Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями
.RU

Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПРАВА

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ

Допустить к защите Г.А.К.

Зав. кафедрой правоведения

кандидат исторических наук,

доцент

____________ Э.А. Сагалаков

Коков Сергей Николаевич

Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями

(дипломная работа)

021100 – «Юриспруденция»

Научный руководитель: ___________

Рецензент: ______________________

Дата сдачи: «___»________ 2000 г.

Дата защиты: «___»_______ 2000 г.

Оценка: _________________________

Абакан, 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………… 02

Глава 1 . Особенности расследования дорожно-транспортных

преступлений ……………………………………………………………………………………………………… 06

1.1. Уголовно-правовая характеристика ДТП ………………………… 06

1.2. Классификация, учет и принципы ДТП ……………………………… 12

1.3. Осмотр места происшествия ……………………………………………………… 17

1.4. Проведение допросов по делам о ДТП ……………………………… 24

Глава 2. Некоторые особенности расследования отдельных

ДТП ……………………………………………………………………………………………………………………………… 26

2.1. Особенности расследования столкновений двух

ТС ………………………………………………………………………………………………………………………… 31

2.2. Особенности расследования столкновений несколь-

ких ТС ……………………………………………………………………………………………………………… 37

2.3. Особенности расследования ДТП с участием

автомобилей-тягачей и автопоездов ……………………………………… 39

2.4. Особенности расследования опрокидывания ТС ………… 41

2.5. Особенности расследования наездов на пешеходов 42

2.6. Особенности расследования ДТП связанных с

гибелью детей …………………………………………………………………………………………… 45

2.7. Особенности расследования ДТП совершенных в

темное время суток ……………………………………………………………………………… 47

Глава 3. Судебные экспертизы по делам о ДТП …………………………… 51

Глава 4. Привлечение в качестве обвиняемого и окончание

предварительного следствия по делу о ДТП …………………………… 63

Заключение …………………………………………………………………………………………………………………… 66

Список использованных источников и литературы ……………………… 70

ВВЕДЕНИЕ

Об актуальности данной темы свидетельствует обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в области и остальном мире. В разработанном ГУ ГАИ МВД России проекта Концепции дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997-2005 г. отмечается: «Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях (дальше Т.П.) погибают более 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП. многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.

Происходящие на протяжении последних 5 лет снижения основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолетнего роста количества ДТП и числа пострадавших в них людей. («Российская газета», 11 ноября 1997 г.).

Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 миллионов единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная часть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,3 километра на квадратный километр территории, фактически оказалась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечают установленным требованиям и техническое состояние большинства автомобильных дорог. Остается неудовлетворительным состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения. Только в 1996 г. выявлено более 50 миллионов нарушений Правил дорожного движения. При этом широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований.

Проблема безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибает около 300 тысяч человек и около 9 миллионов получают ранения. Ежегодно материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествия составляет в США – 50 млд. долларов, в ФРГ – 7 млд. марок, во Франции – 140 млд. марок.

Расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения и поэтому рассмотрение данной темы является актуальным. В данной работе рассматриваются особенности расследования ДТП в отечественной правовой науке и следственной практике. В виду большой общественной значимости вопросы безопасности дорожного движения и расследования дорожно-транспортных происшествий и разносторонне рассматривалась в научной, учебной и специальной литературе, но во многом она морально устарела.

В данной работе рассматриваются основные трудности с которыми сталкивается следователь при рассмотрении ДТП, некоторые недостатки в работе следственных организаций по расследованию ДТП. Основное внимание уделено раскрытию темы исследования – особенности расследования ДТП, поэтому работа носит практическую направленность. Рассматривается выявление причин и условий ДТП, их систематизация и обобщение, анализ, определение степени влияния на механизм ДТП, которые имеют большое значение для профилактики и расследования ДТП. Производится анализ методики расследования отдельных видов ДТП, порядок назначения следователем различных видов экспертиз, последовательность проведения различных следственных действий.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1.1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДТП

В соответствии с Правилами дорожного движения ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения[1] .

В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. Они предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: «Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 264 УК РФ), «Оставление места дорожно-транспортного происшествия» ст. 265 УК РФ), «Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» (ст. 266 УК РФ), «Приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения» (ст. 267 УК РФ)[2] . По статистике в числе дорожно-транспортных происшествий основное место занимает статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Наряду с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации ТС (транспортных средств) регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинений ст. 264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

Объектом дорожно-транспортного преступления являются в широком смысле – общественная безопасность; «а непосредственный объект – безопасность движения и эксплуатация транспортных средств и дополнительный объект – здоровье потерпевшего, либо собственность»[3] .

Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования транспортных средств, то есть вождению и эксплуатации транспортных средств. Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями. Первое – эксплуатация должна осуществляться в процессе управления транспортным средством. В этой связи она включает технический осмотр транспортного средства, устранение неисправностей, соблюдения правил перевозки грузов, стоянки и так далее. Второе условие относится к содержанию и эксплуатации, в этом смысле эксплуатация должна быть связана с обеспечением безопасности движения. Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение и так далее. Это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения и поэтому их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза связаны с безопасностью движения, то есть в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.

Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру транспортных средств, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению транспортных средств и так далее.


tematika-obsheniya-otrazhaemaya-tekstovim-napolneniem-zadanij-testa-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini.html
tematika-programm-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pvgus-tehnologii-servisa.html
tematika-roditelskih-sobranij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-stolbishenskoj-sosh.html
tematiki-obrashenij-grazhdan-pokazivaet-na-pervom-meste-doklad-glavi-pishminskogo-gorodskogo-okruga-o-rezultatah.html
temi-diplomnih-rabot-po-specializacii-bankovskoe-delo-i-cennie-bumagi-dlya-studentov.html
temi-k-samostoyatelnoj-rabote-po-kursu-upravlenie-proektami-podgotovit-referati-na-sleduyushie-temi-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-d-shadrikov-professionalnie-sposobnosti-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-kurs-2-disciplina-normalnaya-fiziologiya-sostaviteli-pps-kafedri.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnogo-razvitiya-sistem-kommunalnoj-infrastrukturi-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/himicheskie-nauki-himicheskaya-tehnologiya-himicheskoe-mashinostroenie.html
  • exam.bystrickaya.ru/vityaz-v-tigrovoj-shkure.html
  • shkola.bystrickaya.ru/passazhir-s-gruzovogo-katera-pismanik-m-vshest-tridcat-po-tokijskomu-vremeni-roman-razoblachenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-v-norme-i-patologii-e-v-ilenkov-chto-zhe-takoe-lichnost1-7.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perevod-s-graboveckij-redakciya-a-vvedenskij-i-starih-oblozhka-o-kuklina-linn-endryus-shamanka-perev-s-angl.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-o-poryadke-ucheta-i-kategorirovaniya-materialnih.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzvod-3-j-vzvod-stoj-ryadovoj-petrov-kru-gom.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-narrativnosti-znaniya-po-liotaru-postmodern-kak-nedoverie-k-metanarrativam.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologii-vipolneniya-prostih-medicinskih-uslug-specialnie-metodi-polucheniya-issleduemih-obrazcov-metodi-dostupa-i-vvedeniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-n-romanenko-rasskazi-o-knigah-i-bibliotekah-stranica-12.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-12-kodifikator-elementov-soderzhaniya-po-obshestvoznaniyu-dlya-sostavleniya-kontrolnih-izmeritelnih-materialov-kim.html
  • universitet.bystrickaya.ru/territoriya-bivshego-sssr-aleksandr-nikolaevich-lukyanov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/specialnaya-psihologiya-metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-k-vstupitelnomu-ekzamenu-v-magistraturu-po-napravleniyu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-upadka-i-gibeli-rimskoj-imperii-ibritanskie-istoriki-hhv.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formi-organizacii-uchebnogo-processa-v-2008-2009-uchebnom-godu-publichnij-doklad.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-programmi-kvalifikacionnie-trebovaniya-k-vrachu-otorinolaringologu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-zasedanij-i-meropriyatij-15-oktyabrya-2007-g-11-00-13-00-registraciya-uchastnikov-13-00-14-00-utrennee-zasedanie-lekciya-45-50-minut-voprosi-10-15-minut.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodi-izucheniya-mass-mikrochastic.html
  • learn.bystrickaya.ru/gigiena.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-21-osobennosti-samoletovozhdeniya-pri-poletah-v-osobih-usloviyah-nij-v-i-korablin-samoletovozhdenie-utverzhdeno.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-podgotovke-zayavok-na-uchastie-v-aukcione-3-trebovaniya-k-predlozheniyu-o-cene-kontrakta-7-zaklyuchenie-kontrakta-po-rezultatam-provedeniya-aukciona-7-stranica-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tele-znachit-na-bolshoe-rasstoyanie-kniga-prednaznachena-dlya-vseh-kto-hochet-razobratsya-v-slozhnostyah-takogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kompleksnogo-kursa-podgotovki-k-shkole-v-shkole-budushego-pervoklassnika-mou-licej-22-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-v-laboratornij-praktikum-chast-i-odobren-metodicheskoj-komissiej-fakulteta-upravlenie-processami-perevozok.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yurij-nikitin-giperborej-stranica-16.html
  • lesson.bystrickaya.ru/povesti-belkina.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-tem-kursovih-rabot-po-predmetu-kriminologiya.html
  • report.bystrickaya.ru/kazakov-evgenij-fml-31-6-klass.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klasteri.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-rabotat-s-knigoj-issledovanie-poisk-svobodi-sejchas-i-zdes-41.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-konfliktologiya-obrazovatelnaya-programma.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tubulointersticialnij-nefrit-u-detej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.