Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга
.RU

Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга

Министерство образования РФ

Реферат по истории искусств

Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга

Екатеринбург 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Архитекторы Петербурга

1.1 Трезини

1.2 Растрелли

1.3 Кокоринов и Деламот

1.4 Воронихин

1.5 Захаров

1.6 Росси

Список литературы

Приложение


Введение

С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре Петербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайно быстро.

С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в 18 веке. В облике его нашли яркое отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов 18 столетия, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени, в частности планировки. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось в создании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных. Нерасторжимое архитектурно-художественное единство города и его водных артерий с самого начала представляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразнейшую красоту Петербурга. Сложение архитектурного облика Петербурга первой половины 18 в. связано в основном с деятельностью архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина.

Петр I придавал большое значение регулярной застройке города. Для разработки генерального плана Петербурга был приглашен в Россию известный французский архитектор Жан Батист Леблон. Однако составленный Леблоном генеральный план Петербурга имел ряд очень существенных недостатков. Архитектор не учитывал естественного развития города, и его план в значительной мере страдал абстрактностью. Проект Леблона был лишь частично осуществлен в планировке улиц Васильевского острова. Русские архитекторы внесли много существенных коррективов в его планировку Петербурга.

Определение архитектурного стиля первой половины 18 в. вызывает обычно немало споров среди исследователей русского искусства. И действительно, стиль первых десятилетии 18 в. складывался сложно и зачастую очень противоречиво. В его формировании участвовал в несколько видоизмененном и более сдержанном по форме виде стиль западноевропейского барокко; сказывалось и воздействие голландской архитектуры. В той или другой степени давало себя знать и воздействие традиций древнерусской архитектуры. Отличительной чертой многих первых построек Петербурга была суровая утилитарность и простота архитектурных форм. Неповторимое своеобразие русского зодчества первых десятилетий 18 в. заключается, однако, не в сложном и подчас противоречивом переплетении архитектурных стилей, а прежде всего в градостроительном размахе, в жизнеутверждающей мощи и в величии сооружений, воздвигаемых в этот важнейший для русской нации период.


1. Архитекторы Петербурга

1.1 Трезини

Петропавловский собор

Лучшим и наиболее значительным творением Трезини является знаменитый Петропавловский собор, построенный в 1712—1733 гг. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Так же как Меншикова башня Зарудного в своем первоначальном виде, колокольня Петропавловского собора увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Горделивый, легкий взлет шпиля подготовлен всеми пропорциями и архитектурными формами колокольни; продуман постепенный переход от собственно колокольни к «игле» собора. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Финского залива свою новую столицу.

Здание Двенадцати коллегий

В 1722—1733 гг. создается другое широко известное сооружение Трезини — здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Излюбленные Трезини строгие пилястры в данном случае используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада Горделивый, стремительный взлет колокольни собора Петропавловской крепости и спокойная протяженность здания Двенадцати коллегий — эти прекрасные архитектурные контрасты осуществлены Трезини с безупречным тактом выдающегося мастера.

Большинству произведений Трезини свойственны сдержанность и даже строгость в архитектурном решении зданий. Это особенно заметно рядом с декоративной пышностью и богатым оформлением сооружений середины 18 столетия.

1.2 Растрелли

В середине 18 столетия разворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700—1771), сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов, созданных Растрелли и возглавляемым им коллективом.

Ансамбль Петергофа

Большое значение имела деятельность Растрелли по перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамбля, получившего впоследствии название Петергоф (ныне Петродворец), было намечено в 1704 г. самим Петром I. В 1714—1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколько архитекторов, в том числе Жан Батист Леблон — основной автор планировки парка и фонтанов Петергофа и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».

Ансамбль Петергофа с самого начала был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений, скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем. Великолепный по своей цельности замысел объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом.

Следует отметить установку в 1735 г. центральной по композиционной роли и по идейному замыслу скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено), чем завершился первый этап создания крупнейшего из регулярных парковых ансамблей 18 века.

В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли все же значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно Это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого (так называемого Корпуса под гербом). Заключительный из основных этапов строительства Петергофа относится уже к концу 18 — самому началу 19 в., когда к делу были привлечены архитектор А. Н. Воронихин и целая плеяда выдающихся мастеров .русской скульптуры, включая Козловского, Мартоса, Шубина, Щедрина, Прокофьева.

В целом первые проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к стилю петровского времени и не поражают той роскошью и помпезностью, которые проявляются в его наиболее прославленных творениях — Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре в Петербурге.

Екатерининский дворец

Приступив к созданию Екатерининского дворца (1752—1756), Растрелли не возводил его целиком заново. В композицию своего грандиозного здания он умело включил уже имевшиеся дворцовые сооружения архитекторов Квасова и Чевакинского. Эти сравнительно небольшие корпуса, сообщающиеся между собой одноэтажными галлереями, Растрелли объединил в одно величественное здание нового дворца, фасад которого в длину достигал трехсот метров. Низкие одноэтажные галлереи были надстроены и тем самым подняты до общей высоты горизонтальных членений дворца, старые боковые корпуса включались в новое здание как выступающие ризалиты.

Внутреннее пространство Царскосельского дворца решено Растрелли по продольной оси. Предназначенные для парадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную красивую анфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки — золото и белый цвет. Обильная золотая резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формы картушей и волют — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дни торжественных приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количеством свечей

Зимний дворец

В 1754—1762 гг. Растрелли строит другое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основой будущего ансамбля Дворцовой площади.

Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор). Наоборот, фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.

1.3 Кокоринов и Деламот

Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) был в числе непосредственных помощников одного из виднейших русских архитекторов середины 18 в. Ухтомского. Как показывают новейшие исследования, молодой Кокоринов построил прославленный современниками дворцовый ансамбль в Петровском-Разумовском (1752—1753), который до наших дней дошел измененным и перестроенным. С точки Зрения архитектурного стиля этот ансамбль был несомненно близок пышным дворцовым сооружениям середины 18 в., возводимым Растрелли и Ухтомским. Новым, предвещающим стиль русского классицизма было, в частности, применение сурового дорического ордера в оформлении въездных ворот дворца Разумовского.


metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovogo-proekta-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metallicheskie.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-vichislitelnaya-tehnika-i-programmirovanie.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-1-1829-04.html
metodicheskie-ukazaniya-n-819.html
metodicheskie-ukazaniya-po-formirovaniyu-osnovnih-obrazovatelnih-programm-dlya-lic-prodolzhayushih-visshee-professionalnoe-obrazovanie-ili-poluchayushih-vtoroe-visshee.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • school.bystrickaya.ru/filosofiya-kanta-i-ee-znachenie-dlya-filosofii-nauki-20-v-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-kandidatskogo-minimuma.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-sovershenstvovanii-organizacii-deyatelnosti-skoroj-i-neotlozhnoj-medicinskoj-pomoshi-na-territorii-rossijskoj-federacii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-informaciya-ob-osveshenii-deyatelnosti-oblastnoj-dumi-1-zakonodatelnaya-deyatelnost-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/po-osnovam-informatiki-i-vichislitelnoj-tehniki.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcij-i-prakticheskih-zanyatij-po-farmakologii-dlya-studentov-3-kursa-lechebnogo-fakulteta.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsego-po-podprogramme-yu-a-vistavkin-2011.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadacha-postroeniya-linij-dlya-rastrovih-ustrojstv.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekspressivnaya-psihoterapiya-dlya-napravleniya-030300-68-psihologiya-podgotovki-magistra-avtor-e-i-kirillova-kirillova-eimail-ru.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-osnovnie-ponyatiya-ispolzuemie-v-nastoyashem-federalnom-zakone-stranica-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-55-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/kolichestvo-vipolnyaemih-rabot-instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-a-mnovikov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/partii-i-partijnie-sistemi-v-rossijskoj-istorii-chast-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/divergenciya-yazikov-i-problema-korrelyacii-mezhdu-yazikom-i-rasoj-chast-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/idris-shah-mudrost-idiota-bbk-88-e68-perevod-i-nauchnaya-redakciya-a-m-bokovikov-e-68-enciklopediya-glubinnoj.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-rapsa-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-14-iyulya-2007g-n446.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-110-nalogovie-dohodi-stranica-11.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-obshie-svedeniya-stranica-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/pamyat-prepodobnogo-vendimiana-pustinnika-vifinijskogo-zhitiya-svyatih-tom-2-fevral.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anne-obrien-rice-the-tale-of-body-thief.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskie-voprosi-dlya-ekzamenov-po-ajkidzyucu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-5-resheniya-o-kulte-lichnosti-i-ih-vliyanie-na-obshestvo-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-eksperimentalnoj-ploshadki-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-6-vizit-vo-dvorec-protivnik-na-gorizonte-glava-1-goj-i-dzhoj.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-podgotovlennih-specialistami-iz-sankt-peterburga-dlya-rukovoditelej-uchebnih-zavedenij-shkolnih-prepodavatelej-i-vospitatelej-detskih-sadov-polnaya-programma-razmeshena-nizhe.html
  • institut.bystrickaya.ru/tolko-dlya-neravnodushnih-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-12-period-gerontogeneza-pristupaya-k-izucheniyu-nachalnoj-fazi-individualnoj-zhizni-cheloveka-otmetim-chto.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-56-ponyatie-trudovogo-dogovora-storoni-trudovogo-dogovora-stavropol.html
  • essay.bystrickaya.ru/dozhdi-shli-takie-kak-budto-gde-to-lopnul-vodoprovod-kotorij-nekomu-bilo-chinit-dozhdi-shli-takie-kak-budto-etot-vodoprovod-protknula-intriganka-margarita-franci-stranica-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lazerno-golograficheskij-izmeritelnij-kompleks-fgup-npo-gipo-ivanov-v-p-lukin-a-v-melnikov-a-n-stranica-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vospitatelnie-sistemi-uchebno-metodicheskoe-posobie-pechataetsya-po-resheniyu-metodicheskogo-soveta-vgipa.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadacha-dannoj-hrestomatii-dat-originalnie-i-haraktern-stranica-10.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-likvidacii-posledstvij-stihijnih-bedstvij-po-voronezhskoj-oblasti-met-o-diche-sk-i-e-re-k.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prakticheskoe-posobie-moskva-2007-internet-dlya-yuristov-prakticheskoe-posobie-m-ano-centr-socialno-trudovih-prav-2007-g-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstvo-penzenskoj-oblasti-postanovlenie-ot-10-avgusta-2011-g-n-533-pp-o-vnesenii-izmenenij-v-postanovlenie-pravitelstva-penzenskoj-oblasti-ot-10-12-2009-n-953-pp.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.