Массовые праздники Древней Греции
.RU

Массовые праздники Древней Греции

Содержание:

Введение

1. О массовых праздниках в Древней Греции

1.1. Связь праздника и религиозного культа

1.2. Сценарная драматургия массовых праздников в Древней Греции

2. Культ Деметры и весенние праздники плодородия

Заключение

Литература


Введение

История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Элладе. В основе праздника лежало естественное стремление человеческого организма к отдыху после работы, соединяясь с религиозным чувством, это стремление приводило к установлению праздников, то есть таких дней отдыха, которые в то же время отмечались особым отправлением культа.

Религиозный момент, входящий в понятие о празднике, был различен. То праздники связывались с календарными мотивами, то с переменой времен года, то с различными моментами полевых работ; сообразно с этим праздники связывались с различными божествами и мифами.

Праздниками были дни, установленные для чествования Бога или личности, или воспоминания важных событий с приостановкою вседневных занятий, а также веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу, это день игр, развлечений и т. п. О божественной, игровой и нравственной сущности праздника как «величайшего» и «высокого» досуга рассуждали еще Платон и Аристотель. Впоследствии возникает стремление разделить праздничное действо на культовое и светское.

На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека, в них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление - необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия и культуры.

Целью нашей работы является на основе доступного теоретического материала исследовать праздники Древней Греции, как игровой и культовый, а также зрелищно-действенный аспект культуры.


1. О массовых праздниках в Древней Греции

1.1. Связь праздника в Древней Греции и религиозного культа

Первоначальная цель всякой праздничной процессии имела тесное отношение к культу; это было торжественное шествие жрецов и жертвоприносителей, в котором приводились к храму или алтарю предназначенные для божества жертвы, приносились ему дары или какие-либо предметы, имевшие отношение к его культу. Но так как именно такие шествия являлись наиболее удобным случаем для обнаружения праздничного блеска и великолепия, то мало-помалу внешняя их сторона выступила на первый план. В них стали принимать участие целые хоры певцов и музыкантов, государственные магистраты и почетнейшие лица населения, эскорты вооруженных всадников и гоплитов и целые толпы народа, в том числе и женщины. В процессиях стали носить не только предназначенные для божества дары, но и блестящую храмовую утварь, священные изображения, статуи и символы и т. д., и в некоторых случаях к торжественным процессиям сводилось все значение праздника.

Таким образом, будучи знаменательным событием в Древней Греции, праздник имел культовый смысл. Под культом понимается религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды; поклонение кому-либо, чему-либо. Культ - это внешние признаки почитания, поклонения человеческому божеству, основанные на религиозно-историческом развитии понятий о высшем существе; совокупность форм этого почитания: жертвоприношения, молитвы, священные символы и обряды. Культовый праздник - это не церемония «в память» о каком-либо мифическом или религиозном событии, а его восстановление в настоящем. Это показ, драматическое представление, образное воплощение, замещающее действительное осуществленным, это зрелище. Так как культ есть спектакль, в основе которого всегда лежит религиозный миф с его над временными особенностями, то связанная с культом зрелищная форма праздника позволяла массам верующих активно участвовать в религиозной жизни, переживать глубокий смысл жертвоприношения, очищения и т. д. Повторение жестов и ритуалов переносило человека в иной мир, где уже не властны законы истории и условия обыденной жизни.

От культового действа верующий ожидал разрешения своей проблемы, ведь в культе не бывает безвыходных ситуаций. Вселенная, эта сцена, на которой разыгрываются человеческие конфликты, в религиозном культе предстает как упорядоченный космос, делами которого вершат сверхъестественные силы, в любую минуту готовые разрешить проблемы человека, превратить его страдание в радость, а смерть - в воскресение. Религиозный культ - это не столько драма, сколько божественная комедия, исход которой предрешен заранее и конец всегда счастливый.

Таким образом, из всего вышесказанного следует вывод, что праздник в Древней Греции как явление культуры имел культовую сущность, в которой находила выражение сама идея праздника, и основная его составляющая символическое игровое действо.

В исторические времена количество праздников было весьма значительно. Разумеется, не все праздники совершались одинаково торжественно (как это бывает и у нас) и не все дни, в которые тем или другим божествам совершались жертвоприношения, считались праздничными, подобно тому как и у нас богослужение совершается и в будни. Значительная часть праздников, в особенности древнейшего происхождения, была посвящена богам, как господствующим в природе силам, от которых зависели перемены времен года, фазы небесных светил, атмосферные явления, урожаи или неурожаи, одним словом, все благоприятные или неблагоприятные для человека явления природы. В других праздниках боги чествовались как устроители и покровители общественного и нравственного порядка, а иногда почитались и вместе в том и другом значении, так как в тех же силах природы древние видели и нравственные существа, то милостивые, то немилостивые к человеку. Далее совершались праздники в воспоминание исторических событий, в которых боги, как казалось, особенно наглядным образом проявили свою силу. Наконец, вследствие общего верования, что умершие люди, пребывая в подземном царстве, имели притязание не только на почетную память в потомстве, но и на дары и жертвы, кроме частных поминок в среде отдельных родов, совершались в память усопших и общественные праздники, при которых, конечно, не были забываемы и боги, правившие в подземном царстве.

Изучение греческих праздников и обрядов, имеющих реальное религиозное значение, показывает, что подавляющее число их носило земледельческий характер, постольку поскольку Древняя Греция (за исключением немногочисленных ремесленных и торговых центров) была страной крестьян и пастухов, а многие из так называемых «городов», согласно новейшим исследованиям, были всего лишь большими деревнями. Определенные провинции, такие как Беотия, Фокида и Фессалия, не говоря уже о Мессении, всегда были земледельческими. И в других отношениях некоторые из них в классическую эпоху все еще находились на низком уровне. В качестве примеров здесь можно назвать Аркадию, Этолию и Акарнанию. За исключением нескольких городов, которым принадлежит определяющая роль в истории Греции, эта страна жила земледелием и скотоводством. В древности, до того как началось развитие ремесел и торговли, это относилось ко всей Греции, но именно тогда закладывались основания греческих культов.


1.2. Сценарная драматургия массовых праздников в Древней Греции

Сценарная драматургия праздника предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся коллизией или конфликтом. Существенной составляющей сценарно-драматургической основы массовых зрелищ является игровой характер композиции.

Исторически в эпоху античности сценарная сценарий праздника формировался как дифирамб во время дионисии, т.е. хоровое песнопение, восхваляющее любимое божество, и комос - веселое карнавальное шествие ряжевых поселян. В начале возник определенный вид торжественного пения, исполняемого почитателями бога, под руководством одного лица - зачинателя. Зачинатель начинал - хор подхватывая. Шла своеобразная игра е толпой, которая затем стала частью праздничной забавы.

Способы празднования были различны, смотря по значению праздника. Вообще можно сказать, что главными актами, с которых начинался праздник, были жертвоприношения и другие богослужебные обряды, которыми люди исполняли свой долг относительно божества и которые сопровождались иногда песнями, процессиями, играми и т. п. Затем обыкновенно начиналось веселье, пляски и пиршества, при которых забывалась обыкновенная простота и скромность повседневной жизни; были, правда, печальные праздники, которые ознаменовывались только прекращением всех обыденных дел и даже постами и воздержанием от удовольствий; но таких было немного, в большинстве же случаев праздники были временем отдыха, веселья и всевозможных удовольствий, в которых принимали участие и женщины, покидавшие затворничество своей будничной жизни; дети освобождались на праздники от учебных занятий, рабы избавлялись от работ, а в некоторые праздники даже пользовались равенством со своими господами или услугами со стороны последних; и подобно тому, как враждующие народы в дни общих праздников прекращали военные действия, так и по гражданским законам в такие дни узники освобождались от оков, должники - от судебного преследования со стороны кредиторов и т. п., для того, чтобы никто не встречал препятствия к участию во всеобщей радости и веселье.

С течением времени праздники у греков становились все многочисленнее и роскошнее, но эта внешняя роскошь далеко не может служить доказательством увеличения религиозности народа; напротив, на то, что не было непременной принадлежностью культа, а служило только к украшению праздника, стали смотреть как на главное и существенное, на праздники стали стекаться не ради почтения к божеству, а ради торжественных процессий, игр и других зрелищ, или для участия в праздничных пиршествах. Собственно религиозных наставлений, проповедей и т. п. при праздниках, как вообще при всех религиозных актах, у эллинов не было, и все то, что приходилось видеть и слышать присутствующим на праздниках, имело скорее эстетическое влияние на них, нежели религиозное.


metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnih-proektov-dlya-studentov-specialnosti-220301-65-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-v-mashinostroenii.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-domashnej-kontrolnoj-raboti-po-discipline-organizaciya-sekretarskogo-obsluzhivaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-0611.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnikov-po-discipline-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit-specialnosti-080110-ekonomika-buhgalterskij-uchet-i-kredit.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-po-disciplinam-ekonomika-organizacij-predpriyatij.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-interfejsi-asoiu-dlya-studentov-specialnosti-230102-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-5-kursa-specialnosti-230201-tambov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-2-1-ponyatie-i-vidi-nedvizhimogo-imushestva-posobie-dlya-rieltora-v-v-tkachenko-v-a-zimin-s-v-tkachenko.html
  • school.bystrickaya.ru/kardioselektivnij-blokator-bisoprolol-v-lechenii-bolnih-s-serdechnososudistimi-zabolevaniyami.html
  • thescience.bystrickaya.ru/katalog-sortov-uzambarskih-fialok-i-drugih-gesnerievih-na-2011-god-stranica-7.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-razvitiya-bila-li-obespechena-ih-kompleksnost-vzaimosvyaz-kakie-zadachi-bili-glavnimi-sterzhnevimi-kak-uchteni-v-zadachah-osobennosti-klassa-otdelnih-grupp-shkolnikov.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-tretego-sibirskogo-seminara-po-neprerivnomu-bibliotechnomu-obrazovaniyu-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anivskij-rajon-stranica-7.html
  • report.bystrickaya.ru/kazahskij-yazik-spravedlivost-eto-istina-v-dejstvii-chast-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/dekanam-fakultetov-zaveduyushim-kafedrami.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomicheskaya-istoriya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proektirovanie-kotelnoj-promishlennogo-predpriyatiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-kulturi-i-iskusstva-moskva.html
  • student.bystrickaya.ru/12vopros-zayavlenie-risyov-n-yu-aktivnie-prodazhi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-v-2011-godu-i-zadachah-po-povisheniyu-effektivnosti-raboti-organov-mestnogo-samoupravleniya-kameshkovskogo-rajona.html
  • spur.bystrickaya.ru/m2--professionalnij-cikl-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/snizhenie-proyavleniya-detskoj-lzhi-s-pomoshyu-urokov-vneklassnogo-chteniyao-s-dergunova-pedagog-psiholog-mou-sosh-32-zheleznodorozhnij-rajon-g-krasnoyarsk.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-zakonodatelstva-novgorodskoj-oblasti-v-2005-godu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-massovij-opros-rabochaya-programma-po-discipline-metodika-issledovaniya-v-socialnoj-rabote-dlya-specialnosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/lekciya-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-vskritiya-konvertov-s-zayavkami-na-uchastie-v-otkritom-tendere-po-zakupkam-proektno-iziskatelskih-rabot-po-razrabotke-proektno-smetnoj-dokumentacii-po-stroitelstvu-azs-v-regionah-respubliki-kazahstan.html
  • grade.bystrickaya.ru/nagradit-pochetnoj-gramotoj-ministerstva-prirodnih-resursov-rossijskoj-federacii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-tretya-o-glubochajshem-smisle-zhizni-starec-paisij-svyatogorec-tom-ii-duhovnoe-probuzhenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-podgotovleno-na-kafedre-filosofii-sootvetstvuet-programme-disciplini-i-prednaznacheno-dlya-studentov-ido-obuchayushihsya-po-specialnosti-080505-upravlenie-personalom-udk-616-89-075-8-stranica-17.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-stranica-16.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xix-vetka-apelsinnogo-dereva-bastard-de-moleon-aleksandr-dyuma.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krspe-mrd-zeg-adamni-z-mrd-nerd-zhasajtin-tai-da-adam-rine-bl-sonshaliti-ti-tzhirim-da-emes-uait-krgnde-oritilip-trshlk-tolininda-suarilan-aida-talant-iesn-mrd.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seriya-v-pomosh-organizatoram-vospitatelnoj-raboti.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadanie-na-kursovuyu-rabotu-obshaya-postanovka-zadachi-soderzhanie-poyasnitelnoj-zapiski.html
  • assessments.bystrickaya.ru/erivanskaya-guberniya-chast-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-a-karachu-nekogo-kand-med-nauk-e-v-melnikovoj-ya-yann-iyaya-churchill-livingstone-new-york-edinburgh-london-melbourne-moskva-medicina-1997-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-gennoe-bratstvo-richard-dokinz.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tehnicheskij-reglament-obezopasnosti-pitevoj-vodi-stranica-4.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-literature-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-v-5-klasse.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagodarya-meditacii-vi-nauchites-kontrolirovat-svoi-emocii-bit-bolee-iskrennim-a-takzhe-smozhete-doveryat-sobstvennoj-intuicii.html
  • report.bystrickaya.ru/i-priroda-est-velikaya-illyuziya-poznaj-samogo-sebya-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-izmereniya-v-marketingovih-issledovaniyah-osnovi-marketinga.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.