.RU

Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга

Министерство образования РФ

Реферат по истории искусств

Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга

Екатеринбург 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Архитекторы Петербурга

1.1 Трезини

1.2 Растрелли

1.3 Кокоринов и Деламот

1.4 Воронихин

1.5 Захаров

1.6 Росси

Список литературы

Приложение


Введение

С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре Петербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайно быстро.

С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в 18 веке. В облике его нашли яркое отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов 18 столетия, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени, в частности планировки. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось в создании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных. Нерасторжимое архитектурно-художественное единство города и его водных артерий с самого начала представляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразнейшую красоту Петербурга. Сложение архитектурного облика Петербурга первой половины 18 в. связано в основном с деятельностью архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина.

Петр I придавал большое значение регулярной застройке города. Для разработки генерального плана Петербурга был приглашен в Россию известный французский архитектор Жан Батист Леблон. Однако составленный Леблоном генеральный план Петербурга имел ряд очень существенных недостатков. Архитектор не учитывал естественного развития города, и его план в значительной мере страдал абстрактностью. Проект Леблона был лишь частично осуществлен в планировке улиц Васильевского острова. Русские архитекторы внесли много существенных коррективов в его планировку Петербурга.

Определение архитектурного стиля первой половины 18 в. вызывает обычно немало споров среди исследователей русского искусства. И действительно, стиль первых десятилетии 18 в. складывался сложно и зачастую очень противоречиво. В его формировании участвовал в несколько видоизмененном и более сдержанном по форме виде стиль западноевропейского барокко; сказывалось и воздействие голландской архитектуры. В той или другой степени давало себя знать и воздействие традиций древнерусской архитектуры. Отличительной чертой многих первых построек Петербурга была суровая утилитарность и простота архитектурных форм. Неповторимое своеобразие русского зодчества первых десятилетий 18 в. заключается, однако, не в сложном и подчас противоречивом переплетении архитектурных стилей, а прежде всего в градостроительном размахе, в жизнеутверждающей мощи и в величии сооружений, воздвигаемых в этот важнейший для русской нации период.


1. Архитекторы Петербурга

1.1 Трезини

Петропавловский собор

Лучшим и наиболее значительным творением Трезини является знаменитый Петропавловский собор, построенный в 1712—1733 гг. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Так же как Меншикова башня Зарудного в своем первоначальном виде, колокольня Петропавловского собора увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Горделивый, легкий взлет шпиля подготовлен всеми пропорциями и архитектурными формами колокольни; продуман постепенный переход от собственно колокольни к «игле» собора. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Финского залива свою новую столицу.

Здание Двенадцати коллегий

В 1722—1733 гг. создается другое широко известное сооружение Трезини — здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Излюбленные Трезини строгие пилястры в данном случае используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада Горделивый, стремительный взлет колокольни собора Петропавловской крепости и спокойная протяженность здания Двенадцати коллегий — эти прекрасные архитектурные контрасты осуществлены Трезини с безупречным тактом выдающегося мастера.

Большинству произведений Трезини свойственны сдержанность и даже строгость в архитектурном решении зданий. Это особенно заметно рядом с декоративной пышностью и богатым оформлением сооружений середины 18 столетия.

1.2 Растрелли

В середине 18 столетия разворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700—1771), сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов, созданных Растрелли и возглавляемым им коллективом.

Ансамбль Петергофа

Большое значение имела деятельность Растрелли по перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамбля, получившего впоследствии название Петергоф (ныне Петродворец), было намечено в 1704 г. самим Петром I. В 1714—1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколько архитекторов, в том числе Жан Батист Леблон — основной автор планировки парка и фонтанов Петергофа и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».

Ансамбль Петергофа с самого начала был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений, скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем. Великолепный по своей цельности замысел объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом.

Следует отметить установку в 1735 г. центральной по композиционной роли и по идейному замыслу скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено), чем завершился первый этап создания крупнейшего из регулярных парковых ансамблей 18 века.

В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли все же значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно Это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого (так называемого Корпуса под гербом). Заключительный из основных этапов строительства Петергофа относится уже к концу 18 — самому началу 19 в., когда к делу были привлечены архитектор А. Н. Воронихин и целая плеяда выдающихся мастеров .русской скульптуры, включая Козловского, Мартоса, Шубина, Щедрина, Прокофьева.

В целом первые проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к стилю петровского времени и не поражают той роскошью и помпезностью, которые проявляются в его наиболее прославленных творениях — Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре в Петербурге.

Екатерининский дворец

Приступив к созданию Екатерининского дворца (1752—1756), Растрелли не возводил его целиком заново. В композицию своего грандиозного здания он умело включил уже имевшиеся дворцовые сооружения архитекторов Квасова и Чевакинского. Эти сравнительно небольшие корпуса, сообщающиеся между собой одноэтажными галлереями, Растрелли объединил в одно величественное здание нового дворца, фасад которого в длину достигал трехсот метров. Низкие одноэтажные галлереи были надстроены и тем самым подняты до общей высоты горизонтальных членений дворца, старые боковые корпуса включались в новое здание как выступающие ризалиты.

Внутреннее пространство Царскосельского дворца решено Растрелли по продольной оси. Предназначенные для парадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную красивую анфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки — золото и белый цвет. Обильная золотая резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формы картушей и волют — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дни торжественных приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количеством свечей

Зимний дворец

В 1754—1762 гг. Растрелли строит другое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основой будущего ансамбля Дворцовой площади.

Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор). Наоборот, фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.

1.3 Кокоринов и Деламот

Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) был в числе непосредственных помощников одного из виднейших русских архитекторов середины 18 в. Ухтомского. Как показывают новейшие исследования, молодой Кокоринов построил прославленный современниками дворцовый ансамбль в Петровском-Разумовском (1752—1753), который до наших дней дошел измененным и перестроенным. С точки Зрения архитектурного стиля этот ансамбль был несомненно близок пышным дворцовым сооружениям середины 18 в., возводимым Растрелли и Ухтомским. Новым, предвещающим стиль русского классицизма было, в частности, применение сурового дорического ордера в оформлении въездных ворот дворца Разумовского.


metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovogo-proekta-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metallicheskie.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-vichislitelnaya-tehnika-i-programmirovanie.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-1-1829-04.html
metodicheskie-ukazaniya-n-819.html
metodicheskie-ukazaniya-po-formirovaniyu-osnovnih-obrazovatelnih-programm-dlya-lic-prodolzhayushih-visshee-professionalnoe-obrazovanie-ili-poluchayushih-vtoroe-visshee.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/43-dinamika-proizvodstva-za-poslednie-3-goda-godovoj-otchet-za-2007-god-obsheniya-k-akcioneram-predsedatelya-soveta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-po-rezultatam-ege-na-obshie-celevie-i-vnebyudzhetnie-mesta-organizuetsya-razdelno-kategorii-grazhdan-kotorie-imeyut-pravo-postupleniya-v-akademiyu-bez-vstupitelnih-ispitanij.html
  • school.bystrickaya.ru/bileti-po-tovarovedeniyu-chast-9.html
  • student.bystrickaya.ru/23-osnovnie-pravila-izlozheniya-teksta-obshie-trebovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iv-gruppa-pokazatelej-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/83-odnim-iz-napravlenij-raboti-s-uchenikami-yavlyaetsya-vedenie-urokov-predprofilnoj-podgotovki-i-professionalnogo-samoopredeleniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-oao-himprom-startovala-blagotvoritelnaya-akciya-soyuza-molodezhi-predpriyatiya-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sinergetika-i-determinizm-nekommercheskij-metodicheskij-sajt-sinergetika-sozdan-bakalavrom.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-sistemu-organizacii-i-planirovaniya-raboti-s-detmi-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendovano-ministerstvom-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompilyatori-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-051312-po-discipline-visokourovnevie-metodi-inormatiki.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-skorostnih-sposobnostej-dopolnitelnie-obrazovatelnie-programmi-sbornik-programm-pedagogov-dopolnitelnogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/maistau-oblisi-tparaan-audani-taushi-auili-mkk-ajgl-balabashasini-bejneleu-pn-mamani-sejdahmet-majma-ializi.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-statutnogo-kaptalu-chast-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastyu-rimskoj-nacionalnoj-galerei-svoj-dvorec-kardinal-kupil-rasskazat-v-nashej-knige.html
  • studies.bystrickaya.ru/issledovanie-logicheskih-elementov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-21-672-7-iyunya-2010-g-stranica-25.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-dannie-o-zemledelcheskom-proizvodstve-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3osnovnoe-soderzhanie-obucheniya-estestvoznanie-obshestvoznanie.html
  • college.bystrickaya.ru/12-monitoring-i-kontrol-za-realizaciej-strategii-proekt.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yuvenalnaya-yusticiya-istoricheskij-opit-i-sovremennie-problemi-raskritie-religioznih-i-nacionalnih-tradicij-v.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-04-teoriya-i-metodika-obucheniya-tehnologii-i-predprinimatelstvu-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tolerantnost-kak-faktor-ustojchivogo-razvitiya-sovremennoj-civilizacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/nikolaeva-tatyana-yurevna-zaveduyushaya-otdelom-dokumentalnogo-fonda-i-vedomstvennogo-arhiva-omskogo-oblastnogo-muzeya-izobrazitelnih-iskusstv-imeni-m-a-vrubelya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-kreativnaya-demokratiya-i-a-savkin-dizajn-oblozhki.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vseobemlyushie-obyazatelstva-v-oblasti-zdravoohraneniya-zloupotreblenie-alkogolem-kak-ugroza-nacionalnoj-bezopasnosti.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hemoselektivnoe-i-asimmetricheskoe-okislenie-ketosulfidov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovij-status-deputata.html
  • tests.bystrickaya.ru/mestnoe-samoupravlenie-glazami-smi-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-rascheta-i-uplati-edinogo-naloga-na-vmenennij-dohod.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teoriya-socialnoj-strukturi-obshestva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kireevskij-ivan-vasilevich-chast-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-tehnika-v-sooruzheniyah-i-vooruzheniyah-programma-kursa-po-viboru-dlya-uchashihsya-9-h-klassov-sostavitel-uchitel.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tomasu-transtrmeru-iosif-brodskij-stihotvoreniya-i-poemi-osnovnoe-sobranie.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-grazhdanskoj-oboroni-podgotovki-rabotnikov-obrazovaniya-v-oblasti-zashiti-ot-chrezvichajnih-situacij-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya-za-2011-uchebnij-god-s-prilozheniyami-predstavit.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.