.RU

Метрические приоритеты русской рок-поэзии - Метрико-ритмическая организация русской рок-поэзии 1980-х годов


^ Метрические приоритеты русской рок-поэзии Силлабо-тоническая система стихосложения

Силлабо-тоническая система представлена в половине рассматриваемых нами текстов. В Таблице 6 приведем десять наиболее часто встречающихся размеров с указанием количества текстов и процентами от общего количеств текстов.

Таблица 6. Наиболее часто встречающиеся размеры рок-поэзии

Размер

Кол-во текстов

% от общего

кол-ва текстов

Я5

20

5,1%

2ПА

19

4,8%

ЯВ

17

4,3%

Я4

14

3,6%

Ан4

12

3%

Х4

11

2,8%

Я разн

10

2,5%

ХВ

10

2,5%

АнВ

10

2,5%

3ПА

10

2,5%


Я5 традиционно является одним из часто встречающихся размеров русской поэзии, более того, он является самым популярным размером и в книжной лирике второй половины XX века (19% от всех текстов)1, и в авторской песне (9,3%)2, хотя уступает первое место Я4 в городском фольклоре и русской литературной песне. Метры с переменной анакрусой, как мы уже отмечали выше, являются особенностью рок-поэзии, при этом заметим, что двусложники с переменной анакрусой, считающиеся более редкими, чем трехсложники, встречаются среди текстов рок-поэзии почти в два раза чаще. Причиной этого может быть и общая установка на приближение стиха к естественной речи, как, например, в вольном 2ПА А. Башлачева «Все будет хорошо» (1986):

Как из золота зерна каждый брал на каравай (Х8ц)

Все будет хорошо (Я3)

Велика казна, (Х3)

Только, только (Х2)

Только не зевай, бери да раздавай (Х6)

Hо что-то белый снег в крови

Да что-то ветер за спиной

Всем сестрам – по любви...

Ты только будь со мной

Да только ты живи

А. Башлачев «Все будет хорошо» (2, 160)

Также обращение к 2ПА может быть связано с музыкальной основой, предполагающей не только аккомпанемент к тексту, но и развернутое вступление, дающее мелодии возможность затакта1 в сочетании с упомянутой тенденцией к расшатыванию стиха. В ряде случаев 2ПА можно также объяснить слабым владением техникой стихосложения, как, например, в песне В. Цоя «Алюминиевые огурцы» (1982):

Три чукотских мудреца

Твердят, твердят мне без конца:

«Металл не принесет плода,

Игра не стоит свеч, а результат – труда»,

Но я

Сажаю алюминиевые огурцы

На брезентовом поле.

В. Цой «Алюминиевые огурцы» (9, 82)

3ПА встречается реже, чем 2ПА, хотя в трехсложном метре переменная анакруса значительно меньше искажает стих:

Есть у меня песни различные,

Есть необычные, вам ни к чему.

Есть у меня песни обычные,

Но безразличные мне самому.


Есть песни для девочек, песни для праздников.

Грустные песни и просто стихи,

Романсы и танцы, какая вам разница,

Много плохих, но они для глухих.


И если достигну я славы и почестей,

А после постигну, что все суета,

Есть, значит, правда, она в одиночестве,

Вечная правда, а в ней красота…

А. Романов «Есть у меня» (7, 189)

Говоря о метрах с переменной анакрусой как о характерном типе метрической организации рок-текста, отметим, что подобные метры встречаются и в произведениях совершенно иной традиции, также предназначенных для песенного исполнения, например, в духовных стихах:

Как хорошо в твоем храме, Владычица.

Как сладко душе и светло,

Свободно, спокойно в нем каждому дышится,

На сердце легко и тепло.

Словно сама ты, о мати всепетая,

Сама ты здесь с нами стоишь,

Любовью материнской к людям согретая,

На всех с состраданьем глядишь1.

Встречая метры с переменной анакрусой в текстах других жанров, настолько отличающихся друг от друга по времени создания, тематике, настроению, но объединенных формой бытования, следует предположить, что переменная анакруса характерна для произведений, предназначенных для устного исполнения.

Вольные размеры, трижды представленные в таблице, нехарактерны для песенной поэзии, а в данных по литературной песне XX века в подсчетах Б. Шерра ЯВ, ХВ и АнВ просто отсутствуют, хотя в городском романсе ЯВ занимает второе место по частоте употребления среди ямбов. Здесь снова проявляется тенденция к расшатыванию стиха, отразившаяся в длине междуударных интервалов, но в урегулированности количества стоп в стихе.

Среди четырехстопных размеров, также находящихся в числе лидеров, лишь ямб и хорей так же широко встречаются в других песенных традициях (книжной поэзии, авторской песне, русской литературной песне), а вот Ан4 заметно уступает более короткому Ан3, следовательно, обращение к Ан4 можно назвать одной из особенностей рок-поэзии.

Среди размеров, представленных в меньшем количестве текстов, встречаются следующие: логаэды – 9 текстов, разностопный Х и Ам – по 7 текстов, Ам4 – 6 текстов, Я6, Я7, АмВ, Ан3 – по 5 текстов, Х6, Х7, Ан5, Ан разностопный – по 3 текста, Х3, Ам3, Ам5 – 2 текста, а также по одному тексту Я3, Д5, ДВ, Ам2, Ан2 и один пятисложник включающий в себя одинарные и сдвоенные стихи.

Отдельно отметим наличие среди текстов рок-поэзии длинных двустопных размеров – Я7 и Х7, редких в книжной поэзии.

Итак, характеризуя обращение к силлабо-тонической системе стихосложения, мы в первую очередь должны отметить разнообразие встречающихся в рок-песнях размеров. Некоторые из наиболее употребимых размеров находят широкое применение и в русской песне XIX века, в советской и авторской песне и в книжной поэзии (Я5, Я4, Х4), в то время как обращение к вольным размерам, а также к метрам с переменной анакрусой можно назвать отличительной чертой метрической организации рок-поэзии.
^ Тоническая система стихосложения

Говоря о разработке дольника русской поэзией в начале XX века, М.Л. Гаспаров заметил: «Если бы стих в своем развитии подчинялся единственной тенденции “приблизиться к естественной речи”, т.е. включить в себя как можно большую часть естественных речевых словосочетаний, то, конечно, в русском стихе наиболее интенсивно разрабатывались бы именно дольник, тактовик и чисто-тонические размеры»1. Именно такая тенденция и преобладала в русской рок-поэзии: обращаясь к темам, невозможных в советской массовой песне и песнях ВИА, используя в песнях молодежный сленг и просторечие, рок-авторы выбирали иные принципы построения стиха, отличные от гладкой силлабо-тоники эстрадных песен. Дольники и тактовики составляют вместе чуть меньше половины всех текстов рок-поэзии.

Когда черный ветер рвет паруса,

Свет в прожекторах плюется болью в лицо.

Революция без жертв - ничтожная ложь.

Слышишь, блеют сердца у тех, кто вошь.

Когда лопнет природа и кипящая дрянь

Зажжет небеса, летящие вниз.

А антиутопия на ржавом коне

Скроет могилы уставших ждать.

Когда слово «музыка» – это...

Когда слово «музыка» – это...

Предчувствие

Ю. Шевчук. «Предчувствие гражданской войны» (8, 67)


Ты спишь с моим басистом и играешь в бридж с его женой.

Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой?

Тебя снимают все подряд – и тебе это лестно,

Hо скоро другая займет твое место.

Ты дрянь!


Ты вновь рыдаешь у меня на плече, но я не верю слезам.

Твое красивое лицо катится ко всем чертям...

Hо скоро, очень скоро, ты постареешь,

Торопись, и тогда, может быть, ты успеешь.

Ты – дрянь!

М. Науменко «Дрянь» (3, 99)

Более того, постоянный ритм песни, подразумевающий постоянное количество ударных долей в строке, далеко не всегда сопровождается равностопным или урегулированным стихом: среди дольников и тактовиков в рок-песнях преобладают вольные. В Таблице 7 приведены данные по частоте употребления тонических размеров.

Таблица 7. Тонические размеры рок-поэзии




Дольники

Тактовики

Кол-во

% от всех Дк

Кол-во

% от всех Т

2-иктный

1

1%





3-иктный

11

10,6%

1

1,4%

4-иктный

11

10,6%

17

23,9%

5-иктный

8

7,7%

6

8,5%

Разностопн.

14

13,5%

13

18,3%

Вольный

59

56,7%

34

47,9%


Примерно половину от всех дольников и тактовиков составляют вольные. Эти данные несколько расходятся с теми, которые приводит П.А. Ковалев, определяющий в качестве приоритетных метров рок-поэзии вольный дольник, вольный тактовик, разностопный дольник и трехиктный дольник, в то время как в выбранном нами корпусе текстов четверка лидирующих тонических размеров выглядит так: вольный дольник, вольный тактовик, четырехиктный дольник и разностопный тактовик, снова подчеркнем, что исследования проводились на различных корпусах текстов, что и объясняет разницу. Тем не менее, размеры-лидеры в наших подсчетах в общем совпадают.

Обилие вольных тонических размеров, казалось бы, невозможное в песне, где схема стиха должна повторяться от куплета к куплету, объясняется тем, что в роке первичный ритм задается музыкой и одним из средств создания ритмического разнообразия является употребление разного количества сильных слогов в строке. Звучание укороченных строк стиха компенсируется звучанием музыки, с другой стороны, расшатанные междуударные интервалы тактовика могут вместить в себя словесное ударение, не совпавшее с музыкальной сильной долей.

Растеклись дороги

По моим глазам.

Дороги-недотроги

К мутным небесам.

А я вчера на пиру побывал,

Да ничего не выпил, не съел.

Я вчера в облаках закопал,

Я вчера…


А я вчера похоронил корешка,

А он, подлец, да помирать не захотел.

Корешок растет живехонек в земле.

А я где?

Ю. Шевчук «Дороги» (8, 66)

При этом в половине случаев основной ритм текста в каждом сильном месте согласуется с ритмом музыки, причем как в случае равного количества иктов в стихе, так и в разноиктных стихах, где упорядоченно чередуются строки разной длины. Равные по количеству иктов строки могут повторяться через одну (наиболее часто встречается чередование стихов 4/3/4/3, как например, в Дк4/3/4/3 А. Макаревича «Моим друзьям» (1980)):

Увы, постоянство теперь не в цене,

Увы, не в цене обещанья

Нас ветром разносит по этой земле,

Какие уж тут прощания.


Не прощаясь, уходят из жизни сей.

Не прощаясь, выходят в люди.

Только в детстве мы встретили старых друзей,

И новых старых не будет.

А. Макаревич. «Моим друзьям» (4,173)

Могут встречаться и более сложные комбинации длин стихов, например, в песне М. Науменко «Странные дни» (1983) (Дк4/7/4/4/4/2):

Странные дни отыскали меня,

Странные дни принесли с собой странные ночи и запах огня.

Кто был прав, кто был виноват?

Кто запер Рай и спустился в Ад?

Кто, кто, кто поставил мне детский мат

В эти странные дни?


Странные дни пришли как туман,

Странные дни подарили мне горькую правду и сладкий обман.

Кто превратил твою воду в вино?

Кто вышиб двери и вышел в окно,

Кто, кто, кто, а не все ли равно?

Странные дни.

М. Науменко. «Странные дни» (3, 124)

При этом отметим, что наиболее приближенный к прозе акцентный стих не получает широкой реализации в рок-поэзии, так как строка песни неизменно ограничена во времени звучания, ограничено и время звучания между сильными долями, и вместить в это ограниченное время более трех безударных слогов довольно сложно.

Как мы видим, обращение к тонической системе стихосложения в песенной поэзии является новой по сравнению с предыдущими песенными традициями и отличительной чертой рок-поэзии, стремление приблизить стих к разговорной речи способствует его расшатыванию, в то время как неразрывная связь текста с музыкой выполняет двоякую функцию: с одной стороны, появляется тенденция к расподоблению ритмов стиха и музыки, что выражается в преобладании вольных тонических метров, с другой стороны, как в любой песенной поэзии, музыка, согласовываясь со стихом, определяя время звучания строки, сохраняет его от перехода в чисто тонический (акцентный).

otchet-10-1210-a-ob-ocenke-rinochnoj-stoimosti-imushestva-upravlenie-komitet-po-delam-municipalnoj-sobstvennosti-goroda-kirova-inn-4348010693-kpp-434501001-stranica-4.html
otchet-25-str-1-ris.html
otchet-83-s-5-ch-8-ris-0-tabl-98-istochnikov-0-pril.html
otchet-guko-oblastnoj-nauchno-metodicheskij-centr-kulturi-i-povisheniya-kvalifikacii-stranica-3.html
otchet-ne-predstavlyayut-mikroorganizacii-kommercheskie-organizacii-so-srednej-chislennostyu-rabotnikov-za-god-do-15-chelovek-vklyuchitelno-krestyanskie-fermerskie-hozyajstva.html
otchet-o-deyatelnosti-soveta-voennoj-promishlennosti-za-1919-i-1920-gg-m-izd-guvp-1920-s-51-5356-5860-8284-104-10711211-armiya-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-izucheniyu-disciplini-staroslavyanskij-yazik.html
  • write.bystrickaya.ru/feldsher-laborant-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-sluzhashih.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-15-metodi-sociologicheskih-issledovanij-1-chas-plan-harakteristika-uchebnikov-i-literaturi-sociologiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnie-publikacii-specialistov-kafedri-visokomolekulyarnih-soedinenij-za-2005-2009-gg.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-22-stiven-king-kladbishe-domashnih-lyubimcev-1983.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-tehnologii-regulirovaniya-rinka-truda.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-po-teme-vot-eto-kasha-pisha-nasha.html
  • literature.bystrickaya.ru/delitsya-nado-nuzhno-li-miloserdie-segodnya-mnogokratnoe-da-otobrat-ego-znachit-lishit-cheloveka-odnogo-iz-vazhnejshih.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-otchet-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-respublike-kazahstan-v-2006-godu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-stili-sovremennogo-russkogo-literaturnogo-yazika-razgovornij-stil.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/imperatorskaya-pechat-kitaya.html
  • studies.bystrickaya.ru/kinetika-monomolekulyarnih-reakcij-v-plotnih-sredah-chast-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novaya-kulturologicheskaya-paradigma.html
  • exam.bystrickaya.ru/valyutnij-rinok-mehanizm-formirovaniya-valyutnogo-kursa.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-professionalnogo-modulya-organizaciya-meropriyatij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gubernator-l-kuznecov-utverdil-strategiyu-innovacionnogo-razvitiya-regiona-do-2020-goda-v-blizhajshee-vremya-kraj-dolzhen-stat-flagmanom-innovacionnoj-ekonomiki-strani.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotacii-rabochih-uchebnih-programm-podgotovki-po-professii-spo-08-01-07-master-obshestroitelnih-rabot.html
  • essay.bystrickaya.ru/daosskaya-tradiciya-induistskaya-tradiciya.html
  • books.bystrickaya.ru/dejstvie-trete-meropiya-davidovna-murzaveckaya-devica-let-65-ti-pomeshica-bolshogo-no-rasstroennogo-imeniya-osoba.html
  • exam.bystrickaya.ru/zolotoj-vek.html
  • report.bystrickaya.ru/itogo-51794730-programma-modernizaciya-zdravoohraneniya-rostovskoj-oblasti-na-2011-2012-godi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-slovoobrazovaniya-v-yazike-reklami.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-obobshenie-temi-alkani.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zasedanie-konsultativnogo-soveta.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-sistema-elektivnih-kursov-gou-liceya-1525-vorobevi-gori.html
  • student.bystrickaya.ru/32-uluchshenie-kachestva-elektroenergii-na-sele-kompleksnij-podhod.html
  • student.bystrickaya.ru/33-poryadok-rassmotreniya-trudovih-sporov-vremya-1-ch.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pensionnie-programmi-nacionalnogo-negosudarstvennogo-pensionnogo-fonda-v-strukturnih-podrazdeleniyah-ooo-bank-zenit-sochi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/peterburgskoe-metro.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sofi-kinsella-shopogolik-i-brachnie-uzi-stranica-11.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravil-po-tehnike-bezopasnosti-pri-proizvodstve-nablyudenij-i-rabot-na-seti-goskomgidrometa-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odin-iz-vidov-zarisovki-kejs-istoriya-the-case-history-sluchaj-istoriya-fakultet-zhurnalistiki.html
  • report.bystrickaya.ru/grafik-laboratorno-ekzamenacionnih-sessij-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/intervyu-21-miliciya-eto-slepok-s-sistemi-intervyu-mi-zhivem-v-etoj-strane-i-vinuzhdeni-igrat-po-pravilam.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofiya-psihologiya-ukazatel-avtorov-14.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.