.RU

Мотив дома в произведениях Валентина Григорьевича Распутина

Муниципальное образовательное учреждение

«Гуманитарно-педагогический лицей»

Кафедра словесности

Мотив дома в произведениях

Валентина Григорьевича Распутина

Выполнила:
Дубовская Виктория,
ученица 10 «А» класса

Руководитель:
Пасевич А.В.,
учитель высшей категории

Ухта, 2008

Содержание

Введение...………………………………………………………………………3

Глава 1. «Что такое мотив» …………………………………………………..4

Глава 2. «Мотив дома в повести В.Г. Распутина «Последний срок» ……..5

Глава 3. «Мотив дома в рассказе В.Г. Распутина «Женский разговор»…..8

Глава 4. «Мотив дома в рассказе В.Г. Распутина Изба» ....………………. ..9

Заключение……………………………………………………………………..10

Приложение…………………………………………………………………….11

Используемая литература ……………………………………………..............14


Введение

«Валентин Распутин относиться к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины 20 века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы…» [10, с.137]

Работа называется «Мотив дома в произведениях В.Г. Распутина». Понятие «мотив» более узкое, чем понятие «тема» (в литературоведении распространено отождествление понятий «мотив» и «тема»), но именно мотив как устойчивый, формально-содержательный компонент литературного текста охватывает всё творчество писателя. Мотив более прямо, чем другие компоненты художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств. Как понятие, мотив связан с определенным словообразом, ключевым, конкретным словом. На наш взгляд, ключевым словом в творчестве В.Г. Распутина является слово «дом».

Цель представленной работы: выделить мотив дома в пределах повести «Последний срок», рассказов «Женский разговор» и «Изба» В.Г. Распутина, найти непосредственную словесную закреплённость мотива «дом» в самом тексте произведений.

Работа носит исследовательский характер, поскольку материала по теме «Мотив дома в творчестве В.Г. Распутина» в критической литературе не было найдено. Все выводы, полученные при анализе произведений, были сделаны самостоятельно.

Работа состоит из 4 глав:

1 глава «Что такое мотив» носит теоретический характер. В этой главе раскрывается литературоведческое понятие «мотив»

2 глава – «Мотив дома в повести Валентина Распутина «Последний срок». Здесь рассматриваем, какими смысловыми элементами наполнен мотив «дом» в повести «Последний срок».

Третья глава – «Мотив дома в рассказе В.Г. Распутина «Женский разговор». В этой главе указываем ещё одну смысловую нагрузку мотива «дом».

Четвёртая глава – «Мотив дома в рассказе В.Г. Распутина «Изба». В этой главе мы выявляем новые элементы наполнения мотива «дом».

В работе имеется приложение биографии автора.


Глава 1. Что такое мотив

Мотив – это устойчивый, формально-содержательный компонент литературного текста. Мы намеренно не озаглавили свою работу как тему дома, так как мотив в отличие от темы, понятие более узкое. Чаще всего говорят теме любви, теме природы, теме творчества. А мотив как понятие чаще всего связан с определенным словообразом, ключевым, конкретным словом. «Мотив – это сущностный для понимания авторской концепции смысловой (содержательный) элемент» [13,с.166] (например, мотив смерти в «Сказке о мертвой царевне», мотив полнолуния в «Мастер и Маргарите», мотив дома в творчестве Распутина).

«Мотив – это не тема и не идея. Это деталь, штрих, какой-то, часто ускользающий, но устойчиво повторяющийся элемент смысла, создающий определенное настроение». [13,с.185].

«Мотив может быть выделен в пределах одного небольшого произведения, цикла произведений, всего творчества одного писателя или группы писателей, одного жанра, определенной эпохи и т.п. В роли него может выступать предмет (например, яблоко), ситуация (например, похищение невесты), образ (например, дом)». [9,с.386]. Таким образом, мотив всегда присутствует в произведении.

Мотив дома в произведении, каков он? Посмотрим, как трактует толковый словарь слово дом. Оно многозначно:

1) жилое (или для учреждения) здание.

2) свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.

3)место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования

4) учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.

5) род, династия [5,с.386].

Мотив дома находит воплощение в значениях номер один, два, три, пять. Эти значения связаны с такими понятиями как мать, семья, родители, родственные отношения, жизнь под одной крышей.

Прежде всего, мотив дома связан с матерью, с родной женщиной, которая родила, вскормила, воспитала. Это главная ассоциация, которая возникает у любого человека. Семья – это понятие также неотделимо от дома. Мать создает семью, семейный очаг. Это то, о чем человек не забывает на протяжении всей жизни, с семьи начинается жизнь человека. Семья зачастую закреплена в памяти вместе с определенным местом, так называемой малой родиной, где человек родился, вырос, сделал первые шаги во взрослую жизнь или прожил в ней всю жизнь. Более узкое представление малой родины – это дом, строение, которое так знакомо человеку, и которому этот человек так знаком.

Чем для Валентина Распутина в повестях и рассказах является дом? Через какие детали они передает нам этот мотив? На эти вопросы попытаемся ответить в повести «Последний срок» и рассказах «Изба», «Женские разговор».


Глава 2. Мотив дома в повести Валентина Распутина «Последний срок»

Повесть «Последний срок» была написана в 1970 году и принесла Валентину Распутину известность. Он сам назвал «ее главной из своих книг» [13,с.24]. В «Последнем сроке» проанализированы многие нравственные аспекты жизни, взаимоотношения между людьми, их быт.

Начинается повесть с фразы: «Старуха лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти» [1,с.9]. За те три дня, на которые силой материнской любви отодвинула Анна последний срок, она как бы заново проживает свою жизнь. Красной нитью по повести проходит мотив дома.

Дом – это, в первую очередь, место, где живет человек. «Изба была большая, но по-деревенски перегорожена всего на две половины: в одной лежала старуха, в другой спала Михайлова семья». [1,с.14] Это все что сказано о доме как месте, где жила эта семья. Распутин не уделяет много внимания в этой повести избе как строению, не рассказывает, как ее строили. Но дом, где эта семья прожила так долго, не вызывает у них ни теплых чувств, ни восторга, они чужие друг для друга. Давно не бывшие в родном доме, они не обращают особого внимания на то, как изменилась изба или изменилась ли она вообще. Теперь своим домом ее считают только старуха Анна и семья Михаила.

Анна прожила в этой избе большую часть своей жизни, Она хозяйка этого дома, это она обустроила его, обжила. Дом как еще один ребенок, за которым нужно ухаживать, следить и который не потерпит равнодушного отношения к себе. Поэтому старуха трепетно относилась к своему жилью, она делала все для его обустройства и создания уюта в нем. Хозяйство было ее единственным смыслом жизни, да и какой смысл жизни еще может быть у человека, который всю жизнь прожил в деревне, никогда из нее не уезжал.

Михаил отслужил три года в армии, пожил за пределами деревни, но, в отличие от своих брата и сестер, вернулся в отчий дом. «При ней женился, стал мужиком, отцом, как все мужики, заматерел, при ней все ближе и ближе подступал к старости». Более того, он так и остался жить даже в одном доме с матерью, хоть и обзавелся семьей. Это говорит о духовной близости матери с Михаилом, им было не в тягость жить под одной крышей, это было выгодно еще и в плане ведения хозяйства. Их объединял общий быт, проблемы, разговоры, занятия и, конечно, дом. Многие хозяйственные вопросы они решали вместе. Трепетное отношение к дому передалось от матери к Михаилу. Даже «баня у Михаила была чистая, без сажи и прелого духа, и стояла в ограде». [1,с.14] Михаил – продолжатель семейных устоев и традиций, продолжатель рода. Благодаря ему, дом вновь наполнился детским смехом, он сохранил жизнь этой семьи в деревне.

Дом нерушимо связан с образом матери, в данном случае, со старухой Анной. Она открывает галерею «распутинских старух» (Анна из «Последнего срока», Дарья из «Прощания с Матерой», Агафья из «Избы», Наталья из «Женского разговора»). Трудолюбивая, умудренная богатым жизненным опытом, не боящаяся смерти – вот словесный портрет каждой из них. И Анна не исключение. Она прожила очень тяжелую, трудовую жизнь. «Старуха жила не хитро: рожала, работала, ненадолго падала перед новым днем в постель, снова вскакивала, старела – и все это там же, где родилась, никуда не отлучаясь, как дерево в лесу». «Скорей, скорей», - подгоняла она себя всю жизнь, набрасываясь то на одно дело, то на другое, но «не растеряла себя в суете и мельтешении. Не жалуясь на судьбу, всю себя отдала ребятам, потому как твердо знала, что «для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скуднел без людей и не старел без детей». Она образец матери и жены, которая сама создает и поддерживает семью.

И вот, когда ей было уже под восемьдесят, старуха поняла, что дни ее почти сочтены, ноги уже не носили, сама она «высохла и ближе к концу вся пожелтела – покойник покойником, только что дыхание не вышло» [1,с.10]. Но старуха Анна не боялась умирать, ей бы только последний разочек взглянуть на своих детей. Для нее в первую очередь дом – это дети. Она любит их всех, но ее любовь никогда не выставлялась наружу, в деревне так не принято. Поэтому она не научила своих детей любви, они не умеют любить свою мать.

Таким мы видим ее старшего сына Илью. Глядя на него, старуха ловит себя на мысли, что не узнает свое сына. « Она искала в нем своего Илью, которого родила, выходила и держала в памяти, и то находила его в теперешнем, то опять теряла». [1,с.30]. Илья очень редко бывает здесь, изредка пишет письма. Его отношение к ней было довольно холодное, пугающее равнодушием. Но все-таки в Илье осталось чувство благодарности к женщине, подарившей ему жизнь, поэтому он шлет весточку о себе, поэтому бросил свои дела и приехал хоронить мать. То, что мать скоро умрет, Илья воспринимает как нечто должное, что должно было когда-то случиться. Он, как мужчина, не сентиментален, поэтому в рассказе мы не увидим его воспоминаний, он идет вперед, строит собственную семью и изредка оборачивается на то, что осталось позади, просто проверяя, не скрылось ли оно за горизонтом.


rabota-s-http-protokolom-v-delphi.html
rabota-s-medicinskoj-dokumentaciej-metodicheskie-rekomendacii-o-sisteme-upravleniya-kachestvom-i-bezopasnostyu-medicinskoj.html
rabota-s-pedagogicheskim-kollektivom-rezultati-uchastiya-uchashihsya-v-olimpiadah-i-konkursah-34.html
rabota-s-rekomenduemoj-literaturoj-kafedra-russkoj-i-zarubezhnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
rabota-s-spravochnoj-literaturoj-poyasnitelnaya-zapiska-obrazovatelnaya-programma-kursa-po-viboru-yazik-chelovek.html
rabota-shkolnogo-nauchnogo-obshestva-uchashihsya-obshaya-harakteristika-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strana-grez-novie-izvestiya-migunov-dmitrij-18042006-67-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-18-aprelya-2006-g.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-ob-utverzhdenii-itogov-gosudarstvennih-zakupok-literaturi-stranica-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/3-proektirovanie-montazh-sdacha-v-ekspluataciyu-instrukciya-po-sisteme-aerogazovogo-kontrolya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kultura-mifa.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-k-gek-po-discipline-teoriya-perevoda-1-istoriya-perevoda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stanovlenie-osvoenie-i-dinamika-razvitiya-neftegazovogo-kompleksa-zapadnoj-sibiri.html
  • tests.bystrickaya.ru/kommercheskaya-nedvizhimost-investicii-v-pervom-kvartale-2012-goda.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-b-m-ejhenbauma-melodika-stiha-zadumannaya-eshe-v-nachale-1918-g-pervij-ocherk-melodiki-zaklyuchavshij-obshee-vstuplenie-i-razbor-dvuh-stihotvorenij-zhukovskogo-stranica-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/direktor-mou-ivanovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-mesto-raboti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglamentirovanie-obrazovatelnogo-processa-na-nedelyu-den.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-metodiki-razrabotki-vnutrifirmennih-standartov-auditorskih-organizacij.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-opublikovano-v-sleduyushih-nauchnih-razvitie-nauchnih-osnov-i-razrabotka-sovmeshennih.html
  • composition.bystrickaya.ru/platit-alimenti-pridetsya-gosudarstvu-monitoring-smi-6-15-iyulya-2011-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izuchenie-detskogo-kollektiva-kak-sredi-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-1-klassa.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-pedagogicheskie-tehnologii-v-organizacii-zhizni-i-deyatelnosti-pravoohranitelnogo-organa.html
  • school.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-2-oktyabrya-2007-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-prezentacii-investicionnogo-potenciala-chuvashskoj-respubliki-v-torgovo-promishlennoj-palate-rossijskoj-federacii-data-21-fevralya-2012-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/eshyo-ne-vecher.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskie-konferencii-forumi-plan-prospekt.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rannyaya-detskaya-shizofreniya-statika-i-dinamika-stranica-10.html
  • books.bystrickaya.ru/biosistemi.html
  • write.bystrickaya.ru/fizicheskaya-kultura-i-obzh-bank-dannih-programmno-metodicheskogo-obespecheniya-uchebno-vospitatelnogo-processa.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-obespecheniya-bolshej-propusknoj-sposobnosti-na-peregonah-primenyaetsya-avtoblokirovka-i-avtomaticheskaya-lokomotivnaya-signalizaciya-pri-avtoblokirovke-s-celyu-u.html
  • turn.bystrickaya.ru/patogeneticheskoe-i-kliniko-diagnosticheskoe-znachenie-induktorov-apoptoza-kaspazi-9-i-fas-l-v-planovom-dostizhenii-otveta-na-terapiyu-glivekom-u-bolnih-hronicheskim-mielolejkozom-14-01-04-vnutrennie-bolezni.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-rasporyazhenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-2-iyunya-2007-g-706-r-stranica-6.html
  • bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-gosduma-rf-monitoring-smi-26-aprelya-2006-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/transiveri-pryamogo-preobrazovaniya-polyakov-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-fizicheskaya-kultura.html
  • bukva.bystrickaya.ru/priklyucheniya-gumilyova-v-afrike-o-skazkah-ahadova-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-ponyatie-o-dispersnih-sistemah.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-moya-rodoslovnaya-voznesenskaya-l-s-zaveduyushaya-otdelom.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-4-sociokulturnaya-struktura-podderzhki-kursa-reform-sovet-po-nacionalnoj-strategiialternativi-rossijskoj.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve-svod-pravil-po-proektirovaniyu-i-stroitelstvu-proektirovanie-i-ustrojstvo-osnovanij-i-fundamentov-zdanij-i-sooruzhenij-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-pedsoveta-pr-ot.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/promishlennij-kapitalizm-i-ego-osnovnie-osobennosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.