.RU

Массовые праздники Древней Греции

Содержание:

Введение

1. О массовых праздниках в Древней Греции

1.1. Связь праздника и религиозного культа

1.2. Сценарная драматургия массовых праздников в Древней Греции

2. Культ Деметры и весенние праздники плодородия

Заключение

Литература


Введение

История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Элладе. В основе праздника лежало естественное стремление человеческого организма к отдыху после работы, соединяясь с религиозным чувством, это стремление приводило к установлению праздников, то есть таких дней отдыха, которые в то же время отмечались особым отправлением культа.

Религиозный момент, входящий в понятие о празднике, был различен. То праздники связывались с календарными мотивами, то с переменой времен года, то с различными моментами полевых работ; сообразно с этим праздники связывались с различными божествами и мифами.

Праздниками были дни, установленные для чествования Бога или личности, или воспоминания важных событий с приостановкою вседневных занятий, а также веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу, это день игр, развлечений и т. п. О божественной, игровой и нравственной сущности праздника как «величайшего» и «высокого» досуга рассуждали еще Платон и Аристотель. Впоследствии возникает стремление разделить праздничное действо на культовое и светское.

На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека, в них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление - необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия и культуры.

Целью нашей работы является на основе доступного теоретического материала исследовать праздники Древней Греции, как игровой и культовый, а также зрелищно-действенный аспект культуры.


1. О массовых праздниках в Древней Греции

1.1. Связь праздника в Древней Греции и религиозного культа

Первоначальная цель всякой праздничной процессии имела тесное отношение к культу; это было торжественное шествие жрецов и жертвоприносителей, в котором приводились к храму или алтарю предназначенные для божества жертвы, приносились ему дары или какие-либо предметы, имевшие отношение к его культу. Но так как именно такие шествия являлись наиболее удобным случаем для обнаружения праздничного блеска и великолепия, то мало-помалу внешняя их сторона выступила на первый план. В них стали принимать участие целые хоры певцов и музыкантов, государственные магистраты и почетнейшие лица населения, эскорты вооруженных всадников и гоплитов и целые толпы народа, в том числе и женщины. В процессиях стали носить не только предназначенные для божества дары, но и блестящую храмовую утварь, священные изображения, статуи и символы и т. д., и в некоторых случаях к торжественным процессиям сводилось все значение праздника.

Таким образом, будучи знаменательным событием в Древней Греции, праздник имел культовый смысл. Под культом понимается религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды; поклонение кому-либо, чему-либо. Культ - это внешние признаки почитания, поклонения человеческому божеству, основанные на религиозно-историческом развитии понятий о высшем существе; совокупность форм этого почитания: жертвоприношения, молитвы, священные символы и обряды. Культовый праздник - это не церемония «в память» о каком-либо мифическом или религиозном событии, а его восстановление в настоящем. Это показ, драматическое представление, образное воплощение, замещающее действительное осуществленным, это зрелище. Так как культ есть спектакль, в основе которого всегда лежит религиозный миф с его над временными особенностями, то связанная с культом зрелищная форма праздника позволяла массам верующих активно участвовать в религиозной жизни, переживать глубокий смысл жертвоприношения, очищения и т. д. Повторение жестов и ритуалов переносило человека в иной мир, где уже не властны законы истории и условия обыденной жизни.

От культового действа верующий ожидал разрешения своей проблемы, ведь в культе не бывает безвыходных ситуаций. Вселенная, эта сцена, на которой разыгрываются человеческие конфликты, в религиозном культе предстает как упорядоченный космос, делами которого вершат сверхъестественные силы, в любую минуту готовые разрешить проблемы человека, превратить его страдание в радость, а смерть - в воскресение. Религиозный культ - это не столько драма, сколько божественная комедия, исход которой предрешен заранее и конец всегда счастливый.

Таким образом, из всего вышесказанного следует вывод, что праздник в Древней Греции как явление культуры имел культовую сущность, в которой находила выражение сама идея праздника, и основная его составляющая символическое игровое действо.

В исторические времена количество праздников было весьма значительно. Разумеется, не все праздники совершались одинаково торжественно (как это бывает и у нас) и не все дни, в которые тем или другим божествам совершались жертвоприношения, считались праздничными, подобно тому как и у нас богослужение совершается и в будни. Значительная часть праздников, в особенности древнейшего происхождения, была посвящена богам, как господствующим в природе силам, от которых зависели перемены времен года, фазы небесных светил, атмосферные явления, урожаи или неурожаи, одним словом, все благоприятные или неблагоприятные для человека явления природы. В других праздниках боги чествовались как устроители и покровители общественного и нравственного порядка, а иногда почитались и вместе в том и другом значении, так как в тех же силах природы древние видели и нравственные существа, то милостивые, то немилостивые к человеку. Далее совершались праздники в воспоминание исторических событий, в которых боги, как казалось, особенно наглядным образом проявили свою силу. Наконец, вследствие общего верования, что умершие люди, пребывая в подземном царстве, имели притязание не только на почетную память в потомстве, но и на дары и жертвы, кроме частных поминок в среде отдельных родов, совершались в память усопших и общественные праздники, при которых, конечно, не были забываемы и боги, правившие в подземном царстве.

Изучение греческих праздников и обрядов, имеющих реальное религиозное значение, показывает, что подавляющее число их носило земледельческий характер, постольку поскольку Древняя Греция (за исключением немногочисленных ремесленных и торговых центров) была страной крестьян и пастухов, а многие из так называемых «городов», согласно новейшим исследованиям, были всего лишь большими деревнями. Определенные провинции, такие как Беотия, Фокида и Фессалия, не говоря уже о Мессении, всегда были земледельческими. И в других отношениях некоторые из них в классическую эпоху все еще находились на низком уровне. В качестве примеров здесь можно назвать Аркадию, Этолию и Акарнанию. За исключением нескольких городов, которым принадлежит определяющая роль в истории Греции, эта страна жила земледелием и скотоводством. В древности, до того как началось развитие ремесел и торговли, это относилось ко всей Греции, но именно тогда закладывались основания греческих культов.


1.2. Сценарная драматургия массовых праздников в Древней Греции

Сценарная драматургия праздника предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся коллизией или конфликтом. Существенной составляющей сценарно-драматургической основы массовых зрелищ является игровой характер композиции.

Исторически в эпоху античности сценарная сценарий праздника формировался как дифирамб во время дионисии, т.е. хоровое песнопение, восхваляющее любимое божество, и комос - веселое карнавальное шествие ряжевых поселян. В начале возник определенный вид торжественного пения, исполняемого почитателями бога, под руководством одного лица - зачинателя. Зачинатель начинал - хор подхватывая. Шла своеобразная игра е толпой, которая затем стала частью праздничной забавы.

Способы празднования были различны, смотря по значению праздника. Вообще можно сказать, что главными актами, с которых начинался праздник, были жертвоприношения и другие богослужебные обряды, которыми люди исполняли свой долг относительно божества и которые сопровождались иногда песнями, процессиями, играми и т. п. Затем обыкновенно начиналось веселье, пляски и пиршества, при которых забывалась обыкновенная простота и скромность повседневной жизни; были, правда, печальные праздники, которые ознаменовывались только прекращением всех обыденных дел и даже постами и воздержанием от удовольствий; но таких было немного, в большинстве же случаев праздники были временем отдыха, веселья и всевозможных удовольствий, в которых принимали участие и женщины, покидавшие затворничество своей будничной жизни; дети освобождались на праздники от учебных занятий, рабы избавлялись от работ, а в некоторые праздники даже пользовались равенством со своими господами или услугами со стороны последних; и подобно тому, как враждующие народы в дни общих праздников прекращали военные действия, так и по гражданским законам в такие дни узники освобождались от оков, должники - от судебного преследования со стороны кредиторов и т. п., для того, чтобы никто не встречал препятствия к участию во всеобщей радости и веселье.

С течением времени праздники у греков становились все многочисленнее и роскошнее, но эта внешняя роскошь далеко не может служить доказательством увеличения религиозности народа; напротив, на то, что не было непременной принадлежностью культа, а служило только к украшению праздника, стали смотреть как на главное и существенное, на праздники стали стекаться не ради почтения к божеству, а ради торжественных процессий, игр и других зрелищ, или для участия в праздничных пиршествах. Собственно религиозных наставлений, проповедей и т. п. при праздниках, как вообще при всех религиозных актах, у эллинов не было, и все то, что приходилось видеть и слышать присутствующим на праздниках, имело скорее эстетическое влияние на них, нежели религиозное.


metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnih-proektov-dlya-studentov-specialnosti-220301-65-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-v-mashinostroenii.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-domashnej-kontrolnoj-raboti-po-discipline-organizaciya-sekretarskogo-obsluzhivaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-0611.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnikov-po-discipline-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit-specialnosti-080110-ekonomika-buhgalterskij-uchet-i-kredit.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-po-disciplinam-ekonomika-organizacij-predpriyatij.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-interfejsi-asoiu-dlya-studentov-specialnosti-230102-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-5-kursa-specialnosti-230201-tambov.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-kursu-medicinskoj-psihologii-dlya-studentov-medicinskih-vuzov-volgograd-2004.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-organizacii-samostoyatelnoj-podgotovki-kursantov-i-slushatelej-moskovskogo-universiteta-mvd-rossii-118-instrukciya-stranica-36.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obyazatelstva-ponyatiya-i-vidi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-pravilno-vibrat-zubnuyu-pastu-konferenciya-issledovatelskih-nauchnih-rabot-uchashihsya-shkol-civilskogo-rajona.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posvyashaetsya-akimu-o-teh-kto-lyubit-nas.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-kommunikativnih-kompetentnostej-u-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-na-zanyatiyah-logopedii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-o-chem-dumaet-nastoyashij-biznesmen-dengi-lyubyat-reshitelnih-lyudej-kotorie-ne-boyatsya-peremen-dengi-obozhayut.html
  • shpora.bystrickaya.ru/z-a-zvereva-10-yanvarya-2006-goda-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-17-motornaya-lodka-esi-karinge-omvai-paranu-sauakari-vivoru-i-vsem-ostalnim-moim-druzyam-i-uchitelyam.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vengriya-egionalnim-centram-rossii-i-dr-s-1998-goda-informaciya-rassilaetsya-v-tom-chisle-na-disketah-v-formate-rtf.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-avtorskoe-pravo-na-programmnoe-obespechenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-zhizn-lesa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razumnomu-cheloveku-nelzya-ne-priznavat-boga-uchenie-istinnoj-veri-vsegda-yasno-i-prosto-11.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/professionalno-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-080105-finansi-i-kredit.html
  • literatura.bystrickaya.ru/russko-anglijskij-yuridicheskij-slovar-stranica-10.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/logicheskie-operacii-nad-predikatami-logika-ot-grecheskogo-slova.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-v-uchebnom-processe-publichnij-otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-gbou.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-ftd-05-reabilitaciya-lyudej-okazavshihsya-v-ekstremalnoj-situacii.html
  • control.bystrickaya.ru/dostizhenie-celi-i-reshenie-zadach-podprogrammi-osushestvlyayutsya-putem-skoordinirovannogo-vipolneniya-kompleksa-vzaimosvyazannih-po-srokam-resursam-ispolnitelyam-i-rezultatam-meropriyatij.html
  • school.bystrickaya.ru/chelovechestvo-kak-subekt-istorii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sajt-dlya-roditelej-zhelayushih-bolshe-uznat-o-razvitii-svoego-rebenka-na-etom-sajte-vi-smozhete-poluchit-informaciyu-o-vozrastnih-normah-razvitiya-rebenka-ot-rozh.html
  • student.bystrickaya.ru/3-opisanie-rejtingovih-pokazatelej-indikatorov-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipovoj-plan-schetov-buhgalterskogo-ucheta-obshie-polozheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/jerome-bruner-essay-research-paper-jerome-s.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-desyataya-golubov-s-n-snimemtovarishishapki.html
  • credit.bystrickaya.ru/participle-construction-nezavisimaya-prichastnaya-konstrukciya-before-starting-this-unit-let-us-revise-the-basics.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-pervomu-voprosu-yuridicheskij-fakultet.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realizaciya-prava-i-eyo-formi.html
  • exam.bystrickaya.ru/voskresenskij-vojskovoj-sobor-starocherkassk.html
  • control.bystrickaya.ru/e-v-sedyakina-skazaniya-inostrancev-o-vinopitii-v-rossii-v-xvi-xvii-vekah.html
  • control.bystrickaya.ru/delovaya-igra-pravovie-mehanizmi-tajm-menedzhmenta-celesoobraznost-i-effektivnost.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52sertifikati-otkritogo-klyucha-bezopasnost-v-elektrosvyazi-i-informacionnih-tehnologiyah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-deyatelnosti-komiteta-gosudarstvennogo-imushestva-i-privatizacii-za-9-mesyacev-2011-goda-dohodi-respublikanskogo-byudzheta.html
  • klass.bystrickaya.ru/53-skladirovanie-utilizaciya-othodov-promishlennogo-proizvodstva-poyasnitelnaya-zapiska-ekaterinburg-2009g-soderzhanie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-m-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-plodovodstvo-i-ovoshevodstvo-dlya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.