.RU

Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга

Министерство образования РФ

Реферат по истории искусств

Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга

Екатеринбург 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Архитекторы Петербурга

1.1 Трезини

1.2 Растрелли

1.3 Кокоринов и Деламот

1.4 Воронихин

1.5 Захаров

1.6 Росси

Список литературы

Приложение


Введение

С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре Петербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайно быстро.

С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в 18 веке. В облике его нашли яркое отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов 18 столетия, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени, в частности планировки. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось в создании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных. Нерасторжимое архитектурно-художественное единство города и его водных артерий с самого начала представляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразнейшую красоту Петербурга. Сложение архитектурного облика Петербурга первой половины 18 в. связано в основном с деятельностью архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина.

Петр I придавал большое значение регулярной застройке города. Для разработки генерального плана Петербурга был приглашен в Россию известный французский архитектор Жан Батист Леблон. Однако составленный Леблоном генеральный план Петербурга имел ряд очень существенных недостатков. Архитектор не учитывал естественного развития города, и его план в значительной мере страдал абстрактностью. Проект Леблона был лишь частично осуществлен в планировке улиц Васильевского острова. Русские архитекторы внесли много существенных коррективов в его планировку Петербурга.

Определение архитектурного стиля первой половины 18 в. вызывает обычно немало споров среди исследователей русского искусства. И действительно, стиль первых десятилетии 18 в. складывался сложно и зачастую очень противоречиво. В его формировании участвовал в несколько видоизмененном и более сдержанном по форме виде стиль западноевропейского барокко; сказывалось и воздействие голландской архитектуры. В той или другой степени давало себя знать и воздействие традиций древнерусской архитектуры. Отличительной чертой многих первых построек Петербурга была суровая утилитарность и простота архитектурных форм. Неповторимое своеобразие русского зодчества первых десятилетий 18 в. заключается, однако, не в сложном и подчас противоречивом переплетении архитектурных стилей, а прежде всего в градостроительном размахе, в жизнеутверждающей мощи и в величии сооружений, воздвигаемых в этот важнейший для русской нации период.


1. Архитекторы Петербурга

1.1 Трезини

Петропавловский собор

Лучшим и наиболее значительным творением Трезини является знаменитый Петропавловский собор, построенный в 1712—1733 гг. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Так же как Меншикова башня Зарудного в своем первоначальном виде, колокольня Петропавловского собора увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Горделивый, легкий взлет шпиля подготовлен всеми пропорциями и архитектурными формами колокольни; продуман постепенный переход от собственно колокольни к «игле» собора. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Финского залива свою новую столицу.

Здание Двенадцати коллегий

В 1722—1733 гг. создается другое широко известное сооружение Трезини — здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Излюбленные Трезини строгие пилястры в данном случае используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада Горделивый, стремительный взлет колокольни собора Петропавловской крепости и спокойная протяженность здания Двенадцати коллегий — эти прекрасные архитектурные контрасты осуществлены Трезини с безупречным тактом выдающегося мастера.

Большинству произведений Трезини свойственны сдержанность и даже строгость в архитектурном решении зданий. Это особенно заметно рядом с декоративной пышностью и богатым оформлением сооружений середины 18 столетия.

1.2 Растрелли

В середине 18 столетия разворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700—1771), сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов, созданных Растрелли и возглавляемым им коллективом.

Ансамбль Петергофа

Большое значение имела деятельность Растрелли по перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамбля, получившего впоследствии название Петергоф (ныне Петродворец), было намечено в 1704 г. самим Петром I. В 1714—1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколько архитекторов, в том числе Жан Батист Леблон — основной автор планировки парка и фонтанов Петергофа и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».

Ансамбль Петергофа с самого начала был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений, скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем. Великолепный по своей цельности замысел объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом.

Следует отметить установку в 1735 г. центральной по композиционной роли и по идейному замыслу скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено), чем завершился первый этап создания крупнейшего из регулярных парковых ансамблей 18 века.

В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли все же значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно Это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого (так называемого Корпуса под гербом). Заключительный из основных этапов строительства Петергофа относится уже к концу 18 — самому началу 19 в., когда к делу были привлечены архитектор А. Н. Воронихин и целая плеяда выдающихся мастеров .русской скульптуры, включая Козловского, Мартоса, Шубина, Щедрина, Прокофьева.

В целом первые проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к стилю петровского времени и не поражают той роскошью и помпезностью, которые проявляются в его наиболее прославленных творениях — Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре в Петербурге.

Екатерининский дворец

Приступив к созданию Екатерининского дворца (1752—1756), Растрелли не возводил его целиком заново. В композицию своего грандиозного здания он умело включил уже имевшиеся дворцовые сооружения архитекторов Квасова и Чевакинского. Эти сравнительно небольшие корпуса, сообщающиеся между собой одноэтажными галлереями, Растрелли объединил в одно величественное здание нового дворца, фасад которого в длину достигал трехсот метров. Низкие одноэтажные галлереи были надстроены и тем самым подняты до общей высоты горизонтальных членений дворца, старые боковые корпуса включались в новое здание как выступающие ризалиты.

Внутреннее пространство Царскосельского дворца решено Растрелли по продольной оси. Предназначенные для парадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную красивую анфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки — золото и белый цвет. Обильная золотая резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формы картушей и волют — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дни торжественных приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количеством свечей

Зимний дворец

В 1754—1762 гг. Растрелли строит другое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основой будущего ансамбля Дворцовой площади.

Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор). Наоборот, фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.

1.3 Кокоринов и Деламот

Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) был в числе непосредственных помощников одного из виднейших русских архитекторов середины 18 в. Ухтомского. Как показывают новейшие исследования, молодой Кокоринов построил прославленный современниками дворцовый ансамбль в Петровском-Разумовском (1752—1753), который до наших дней дошел измененным и перестроенным. С точки Зрения архитектурного стиля этот ансамбль был несомненно близок пышным дворцовым сооружениям середины 18 в., возводимым Растрелли и Ухтомским. Новым, предвещающим стиль русского классицизма было, в частности, применение сурового дорического ордера в оформлении въездных ворот дворца Разумовского.


metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovogo-proekta-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metallicheskie.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-vichislitelnaya-tehnika-i-programmirovanie.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-1-1829-04.html
metodicheskie-ukazaniya-n-819.html
metodicheskie-ukazaniya-po-formirovaniyu-osnovnih-obrazovatelnih-programm-dlya-lic-prodolzhayushih-visshee-professionalnoe-obrazovanie-ili-poluchayushih-vtoroe-visshee.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-mesto-elbrusskogo-rajona-v-sisteme-rasseleniyakabardino-balkarskoj-respubliki.html
  • school.bystrickaya.ru/das-obdach-nach-anna-seghers.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravovaya-priroda-statusa-arbitrazhnih-upravlyayushih-v-zakonodatelstve-o-nesostoyatelnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-programma-disciplini-rinok-informacionnih-tehnologij-dlya-napravleniya-080700-biznes-informatika.html
  • books.bystrickaya.ru/diskussionnie-voprosi-volkogon-a-v-nekotorie-voprosi-predostavleniya-garantij-investicij-yuridicheskih-lic-gosudarstvom.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-15-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080301-kommerciya-torgovoe-delo-moskva-2009.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-12-s-v-zubkova-originalnoe-izdanie-opublikovano-pod-nazvaniem.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aerodinamicheskaya-kompensaciya-rulej-eleronov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-konstitucionnaya-ekonomika.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/remid-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-antichnoj-etiki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/motivaciya-deyatelnosti-cennostnie-orientacii-i-obraz-zhizni-zhenshin-predprinimatelej-na-materialah-respubliki-buryatiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/opredelenie-sejsmicheskih-nagruzok-dejstvuyushih-na-zhelezobetonnij-karkas-odnoetazhnogo-zdaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/svoim-privichnim-pravilom-a-ne-isklyucheniem-no-izredka-narushat-eto-pravilo-ne.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kadri-proizvoditelnost-truda-i-oplata-truda-na-predpriyatii-chast-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-virtualnoe-predpriyatie-dlya-studentov-5-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnost-351300-kommerciya-torgovoe-delo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-poluchenie-informacii-o-konferenciyah-konkursah-i-grantah-otpravka-zayavok-na-uchastie-v-nih-soobsheniya-o-svoih-razrabotkah-i-ih-publikacii-v-seti-vistupleniya-na-konferenciyah-seminarah-i-forumah.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-rossii-vremya-novostej-avtor-ne-ukazan-06082008-141-str-1-eho-moskvi-eho-05-08-2008-varfolomeev-vladimir-18-00-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-v-dvornikova-voronezhskaya-gosudarstvennaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvorchestvo-pri-rannem-slaboumii-kratkie-svedeniya-o-bolezni-tvorchestvo-dushevnobolnih-i-ego-vliyanie-na-razvitie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-ispolnitelnij-organ-obshestva-godovoj-otchet-za-2009-god-generalnij-direktor.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-kniga-pervaya-zhurnal-samizdat.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/venskie-melodii-ezhednevnij-tur-avia-v-venu-visokij-sezon.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vid-nauchnoj-deyatelnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-3-kursa-6-semestra-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-10.html
  • essay.bystrickaya.ru/chto-delat-kak-zavoevat-klienta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/seminari-soveshaniya-konkursi-konferencii-dlya-pedagogicheskih-i-rukovodyashih-kadrov.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-shmo-uchitelej-nachalnih-klassov-mou-licej-28-g-joshkar-oli.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-russkoj-literaturi-xix-veka-pervaya-tret-po-teme-zhanr-balladi-v-literature-i-hudozhestvennoe-novatorstvo-zhukovskogo-balladnika.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/russko-tureckaya-vojna.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-prakticheskih-zanyatij-po-novoj-istorii-stran-azii-i-afriki-3-4-kursa-ozo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uprazhneniya-dlya-rastyazhki-sustavov-charodej.html
  • writing.bystrickaya.ru/duhovnij-renessans-nachala-xx-v-ego-sushnost-i-socialnij-smisl.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-ucheta-prodazh.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.