее.


tematika-obsheniya-otrazhaemaya-tekstovim-napolneniem-zadanij-testa-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini.html
tematika-programm-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pvgus-tehnologii-servisa.html
tematika-roditelskih-sobranij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-stolbishenskoj-sosh.html
tematiki-obrashenij-grazhdan-pokazivaet-na-pervom-meste-doklad-glavi-pishminskogo-gorodskogo-okruga-o-rezultatah.html
temi-diplomnih-rabot-po-specializacii-bankovskoe-delo-i-cennie-bumagi-dlya-studentov.html
temi-k-samostoyatelnoj-rabote-po-kursu-upravlenie-proektami-podgotovit-referati-na-sleduyushie-temi-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturovedcheskaya-propedevtika-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-period-2011-2012-godi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-arsenal-podavleniya-dzh-edvard-griffin-mir-bez-raka-istoriya-vitamina-v17-preduprezhdenie-cel-etoj-knigi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/den-v-fontene-o-roz-dyuma-stranica-10.html
  • essay.bystrickaya.ru/derevina-u-budvnictv.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-anatomii-vegetativnih-organov-rastenij-7-1-voprosi-dlya-samopodgotovki-k-zachetu-7-ii-semestr-9-2-lekcii-9-2-laboratorno-prakticheskie.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrabotka-dannih-tipa-zapisi-j-promishlennosti-g-i-stanevko-t-g-kolesnikova-v-a-davidenko-programmirovanie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-eksperimentalnogo-opredeleniya-koefficienta-izotermicheskogo-perenosa-vlagi-v-nenasishennih-gruntah-1-obshij-obzor-voprosa-1-utochnenie-metodiki-opita-1-obrabotka-rezultatov-eksperimenta.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pamyat-2-dekabrya-pamyat-svyatogo-proroka-avvakuma-zhitiya-svyatih-tom-12-dekabr.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nformacjne-zabezpechennya-dyalnost-organzac.html
  • klass.bystrickaya.ru/65-letiyu-pobedi-posvyashaetsya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-ispitanie-letatelnih-apparatov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-tovarovedenie-i-ekspertiza.html
  • school.bystrickaya.ru/glava3-proekt-povisheniya-konkurentosposobnosti-oao-samarskij-hlebozavod9.html
  • znanie.bystrickaya.ru/73-inzhenerno-geologicheskie-iziskaniya-dlya-razrabotki-predproektnoj-dokumentacii-svod-pravil-po-inzhenernim-iziskaniyam-dlya-stroitelstva.html
  • tasks.bystrickaya.ru/124-otnositelnaya-samostoyatelnost-v-razvitii-nauki-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-kurs-lekcij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-kiberprestupniki-vibilis-v-mirovie-lideri-konkurs-luchshie-10-it-proektov-dlya-gossektora.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-za-pervie-tri-goda-vipolneniya-proekta-nauchno-obrazovatelnij-centr-skaniruyushej-zondovoj-mikroskopii-nizhegorodskogo-gosudarstvennogo-universiteta-stranica-3.html
  • exam.bystrickaya.ru/vsego-uch-sya-analiz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-369-vostochnogo.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadaniya-konkursa-ma-triz-po-resheniyu-tvorcheskih-zadach-dlya-doshkolnikov-shkolnikov-i-studentov-triz-2006.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-sportivno-prikladoj-podgotovke-sportsmenov-studentov-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-uchenih.html
  • lesson.bystrickaya.ru/the-golden-age-of-greece-essay-research.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-elektronnih-smi-v-ssha-velikobritanii-v-2003-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/francuzskie-literaturnie-premii-literaturnie-premii-i-konkursi-2010-goda-informacionnij-obzor.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-duglas-merfi-desyat-let-pobedi-nad-spidom-izlechivaet.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pismennie-dokazatelstva-v-arbitrazhnom-processe-chast-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/konsolidirovannij-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-po-standartam-msfo-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2006-g-v-tisyachah-dollarah-ssha-pri-otsutstvii-ukazanij-ob-inom.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-racionalnoe-prirodopolzovanie-v-n-presnyakova-hudozhestvennij-redaktor.html
  • writing.bystrickaya.ru/180107-chetverg-svetlana-dorofeeva-dnevnik-nachinayushego-trejdera.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostavlenie-tamozhennoj-deklaracii-chast-5.html
  • write.bystrickaya.ru/figirenok-antropologicheskie-konfiguracii-filosofii-filosofiya-nauki.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/audit-i-reviziya-kassovih-disciplin-i-kassovih-operaciya-v-respublike-belarus-chast-8.html
  • credit.bystrickaya.ru/oplata-iz-rascheta-mesyachnogo-oklada-zarplata-i-kadri.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-istoriya-kubani-v-dokumentah-arhivov-kraya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-4-prichini-nepriyatiya-uchitelyami-scen-nasiliya-na-ekrane-a-v-fedorov-mediaobrazovanie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-konstitucii-stran-mira.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.