.RU

Муниципальный социально-экономический мониторинг - часть 3

Организация процесса мониторинга требует определить:

1) сущность, задачи, основные принципы организации мониторинга;

2) основные направления мониторинга (качества жизни, социально-экономического потенциала города и эффективности его использования, хода реформ, вклада города в решение областных, межрегиональных и федеральных проблем);

3) систему инструментов социально-экономического мониторинга – перечень показателей мониторинга, периодичность их сбора и источники информации;

4) техническое обеспечение социально-экономического мониторинга – рекомендации по выбору средств вычислительной техники, использованию каналов связи;

5) организационно-экономический механизм реализации социально-экономического мониторинга в городе.

При рассмотрении структуры социально-экономического потенциала города автор, помимо выделенных в [1] выделяет:

а)потенциал взаимодействия, объединяющий межрегиональной потенциал взаимодействия с центром и экспортно-импортный потенциал;

б) потенциал рыночной инфраструктуры;

в) административно-управленческий потенциал, характеризующий возможности улучшения деятельности всех составляющих системы управления регионом – механизма, структуры и процессов управления.

3.В.Н.Лексин, В.Е.Селиверстов, А.Н.Швецов О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально- этнической и политической ситуации в регионах российской федерации

Под мониторингом социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации в данной работе понимается специально организованная и постоянно действующая система учета (статистической отчетности), сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем.

Главная задача регионального мониторинга, по мнению авторов, состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной государственной политики регулирования территориального развития и для определения её приоритетов. Система регионального мониторинга должна стать информационно-аналитической базой для решения следующих задач:

1. обоснование целей и приоритетных задач государственной региональной политики в Российской Федерации;

2. предупреждение кризисных региональных ситуаций и региональных конфликтов;

3. оценка результативности деятельности федеральных органов, территориальных органов федеральных министерств и ведомств;

4. обоснование мер государственной поддержки отдельных территорий, разработка системы прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных территорий;

5. подготовка ежегодных государственных докладов о региональной социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации и о приоритетных направлениях региональной политики в Российской Федерации.

Для достижения этих задач система регионального мониторинга должна обеспечить учет, сбор, анализ и распространение информации правового, экономического, социального и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (города и районы).

Предметом регионального мониторинга в рассматриваемом издании, являются региональные ситуации и региональные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими (одномоментными) или динамическими (за несколько периодов) параметрами

Под региональной ситуацией понимается общее состояние региональной среды, то есть состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории. Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко - качественных) показателей, характеризующих состояние или динамику функционирования каждого из указанных потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей. Неотъемлемой частью индикаторов региональных ситуаций являются внутрирегиональные пропорции (например, соотношение социального и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов), баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории, а также характеристики нормативно-правовых (федеральных, региональных, местных) регуляторов территориального развития Полноценный мониторинг, претендующий на объективное отражение сути и на корректную диагностику региональных ситуаций и региональных проблем, должен отвечать двум принципиальным требованиям; он должен быть:

(а) системным, то есть независимо от содержания и масштаба мониторинг должен дать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов рассматриваемой ситуации или проблемы в их взаимосвязи,

(б) структурно полным и логически завершенным. Мониторинг должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, её анализа и оценки (диагностики) региональной ситуации или региональной проблемы.

Различают тотальный (всеобщий) и проблемно-ориентированный региональный мониторинг. Задачей и содержанием первого является постоянный анализ и диагностика региональной ситуации в масштабах всей страны и основных единиц её государственного устройства, в масштабах любой выделенной по какому-либо признаку территории (ареалу, зоне и т.п.); при этом предметом такого тотального мониторинга становится региональная ситуация как таковая во всем разнообразии её составляющих.

Задачей проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы которая отобрана по определенным критериям и признана общественно значимой, и, в этой связи требует особого государственного внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального мониторинга, проблемно-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоянно и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, а дискретные региональные явления, назревающие в недрах той или иной региональной ситуации или на той или иной территории.

Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик) региональных ситуаций и региональных проблем, которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки (“норма”, “лучше”, “хуже” и т.п.) предполагают наличие устойчивых представлений о региональном “благе” или региональных “ценностях”, сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки дополнят друг друга.

Организация общероссийской системы регионального мониторинга может быть осуществлена в двух вариантах: централизованном (предполагающем сосредоточение первичной информации, её анализ и диагностику ситуаций и проблем в едином центре) и децентрализованно-централизованном (предполагающем сосредоточение первичной информации, её анализ и диагностику ситуации и проблем на субфедеральном уровне с последующим агрегированием полученных результатов в едином общероссийском центре).

Важным организационным условием для создания системы регионального мониторинга является упорядочение и координация деятельности по формированию первичных баз данных.

Наличие хотя бы минимально структурированного системного регионального мониторинга могло бы заметно поднять престиж региональной политики в современной России, усилить объективность, значимость и научную доказательность предлагаемых решений в области государственного регулирования территориального развития.

4.Развитие местного самоуправления в России (Научный доклад) Научный руководитель А.Е.Когут

Реализация всех направлений социально-экономического мониторинга предполагает его организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение. Разработка такого обеспечения будет производиться с учетом местной специфики. Однако некоторые виды обеспечения сходны. Ведение муниципального социально-экономического мониторинга должно осуществляться органами местного самоуправления. Информационный фонд социально-экономического мониторинга может представлять накопленные данные об экономической и социальной обстановке, справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных.

Укрупнено информационный фонд социально-экономического мониторинга может состоять из данных, характеризующих здоровье населения. Уровень жизни населения, социально-экономический потенциал муниципального образования.

Информационной основой муниципального мониторинга могут служить базы данных Федеральных органов исполнительной власти, местных органов, предприятий и международных организаций; базы данных специфических министерств и ведомств; данные государственной статистической отчетности материалы обследований, программ, проектов.

Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном состоянии системы муниципального мониторинга должно осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения альтернативных источников финансирования.

5.Дованков А.Ю. Методика оценки социально-экономического образования административно-территориального образования субъекта Федерации/ Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста. Межрегиональная научно-практическая конференция


razdel-5-polozhenie-otdelnih-naibolee-uyazvimih-gruppi-narushenie-ih-prav-doklad-o-polozhenii-s-pravami-cheloveka.html
razdel-5-programmi-otdelnih-uchebnih-predmetov-kursov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
razdel-5-socialnaya-aktivnost-i-vneshnie-svyazi-uchrezhdeniya-publichnij-doklad-za-20102011-uch-god-razdel-obshaya-harakteristika-shkoli.html
razdel-5-trebovaniya-k-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona.html
razdel-5-zakon-finlyandii-ob-obshestvennih-sobraniyah-1999-g-poyasnitelnie-kommentarii.html
razdel-6-poli-shkola-na-140-uchashihsya-v-s-aldiarovo-yantikovskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-chashechka-kofe-dlya-bodrosti-i-glavnoe-dzhina-ulibnis-hot-razok-sofya-leonidovnaprokofeva-ostrov-kapitanov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-tematicheskij-rubrikator-hranilisha-cor-stranica-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipovaya-uchebnaya-programma-obrazovanie-visshee-professionalnoe-bakalavriat-ohrana-truda-i-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-po-specialnosti-050717-teploenergetika-2-kredita-90-chasov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-uchebnoj-literaturi-dlya-popolneniya-bibliotechnogo-fonda-filiala-gou-vpo-ugntu-v-g-oktyabrskom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/45respublika-uzbekistan-regionalnij-plan-dejstvij-po-ohrane-okruzhayushej-sredi-zagryaznenie-vozduha.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-avtonomnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-64-goroda-tyumeni-v-2010-2011-uchebnom-godu.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-tretya-kniga-pervaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriografiya-istorii-rossii-specialnost-050401-istoriya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/staropoltavskij-municipalnij-rajon-komitet-po-obrazovaniyu-i-nauke-prikaz.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-obrazovatelnie-oblasti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/na-okazanie-platnih-obrazovatelnih-uslug.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-itogah-deyatelnosti-uchrezhdenij-kulturi-novosibirskoj-oblasti-za-2010g-i-zadachi-v-sfere-kulturi-i-iskusstva-na-2011-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-muzika-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-muzika.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriterii-ocenivaniya-plan-raboti-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-informacionno-metodicheskij-centr.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-podderzhivayushee-napravlenie-kompleks-oblastnih-profilakticheskih-proektov-eto-tebya-kasaetsya-avtori-razrabotchiki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urlyadinskaya-oosh-analiticheskaya-spravka-po-itogam-ekzamenov-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • write.bystrickaya.ru/gimn-avstrii-kurs-lekcij-po-discipline-nemeckij-yazik-fakultet-socialnij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izuchenie-vliyaniya-skorosti-podema-kovsha-na-dolgovechnost-rukoyati-ekskavatorov-s-zubchato-reechnim-naporom-na-primere-ekg-5a.html
  • studies.bystrickaya.ru/kvantovie-kompyuteri-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-institucionalnaya-ekonomika-dlya-specialnosti-080504-65-podgotovki-specialista-avtori-programmi.html
  • education.bystrickaya.ru/13rol-i-mesto-gosudarstva-v-ekonomicheskih-sistemah-i-modelyah-rinochnoj-ekonomiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-po-himii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tomas-f-kram-upravlenie-energiej-konflikta-kak-prevratit-rabotu-v-tvorchestvo-act-refl-buk-2000-stranica-11.html
  • education.bystrickaya.ru/0-polnoe-firmennoe-naimenovanie-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-kaliningrad-transtelekom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/82-obshij-mehanizm-raspredeleniya-dohodov-polozhenie-cheloveka-v-obshestvennom-proizvodstve-i-faktori-ego-izmeneniya.html
  • school.bystrickaya.ru/biznes-plan-kompyuternaya-kompaniya-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizovannaya-parlamentskaya-mashina-monitoring-smi-08-09.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-investicionnij-menedzhment-dlya-studentov-3-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-fakulteta-vneshnetorgovogo-menedzhmenta.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommersant-04042012-konyunktura-pozvolyaet-minfinu-rasslabitsya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-4-aprelya-2012-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekspertna-sistema-dlya-ocnyuvannya-znan-studentv-z-predmetu-komp-yutern-merezh.html
  • writing.bystrickaya.ru/81-organizaciya-nakopitelnoj-sistemi-ocenki-portfel-dostizhenij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3istoriya-ryazanskoj-duhovnoj-seminarii-v-period-s-1814-po-1918-gg.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formirovanie-sistemi-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-l-n-davidenko-belarus-i-mirovie-ekonomicheskie-processi.html
  • university.bystrickaya.ru/gofmanernst-teodor-amadej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-viii-ispolnenie-byudzhetov-byudzhetnij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.