.RU

Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга

Министерство образования РФ

Реферат по истории искусств

Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга

Екатеринбург 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Архитекторы Петербурга

1.1 Трезини

1.2 Растрелли

1.3 Кокоринов и Деламот

1.4 Воронихин

1.5 Захаров

1.6 Росси

Список литературы

Приложение


Введение

С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре Петербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайно быстро.

С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в 18 веке. В облике его нашли яркое отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов 18 столетия, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени, в частности планировки. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось в создании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных. Нерасторжимое архитектурно-художественное единство города и его водных артерий с самого начала представляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразнейшую красоту Петербурга. Сложение архитектурного облика Петербурга первой половины 18 в. связано в основном с деятельностью архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина.

Петр I придавал большое значение регулярной застройке города. Для разработки генерального плана Петербурга был приглашен в Россию известный французский архитектор Жан Батист Леблон. Однако составленный Леблоном генеральный план Петербурга имел ряд очень существенных недостатков. Архитектор не учитывал естественного развития города, и его план в значительной мере страдал абстрактностью. Проект Леблона был лишь частично осуществлен в планировке улиц Васильевского острова. Русские архитекторы внесли много существенных коррективов в его планировку Петербурга.

Определение архитектурного стиля первой половины 18 в. вызывает обычно немало споров среди исследователей русского искусства. И действительно, стиль первых десятилетии 18 в. складывался сложно и зачастую очень противоречиво. В его формировании участвовал в несколько видоизмененном и более сдержанном по форме виде стиль западноевропейского барокко; сказывалось и воздействие голландской архитектуры. В той или другой степени давало себя знать и воздействие традиций древнерусской архитектуры. Отличительной чертой многих первых построек Петербурга была суровая утилитарность и простота архитектурных форм. Неповторимое своеобразие русского зодчества первых десятилетий 18 в. заключается, однако, не в сложном и подчас противоречивом переплетении архитектурных стилей, а прежде всего в градостроительном размахе, в жизнеутверждающей мощи и в величии сооружений, воздвигаемых в этот важнейший для русской нации период.


1. Архитекторы Петербурга

1.1 Трезини

Петропавловский собор

Лучшим и наиболее значительным творением Трезини является знаменитый Петропавловский собор, построенный в 1712—1733 гг. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Так же как Меншикова башня Зарудного в своем первоначальном виде, колокольня Петропавловского собора увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Горделивый, легкий взлет шпиля подготовлен всеми пропорциями и архитектурными формами колокольни; продуман постепенный переход от собственно колокольни к «игле» собора. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Финского залива свою новую столицу.

Здание Двенадцати коллегий

В 1722—1733 гг. создается другое широко известное сооружение Трезини — здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Излюбленные Трезини строгие пилястры в данном случае используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада Горделивый, стремительный взлет колокольни собора Петропавловской крепости и спокойная протяженность здания Двенадцати коллегий — эти прекрасные архитектурные контрасты осуществлены Трезини с безупречным тактом выдающегося мастера.

Большинству произведений Трезини свойственны сдержанность и даже строгость в архитектурном решении зданий. Это особенно заметно рядом с декоративной пышностью и богатым оформлением сооружений середины 18 столетия.

1.2 Растрелли

В середине 18 столетия разворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700—1771), сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов, созданных Растрелли и возглавляемым им коллективом.

Ансамбль Петергофа

Большое значение имела деятельность Растрелли по перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамбля, получившего впоследствии название Петергоф (ныне Петродворец), было намечено в 1704 г. самим Петром I. В 1714—1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколько архитекторов, в том числе Жан Батист Леблон — основной автор планировки парка и фонтанов Петергофа и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».

Ансамбль Петергофа с самого начала был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений, скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем. Великолепный по своей цельности замысел объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом.

Следует отметить установку в 1735 г. центральной по композиционной роли и по идейному замыслу скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено), чем завершился первый этап создания крупнейшего из регулярных парковых ансамблей 18 века.

В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли все же значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно Это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого (так называемого Корпуса под гербом). Заключительный из основных этапов строительства Петергофа относится уже к концу 18 — самому началу 19 в., когда к делу были привлечены архитектор А. Н. Воронихин и целая плеяда выдающихся мастеров .русской скульптуры, включая Козловского, Мартоса, Шубина, Щедрина, Прокофьева.

В целом первые проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к стилю петровского времени и не поражают той роскошью и помпезностью, которые проявляются в его наиболее прославленных творениях — Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре в Петербурге.

Екатерининский дворец

Приступив к созданию Екатерининского дворца (1752—1756), Растрелли не возводил его целиком заново. В композицию своего грандиозного здания он умело включил уже имевшиеся дворцовые сооружения архитекторов Квасова и Чевакинского. Эти сравнительно небольшие корпуса, сообщающиеся между собой одноэтажными галлереями, Растрелли объединил в одно величественное здание нового дворца, фасад которого в длину достигал трехсот метров. Низкие одноэтажные галлереи были надстроены и тем самым подняты до общей высоты горизонтальных членений дворца, старые боковые корпуса включались в новое здание как выступающие ризалиты.

Внутреннее пространство Царскосельского дворца решено Растрелли по продольной оси. Предназначенные для парадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную красивую анфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки — золото и белый цвет. Обильная золотая резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формы картушей и волют — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дни торжественных приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количеством свечей

Зимний дворец

В 1754—1762 гг. Растрелли строит другое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основой будущего ансамбля Дворцовой площади.

Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор). Наоборот, фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.

1.3 Кокоринов и Деламот

Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) был в числе непосредственных помощников одного из виднейших русских архитекторов середины 18 в. Ухтомского. Как показывают новейшие исследования, молодой Кокоринов построил прославленный современниками дворцовый ансамбль в Петровском-Разумовском (1752—1753), который до наших дней дошел измененным и перестроенным. С точки Зрения архитектурного стиля этот ансамбль был несомненно близок пышным дворцовым сооружениям середины 18 в., возводимым Растрелли и Ухтомским. Новым, предвещающим стиль русского классицизма было, в частности, применение сурового дорического ордера в оформлении въездных ворот дворца Разумовского.


metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovogo-proekta-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metallicheskie.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-vichislitelnaya-tehnika-i-programmirovanie.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-1-1829-04.html
metodicheskie-ukazaniya-n-819.html
metodicheskie-ukazaniya-po-formirovaniyu-osnovnih-obrazovatelnih-programm-dlya-lic-prodolzhayushih-visshee-professionalnoe-obrazovanie-ili-poluchayushih-vtoroe-visshee.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialisti-videlyayut-dva-podhoda-v-psihologii-k-sootnosheniyu-samosoznaniya-subekta-i-lichnosti-soglasno-pervomu-lichnost-eto-visshij-uroven-razvitiya-subekta-li-anciferova-vv-davidov-i-dr.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-n-belaya-kniga-zhizni-kniga-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-1-razvitie-kapitalizma-v-rossii-kak-izmenyalis-vzglyadi-lenina-s-g-kara-murza-sovetskaya-civilizaciya-tom-i.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-samostoyatelnoj-raboti-i-diskussii-1-geopolitika-v-sisteme-politicheskih-i-socialnih-nauk-voprosi-dlya-samostoyatelnoj-raboti-i-dlya-diskussii.html
  • urok.bystrickaya.ru/pripiska-nachalnici-iogann-volfgang-gete.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istorii-kotorih-ne-moglo-bit-stranica-2.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-ugolovnomu-processu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-poiskovogo-i-avarijno-spasatelnogo-obespecheniya-poletov-i-tehnosfernoj-bezopasnosti-pasop-i-tb.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidi-politicheskih-rezhimov-2.html
  • student.bystrickaya.ru/-prehvrlyane-na-zhilishe-nahodyasho-se-v-gr-varna-ul-petko-todorov-24-ot-zasedanie-provedeno-na-25-04-2007-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-po-hajligendammskomu-processu-ksammitu-gruppi-vosmi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-ocenka-kachestva-izdelij-iz-kopchyonoj-svinin-izgotovlennh-razlichnmi-predpriyatiyam.html
  • exam.bystrickaya.ru/znachenie-slova-meaning-of-words.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkij-istoricheskij-obzor-stanovleniya-otechestvennoj-metodiki-razvitiya-rechi-kak-nauki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/123-zadacha-19-uchebno-metodicheskij-kompleks-buhgalterskij-finansovij-uchet-visshee-professionalnoe-obrazovanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-5-tv-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-poryadke-provedeniya-patologoanatomicheskogo-vskritiya-polozhenie-o-patologoanatomicheskoj-sluzhbe-prilozhenie-1-polozhenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/oglyadivayas-nazad-vsegda-porazhaeshsya-tomu-kak-udivitelno-bistro-i-nezametno-letyat-godi-kazhdij-raz-osoznayosh-etot-fakt-kogda-prihodit-vremya-ocherednogo-tvoeg-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-sbora-dannih-v-otdelnih-vidah-issledovaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-podgotovke-i-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-stranica-7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-trudovogo-dogovora.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/audit.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-uchenie-ip-pavlova-o-visshej-nervnoj-deyatelnosti-uchebnoe-posobie-oglavlenie.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vstrechi-rol-lidera-v-razvitii-regiona.html
  • klass.bystrickaya.ru/auildi-eld-mekenderde-tratin-zhne-zhmis-stejtn-leumettk-sala-mamandarina-otin-satip-alu-bojinsha-leumettk-kmek-taajindau-memlekettk-krsetletn-izmet-reglament.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2006-2010-godi-i-vvedenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostaviteli-tatyana-muchnik-stranica-9.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-otrazheno-v-sleduyushih-publikaciyah-avtora-krosskulturnij-terminologicheskij-slovar-kak.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-vzyata-s-sajta-stranica-37.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-prirodnih-faktorov-vliyayushih-na-uroven-zdorovya-uchashihsya-obsheobrazovatelnih-shkol.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udar-iz-kotla-petr-iosifovich-kapica-v-more-pogasli-ogni.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskva-izdatelstvo-respublika-stranica-33.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-bankov-finnews-ru-stranica-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-truhanovskij-v-g-uinston-cherchill-3-e-izd.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-izpitna-programa-izpitna-programa-za-opredelyane-na-godishna-ocenka-po-blgarski-ezik-i-literatura-zadlzhitelna-podgotovka-za-x.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.