.RU

Муниципальный социально-экономический мониторинг - часть 3

Организация процесса мониторинга требует определить:

1) сущность, задачи, основные принципы организации мониторинга;

2) основные направления мониторинга (качества жизни, социально-экономического потенциала города и эффективности его использования, хода реформ, вклада города в решение областных, межрегиональных и федеральных проблем);

3) систему инструментов социально-экономического мониторинга – перечень показателей мониторинга, периодичность их сбора и источники информации;

4) техническое обеспечение социально-экономического мониторинга – рекомендации по выбору средств вычислительной техники, использованию каналов связи;

5) организационно-экономический механизм реализации социально-экономического мониторинга в городе.

При рассмотрении структуры социально-экономического потенциала города автор, помимо выделенных в [1] выделяет:

а)потенциал взаимодействия, объединяющий межрегиональной потенциал взаимодействия с центром и экспортно-импортный потенциал;

б) потенциал рыночной инфраструктуры;

в) административно-управленческий потенциал, характеризующий возможности улучшения деятельности всех составляющих системы управления регионом – механизма, структуры и процессов управления.

3.В.Н.Лексин, В.Е.Селиверстов, А.Н.Швецов О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально- этнической и политической ситуации в регионах российской федерации

Под мониторингом социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации в данной работе понимается специально организованная и постоянно действующая система учета (статистической отчетности), сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем.

Главная задача регионального мониторинга, по мнению авторов, состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной государственной политики регулирования территориального развития и для определения её приоритетов. Система регионального мониторинга должна стать информационно-аналитической базой для решения следующих задач:

1. обоснование целей и приоритетных задач государственной региональной политики в Российской Федерации;

2. предупреждение кризисных региональных ситуаций и региональных конфликтов;

3. оценка результативности деятельности федеральных органов, территориальных органов федеральных министерств и ведомств;

4. обоснование мер государственной поддержки отдельных территорий, разработка системы прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных территорий;

5. подготовка ежегодных государственных докладов о региональной социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации и о приоритетных направлениях региональной политики в Российской Федерации.

Для достижения этих задач система регионального мониторинга должна обеспечить учет, сбор, анализ и распространение информации правового, экономического, социального и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (города и районы).

Предметом регионального мониторинга в рассматриваемом издании, являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими (одномоментными) или динамическими (за несколько периодов) параметрами

Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, то есть состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории. Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко - качественных) показателей, характеризующих состояние или динамику функционирования каждого из указанных потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей. Неотъемлемой частью индикаторов региональных ситуаций являются внутрирегиональные пропорции (например, соотношение социального и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов), баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории, а также характеристики нормативно-правовых (федеральных, региональных, местных) регуляторов территориального развития Полноценный мониторинг, претендующий на объективное отражение сути и на корректную диагностику региональных ситуаций и региональных проблем, должен отвечать двум принципиальным требованиям; он должен быть:

(а) системным, то есть независимо от содержания и масштаба мониторинг должен дать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов рассматриваемой ситуации или проблемы в их взаимосвязи,

(б) структурно полным и логически завершенным. Мониторинг должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, её анализа и оценки (диагностики) региональной ситуации или региональной проблемы.

Различают тотальный (всеобщий) и проблемно-ориентированный региональный мониторинг. Задачей и содержанием первого является постоянный анализ и диагностика региональной ситуации в масштабах всей страны и основных единиц её государственного устройства, в масштабах любой выделенной по какому-либо признаку территории (ареалу, зоне и т.п.); при этом предметом такого тотального мониторинга становится региональная ситуация как таковая во всем разнообразии её составляющих.

Задачей проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы которая отобрана по определенным критериям и признана общественно значимой, и, в этой связи требует особого государственного внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального мониторинга, проблемно-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоянно и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, а дискретные региональные явления, назревающие в недрах той или иной региональной ситуации или на той или иной территории.

Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик) региональных ситуаций и региональных проблем, которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки (“норма”, “лучше”, “хуже” и т.п.) предполагают наличие устойчивых представлений о региональном “благе” или региональных “ценностях”, сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки дополнят друг друга.

Организация общероссийской системы регионального мониторинга может быть осуществлена в двух вариантах: централизованном (предполагающем сосредоточение первичной информации, её анализ и диагностику ситуаций и проблем в едином центре) и децентрализованно-централизованном (предполагающем сосредоточение первичной информации, её анализ и диагностику ситуации и проблем на субфедеральном уровне с последующим агрегированием полученных результатов в едином общероссийском центре).

Важным организационным условием для создания системы регионального мониторинга является упорядочение и координация деятельности по формированию первичных баз данных.

Наличие хотя бы минимально структурированного системного регионального мониторинга могло бы заметно поднять престиж региональной политики в современной России, усилить объективность, значимость и научную доказательность предлагаемых решений в области государственного регулирования территориального развития.

4.Развитие местного самоуправления в России (Научный доклад) Научный руководитель А.Е.Когут

Реализация всех направлений социально-экономического мониторинга предполагает его организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение. Разработка такого обеспечения будет производиться с учетом местной специфики. Однако некоторые виды обеспечения сходны. Ведение муниципального социально-экономического мониторинга должно осуществляться органами местного самоуправления. Информационный фонд социально-экономического мониторинга может представлять накопленные данные об экономической и социальной обстановке, справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных.

Укрупнено информационный фонд социально-экономического мониторинга может состоять из данных, характеризующих здоровье населения. Уровень жизни населения, социально-экономический потенциал муниципального образования.

Информационной основой муниципального мониторинга могут служить базы данных Федеральных органов исполнительной власти, местных органов, предприятий и международных организаций; базы данных специфических министерств и ведомств; данные государственной статистической отчетности материалы обследований, программ, проектов.

Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном состоянии системы муниципального мониторинга должно осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения альтернативных источников финансирования.

5.Дованков А.Ю. Методика оценки социально-экономического образования административно-территориального образования субъекта Федерации/ Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста. Межрегиональная научно-практическая конференция


razdel-5-polozhenie-otdelnih-naibolee-uyazvimih-gruppi-narushenie-ih-prav-doklad-o-polozhenii-s-pravami-cheloveka.html
razdel-5-programmi-otdelnih-uchebnih-predmetov-kursov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
razdel-5-socialnaya-aktivnost-i-vneshnie-svyazi-uchrezhdeniya-publichnij-doklad-za-20102011-uch-god-razdel-obshaya-harakteristika-shkoli.html
razdel-5-trebovaniya-k-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona.html
razdel-5-zakon-finlyandii-ob-obshestvennih-sobraniyah-1999-g-poyasnitelnie-kommentarii.html
razdel-6-poli-shkola-na-140-uchashihsya-v-s-aldiarovo-yantikovskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ivan-shahparonov-termoyad-bil-blizkoj-i-dostizhimoj-mechtoj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svodnij-nacionalnij-otchet-2010-goda-po-realizacii-orhusskoj-konvencii-v-ukraine-familiya-imya-otchestvo-stranica-7.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-dengi-denezhnoe-obrashenie-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-08-00.html
  • studies.bystrickaya.ru/galaktika-kak-uroven-megamira.html
  • essay.bystrickaya.ru/czin-sin-chzhun-kitajskaya-narodnaya-medicina.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava8-polnomochiya-korporacii-v-perehodnij-period-zakon-ot-1-dekabrya-2007g-n317-fz-o-gosudarstvennoj-korporacii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-oblastnogo-metodicheskogo-seminara-dlya-prepodavatelej-srednih-specialnih-muzikalnih-uchebnih-zavedenij-dmsh-i-dshi-moskovskoj-oblasti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-16-universalii-v-iskusstve-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-specialnostyam-kulturologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferenciya-sostoitsya-v-g-moskve-i-projdet-v-distancionnom-formate-priem-zayavok-v-neskolko-etapov-do-30-maya-2012-g-v-iyunskij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-put-v-nochi-charlz-uilyams.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pozitivnaya-psihoterapiya-romanin-a-n-r-69-osnovi-psihoterapii-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • writing.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-27-dekabrya-2006-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anatolij-bibilov-vazhno-nauchitsya-dobivatsya-uspehov-na-mirnom-sozidatelnom-poprishe-internet-resurs-cominforg-20092011.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-7-vremena-razdeleniya-carstv-domashnee-zadanie-13-lekciya-1-13-kniga-bitie-13-vremena-patriarhov-dopotopnoe.html
  • credit.bystrickaya.ru/perekritiya-i-rabochie-ploshadki-obshie-rekomendacii-ogranichenie-vozdejstvij-tehnologicheskogo-processa-i-sistem-inzhenernogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/familiya-imya-otchestvo-zamyatin-sergej-vladimirovich.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-prakticheskie-zanyatiya-programma-povisheniya-kvalifikacii-rabotnikov-municipalnih-organov-lic-zameshayushih-municipalnie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-zaochnogo-obucheniya-specialnosti-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/licenzionnij-kontrol-doklad-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-registracii-kadastra-i-kartografii.html
  • crib.bystrickaya.ru/innovacionnie-obrazovatelnie-sistemi-hh-veka-uchebnik-novogo-veka.html
  • education.bystrickaya.ru/142-uchebno-tematicheskij-plan-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-zo-sokrashennaya-programma.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/91-razdel-7-dohodi-osobennosti-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-po-kazahstanskim-standartam.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-approksimaciya-reshenij-differencialnih-uravnenij-uchebno-metodicheskoe-posobie-rekomendovano-metodicheskoj-komissiej.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-harakteristiki-byudzheta-municipalnogo-obrazovaniya-osnovnie-napravleniya-i-pokazateli-povisheniya-effektivnosti-rashodovaniya-byudzhetnih-sredstv.html
  • school.bystrickaya.ru/chto-delat.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-p-ivanov-a-v-petrov-naimenovanie-organizacii-gorod.html
  • write.bystrickaya.ru/gore-ot-uma-naivnoj-veri-i-nds-monitoring-smi-za-period-yanvar-fevral-2010g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-o-prepodavanii-istorii-i-obshestvoznaniya-v-2007-2008-uch-g-i-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/celi-programmi-6-harakteristika-uchashihsya-kotorim-adresovana-programma-7.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-mirovoj-ekonomike-braziliya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/travmatizm-i-profzabolevaniya-pravovie-i-normativno-tehnicheskie-osnovi-obespecheniya-bzhd-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kogda-deti-layut-vse-stati-dlya-zhurnala-moj-rebyonok.html
  • studies.bystrickaya.ru/bolshakov-aa-reshenie-kvorum-est.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-24-v-odnom-bezlyudnom-meste-smok-prizraka-proshalnij-podarok-otca-peredal-ej-v-zale-vileta-nariti-sekretar.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.