.RU

Методические основы урока 7 Анализ методической структуры и средств урока 8 Заключение 11


Оглавление


Стр.

  1. Введение. Обоснование выбора темы 2

  2. Общие основы православной педагогики 3

1) Различие православной и секуляризованной педагогики 3

2) Теория и методика воспитания 4

  1. Методические основы урока 7

  2. Анализ методической структуры и средств урока 8

  3. Заключение 11

  4. Список используемой литературы 13




  1. Введение. Обоснование выбора темы.


Выступая на открытии XVII Международных образовательных Рождественских чтениях, Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближнему, равно как и своему Отечеству».

Святейший Патриарх Алексий II также в одном из своих выступлений на Рождественских чтениях указывал: «Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей и учителей. Истинное образование есть становление не только плоти, не только ума, но и сердца. Православное образование, как часть нашей миссии, сегодня прежде всего призвано выявить и возродить образ Божий, живущий в душе.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя». И еще он говорил иноку Тимону: «Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро». Без такого посева семян духовной жизни не может быть успеха в деле воспитания и образования.

Поистине, храм – лучшее место для встречи Предвечного Слова и человеческой души. Так праведный старец Симеон долго ждал этой Встречи. Его душа, как и наша душа, искала Господа повсюду - и на ложе отдохновения, и во время молитвы, и во время чтения Писания, и во время труда. Он, как и мы, искал Его среди уединения полей и в городе, вопрошая о Нем своих единоплеменников, беседуя о Нем, обмениваясь размышлениями о Нем на улицах и площадях, учась у ищущих праведности и совершенства. И потому он пришел по вдохновению в храм. Господа ищут везде, а встречают чаще всего в храме. Ведь это не случайная Встреча… Вероятно, многие встречали на улицах Иерусалима руконосимого Младенца Иисуса, но однако только один Симеон принял Его в объятия и оказался Богоприимцем. Как пишет протоиерей Александр Шаргунов, «мы должны искать Его всюду и во всем, и у всех, обходить всю землю и небо, чтобы прийти, наконец, к месту жилища Божия и обрести Его там». Возможно, и нас, слушателей курсов, томящаяся, ищущая душа позвала сюда под кров Высоко-Петровского монастыря, и мы собрались вместе, чтобы и дальше открывать для себя все новые и новые Встречи с Богом.

Не могу не упомянуть и о еще об одном Сретении. О нем пишет свмч. Василий Надеждин (погиб в 1929г. на Бутовском полигоне). «Было и еще Сретение Господне. В 988 году крестилась Русь, приняв Христа в объятия своего сердца, и крепко держала Русь Христа в своих объятиях, и дивные святые просияли во всей русской земле. Крепла и величалась Россия, потому что жива была в ней ее душа – Святая Русь, когда смотрели на нас ласковые лики преподобных Антония и Феодосия, Сергия и Серафима и многих других… Но вот настали времена лютые. Темные силы ополчились на нашу несчастную Родину и устами злых и чуждых нам людей опоганили, осквернили душу народную, сатанинской ложью омрачили народный разум – и вот хотят, наконец, вырвать Христа из объятий народа-Богоносца».

И сейчас в наше время перед педагогами, воспитателями, учителями стоит нелегкая задача – зажечь искру Божию в детях, чтобы зажглись их сердца, чтобы состоялась их Встреча с Богом.
За основу моей выпускной работы взят урок «Радость встречи. Праздник Сретения Господня». Это урок для учеников 2-го класса воскресной школы. Предлагаемая тема урока входит в программу по курсу «Православная культура», которую разработала Людмила Леонидовна Шевченко. Вся программа 2-го года обучения объединена общей темой «Радостный мир православной культуры (христианская радость)». Она раскрывает смысл понятий духовной радости, понимания жизни как чередования радостей (праздников) и скорбей. Слово «радость» является ключевым при раскрытии духовного мира христианина. Это и:


      1. ^ Общие основы православной педагогики




    1. Различие православной и секуляризованной педагогики

Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание, обучение, преподавание, учение, развитие. Результат воспитания, обучения и развития личности в педагогике называют образованием. Главным критерием образованности в секуляризованной педагогике считается системность знаний и системность мышления. Православная педагогика не отвергает важность этого, однако на первое место она ставит духовную природу человека, чтобы он мог обрести образ Божий, т.е. быть истинно образованным.



    1. Теория и методы воспитания


2.1 Структуру процесса воспитания можно выразить следующей схемой:





















2.2 Основные вопросы православного воспитания


- Постановка цели воспитания в православной педагогике. Целью православного воспитания является Богоугождение и спасение души. Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом через воцерковление своей жизни. Протоиерей Василий Зеньковский писал: «Христианство есть учение: а) об этой жизни, и б) о вечной жизни… Нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Таким образом, с точки зрения православия воспитание может быть правильно поставлено только в том случае, когда оно понимается как спасение. А значит, оно не мыслимо без процесса воцерковления личности. Исходя из цели, выделим следующие задачи:



а) усовершенствование духа,

б) помощь в становлении добродетелей,

в) предохранение, «врачество», и освобождение от греховных болезней и пороков,

г) направление внутренних сил, формирование мировоззрения,

д) пробуждение, развитие способностей, укрепление их упражнением,

е) передача душеполезного опыта,

ж) сохранение церковных традиций в семье, на приходе и в школе.

В православной педагогике воспитание связано с пониманием и усвоением иерархического устроения трех сторон человека – духа, души и тела. При этом основное значение в человеке придается духу.


2.3 Система принципов православной педагогики


~принцип уподобления Христу, как высочайшему нравственному идеалу

~воцерковление (без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания)

~иерархическое развитие личности (основополагающим моментом, согласно учениям святых отцов, должно быть развитие духа, а «средством к этому служит воспитание страха Божия, молитвы и совести» - св. Феофан).

~сообразность с природой воспитания (руководство наклонностями детей должно быть сообразовано с каждым возрастом).

~опора на антропологическое представление о человеке как образе и подобии Божием (помощь в освобождении от власти греха, помощь в раскрытии образа Божия, раскрытие пути к вечной жизни).

~индивидуальный подход (недостатки требуют благоразумного противодействия, добрые же свойства ребенка не должны подавляться).

~приоритет воспитания над обучением (дух ребенка должен быть расположен таким образом, чтобы у него было твердое убеждение в том, что главное дело жизни есть Богоугождение, а научность есть лишь придаточное качество

~общественная направленность воспитания (предполагает активное включение воспитанника в общественную жизнь, выполнение разнообразных полезных дел).

~согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы.

~послушание (царица добродетелей, за ней последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств).


    1. Общие методы воспитания


~метод формирования сознания личности (метод убеждения, пример, рассказ на этическую тему, разъяснение, увещевание, предостережение, наставление, этическая беседа).

~метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, требование, поручение).

~метод стимулирования поведения и деятельности (поощрение, одобрение, благодарность, награждение, наказание).


    1. Формы обучения


-фронтальная, индивидуальная и групповая форма работы с классом.

- формы словесных методов обучения: повествовательная форма, вопросно-от­ветная форма, катехизическая форма, эвристическая форма.


2.6 Средства обучения:

- Наглядность: использование трех основных видов наглядности: а) натуральных предметов и явлений; б) изображений, моделей и т.д.; в) технических средств обучения.

- Учебник, включая учебные тетради, дополнительные учебные пособия и мате­риалы.


Весь этот набор методических средств используется на данном уроке в том объеме и с таким значением, которые нужно определить исходя из содержания самого урока и из условий его проведения, прежде всего - в зависимости от возрастной группы обучающихся. В данном случае урок «Сретение Господне» преподается второклассникам, учащимся воскресной школы, следовательно, детская аудитория достаточно подготовлена к восприятию духовно-нравственных проблем, к религиозному просвещению, что в значительной степени определит характер и развитие данного урока в отличие от подобного его проведения в светской школе или другой возрастной группе. Элементы этого набора будут более подробно раскрыты в структуре урока по ходу его преподавания.


^ III Методические основы урока


1. Из наиболее используемых в педагогической практике уроков (а именно: уроки изучения нового учебного материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, уроки обобщения и систематизации, комбинированные уроки, уроки кон­троля и коррекции знаний, умений и навыков) наиболее распространенным типом явля­ется комбинированный урок. На нем решаются большинство дидактических задач, ко­торые ставятся перед уроком, поэтому его и называют комбинированным.


В методическую подструктуру комбинированного урока входят следующие элементы:

1) повторение и проверка знаний учащихся, выявление того, насколько хорошо они усвоили изученное на предыдущих занятиях;

2) переход к новым знаниям, актуализация тех знаний, умений и навыков, кото­рые могут понадобиться для изучения нового материала:

3) объяснение учителем нового материала и организация занятий учащихся, на­правленных на усвоение и осмысление полученных знаний;

4) первичное закрепление изученного материала у учащихся и выработка у них умений и навыков по применению этого материала;

5) подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников, обсуждение домашнего задания и способов его выполнения.

Накладывая на эту подструктуру основные методические компоненты урока, мы получаем полную „картину" общей схемы плана урока. Таким образом, целостная структура урока включает в себя следующие базовые элементы:

- название темы урока и класса, в котором он проводится;

- определение цели и задач образования, воспитания, развития школьников;

- определение принципов, методов, форм и средств обучения и воспитания для данного урока;

- структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного рас­пределения времени по этим этапам;

- содержание учебного материала;

- методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

- учебное оборудование, необходимое для проведения урока.


2. В традиционной светской педагогике существуют следующие принципы обучения: принцип доступности; принцип наглядности; принцип последовательности; принцип систематичности; принцип воспитывающего обучения; принцип научности; принцип связи теории с практикой; принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Однако, преподавание закона Божия, основ православной культуры требует совершенно иных подходов и принципов. Методика преподавания школьных дисциплин не может быть однозначно перенесена на предметы духовно-нравственной культуры. Формализм и схематичность, дидактизм и заорганизованность не совместимы с принципами свободы, любви, терпеливого сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.

3. Весь этот набор методических средств используется на данном уроке в том объеме и с таким значением, которые нужно определить исходя из содержания самого урока и из условий его проведения, прежде всего - в зависимости от возрастной группы обучающихся. В данном случае урок «Сретение Господне» преподается второклассникам, учащимся воскресной школы, следовательно, детская аудитория достаточно подготовлена к восприятию духовно-нравственных проблем, к религиозному просвещению, что в значительной степени определит характер и развитие данного урока в отличие от подобного его проведения в светской школе или другой возрастной группе. Элементы этого набора будут более подробно раскрыты в структуре урока по ходу его преподавания.


IV. Анализ методической структуры и средств урока


1. Цели урока



2. Задачи урока

  1. ^ Продолжать знакомить детей с событиями Евангелия.
  2. Обогащать словарь школьника новыми словами историко-культурологического значения.
  3. Пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.
  4. ^ Приобщить к состоянию радости встречи с Богом, вызвать сопереживание событиям того времени.
  5. Осмыслить современное значение встречи в наши дни.
  6. Воспитать благоговейное отношение к церковному наследию и традициям народа.


4. Методические формы, средства и методы обучения и воспитания, используемые на данном уроке:

- рассказ: при изложении новой темы, а также при повторении старого и закреплении нового материала;

- беседа: используется при каждом общении учителя с учащимися, в котором обе стороны принимают равноправное участие;

- вопросно-ответная форма обучения: используется при общении учителя с учениками, где ведущую роль принимает учитель;

- использование средств наглядности: при показе картин, при рассуждении об иконе Сретения Господня, а также при работе с картами Палестины;

- фронтальная и индивидуальная работа с классом: прежде всего при вопросно-ответной форме работы, а также при опросе учеников — как во время повторения старых знаний, так и во время закрепления новых;

- метод обобщения: в конце повторения старых знаний, в конце изложения новых и в конце всего урока;

Кроме традиционных методических приемов используются также такие:


5. Структура урока


    1. Организационный момент и проверка домашнего задания.

В этой части предлагается детям вспомнить основные события, связанные с праздником Рождества. В качестве повторения будут заданы вопросы (беседа).


^ 5.2 Сообщение темы урока и рассказ учителя.


Предварительно обсудив с ребятами, что значит слово «сретение» обращается внимание детей, что христианские праздники несут христианам особую ра­дость, они напоминают о радостных событиях Священ­ной истории.

^ Зрительной опорой для ребят является современная икона Сретения Господня, альбом с фресками Дионисия (нач.16в) из Ферапонтова монастыря.

Также на партах у ребят находится учебник и наглядное пособие «Православная культура» 2-ой год обучения книга вторая.



    1. ^ Слушание музыки


С.В.Рахманинов «Ныне отпущаеши» В учебный комплект входит кассета с музыкальными произведениями по теме урока.

Цель прослушивания – развитие образно-эмоционального восприятия, т.к. нельзя осознать того, что не увидел и не услышал. Необходимо, чтобы дети получили яркое эстетическое впечатление, чтобы развить у них нравственное чувство сопереживания изучаемому эпизоду. Важно, чтобы на уроках создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый на уроке музыкально-изобразительный ряд, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).


^ 5.4 Творческая работа.


Рисование символа праздника (два голубя) - таким образом в течение года составляется альбом с рисунками по темам урока. Также отмечаем на годовом круге праздников – Сретение. Этот круг изготовлен ранее, на нем отмечаются детьми новые события и праздники.


5.5 Первичная проверка и корректировка полученных знаний (вопросы).


Чтение тропаря праздника, который отпечатан и раздается ребятам.


^ 5.6 Закрепление знаний (беседа)

Беседа в форме вопросов – ответов, объяснение новых слов Богоприимец и Божественная Литургия, встреча с Богом в нашей жизни.


^ 5.7 Игра – угадайка


В песнопении праведного Симеона есть слова «с миром». Называю слова, а дети выбирают те из них, которые могут относиться к человеку мирному.

Спокойный, злой, непослушный, добрый, раздраженный, кроткий, терпеливый, боголюбивый, человеколюбивый, вспыльчивый, жадный, завистливый, всем помогает, прощает обидчика.

Цель игры – знакомство с понятиями христианской этики.


^ 5.8 Подведение итогов. Словарик.


Подводим итоги нашего урока - вспоминаем значения новых слов для нашего словарика: Сретение, Симеон Богоприимец, Божественная литургия.


^ 5.9 Домашнее задание (с разъяснениями).


Невозможно точно просчитать время, которое уходит на ту или иную часть урока, на тот или иной вид деятельности на уроке. Структура урока гибкая и позволяет варьировать в зависимости от состояния учеников, их настроения.


V Заключение


Урок «Сретение Господне» для учеников второго класса воскресной школы проходит на высоком эмоциональном уровне. Этот уровень создается: использованием средств музыкального и художественно-изобразительного искусства, а также стремлением учителя подчеркнуть сердечные переживания, радость встречи с Младенцем Иисусом Христом, радость встречи Ветхого и Нового Завета.

Для православного педагога неприемлем безлично-официальный, формальный подход. Формализм педагога отнимает у ребенка доверие к жизни, «засушивает» его сердце и незаметно воспитывает двуличие. Формальный подход не просто тормозит, а разрушает подлинный учебно-воспитательный процесс. Духовное же воспитание – повторим слова святителя Иоанна Златоуста – процесс образования сердца.

Подлинным мерилом образования сердца, а, следовательно, и критерием христианского воспитания, может считаться чувство сердечной чистоты. Оно не связано напрямую с богословским знанием, оно есть интуитивное разумение христопослушного сердца. Не законопослушного, а именно богопослушного.

Воспитание сердца нельзя оценить в школьных категориях. Важен евангельский дух, дух любви, а не буква катехизиса. Хотелось бы закончить мою работу словами известного православного педагога Суровой Л.: «Сегодняшняя духовная педагогика стремится стать Благовестием и рождает новую педагогическую практику. Само отношение к учебно-воспитательному процессу меняется: он понимается не как педагогическая технология, не как новый моральный кодекс, а как новое бытие, как со-бытие с ребенком. Цель педагогики Благовестия – духовная жизнь ребенка, жизнь с памятью о Боге».





obyavlenie-o-konkurse-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej-stranica-3.html
obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej.html
obyavleniya-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
obyazatelnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-dlya-specialnostej-filosofiya.html
obyazatelnij-minimum-soderzhaniya-programmi-dannaya-programma-sostavlena-dlya-izucheniya-matematiki-v-klasse-obsheobrazovatelnoj.html
obyazatelnoe-strahovanie-v-rf.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-rossii-7-klass-kultura-rossii-seredini-vtoroj-polovini-xviii-veka-obrazovanie-i-nauka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2009-2010-uchebnij-god-vvedenie-str-1-glava-i-teoreticheskie-osnovi-ekologicheskogo-vospitaniya-v-shkole.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alevtina-pecherskaya-pravoslavnie-kolduni.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-ustrojstvo-raketnogo-dvigatelya-i-ponyat-princip-ego-raboti-opisat-istoriyu-razvitiya-raketostroeniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-nauchnih-rabot-molodih-uchenih-privolzhskogo-federalnogo-okruga.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-tradicionnoj-lizhnoj-estafeti-na-priz-glavi-katav-ivanovskogo-municipalnogo-rajona-celi.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-ochen-lyubveobilnie-bogini-trina-robbins.html
  • spur.bystrickaya.ru/material-k-lekciyam-po-is-rol-informacii-v-upravlenii-ekonomicheskimi-obektami.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/akcionernoe-obshestvo-chast-2.html
  • education.bystrickaya.ru/-malcev-sergej-aleksandrovich-2003-vse-prava-zashisheni-stranica-22.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-8-obyazatelstva-po-sovmestnoj-deyatelnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-opd-f-07.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sozdanie-izdelij-iz-tekstilnih-i-podelochnih-materialov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-osnovnogo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-ekonomicheskih-uchenij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/religioznie-verovaniya-egipta-predislovie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-russkomu-yaziku.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vot-idet-muchenica-carica-aleksandra.html
  • exam.bystrickaya.ru/vagner-va-vozniknovenie-i-razvitie-psihicheskih-sposobnostej-vip-7-evolyuciya-psihicheskih-sposobnostej-po-chistim-i-smeshannim-liniyam-l-1928-s-35.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-vichislitelnoj-tehniki-vt.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-ustojchivogo-razvitiya-v-strategii-gradostroitelstva-francii-05-23-22-gradostroitelstvo-planirovka-selskih-naselyonnih-punktov.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhenedelnaya-informaciya-o-situacii-na-rinke-truda-respubliki-buryatiya-na-28-fevralya-2012goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/institut-gumanitarnogo-obrazovaniya-i-informacionnih-tehnologij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-2-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-finansi-i-kredit.html
  • college.bystrickaya.ru/070000-kultura-i-iskusstvo-realizuyushih-obrazovatelnie-programmi-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-na.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nash-opit-lecheniya-lozhnih-sustavov-plechevoj-kosti-s-primeneniem-himotripsina-uzbekskij-nii-travmatologii-i-ortopedii-stranica-60.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-pulsa-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/i-arhivnie-materiali-arhiv-vneshnej-politiki-rossijskoj-imperii-istoriko-dokumentalnij-departament-mid-rf-dalee-avpri-stranica-12.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kartinka-57-matfej-chto-zhe-tam-naverhu-ili-vsya-pravda-o-carstve-na-nebe-dmitrij-bajda-elena-lyubimova.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-gosudarstvennaya-sluzhba-i-gosudarstvennie-sluzhashie-administrativnoe-pravo-ukraini.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-dejstviya-lichnogo-sostava-pri-privedenii-formirovanij-go-v-gotovnost.html
  • crib.bystrickaya.ru/izmenenie-lichnostnoj-istorii-predislovie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhoari-blm-berud-ksptk-ou-badarlamalarin-ske-asiratin-blm-beru-jimdarina-oua-abildaudi-lglk-aidalari-talapker-2016.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-1-annotaciya-vknigu-voshli-pervij-i-vtoroj-toma-romana-vojna-i-mir-stranica-8.html
  • school.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-v-kreditnih-organizaciyah-chast-26.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-referatov-dlya-studentov-fbfo-dlya-otcheta-po-oznakomitelnoj.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/risunok-56-polnij-kurs-dzhek-shvager-perevod-s-anglijskogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.