.RU

Мартин Иден - часть 2

Новый, ХХ век он встречал, подписав контракт на первый сборник из девяти рассказов – «Сын волка», и не с кем-нибудь, а с почетным бостонским издательством «Хоутон Миффлин»! То, что Лондон видел, слышал, записал на Аляске, стала поистине золотой жилой, которую он разрабатывал на протяжении всей своей жизни. Время отсеяло незначительное наносное, недостойное большого писателя и сохранило то, что и сейчас увлекает, волнует, бередит душу и будит мысль.

Летом 1902 года писатель – в Лондоне, селится в трущобах Ист-Энда, изучает условия жизни обитателей дна английской столицы. Результат – книга обличительных репортажей «люди бездны» (1903). Следующий год был в основном занят работой над «Морским волком» (1904), приключенческим романом, в котором тугая, напряженная фабула не помешала автору развенчать «сильную личность».

На Дальнем Востоке вот-вот должна вспыхнуть русско-японская война, и в январе 1904-го Лондон принимает предложение херстовского газетного треста отправиться корреспондентом в Японию и Корею. Некоторые его корреспонденции оттуда полны метких зарисовок военного быта, в них ощутимо неприятие японского милитаризма, в других звучит шовинистическая мысль о «желтой опасности», якобы угрожающей цивилизованному, «белому» миру.

Проходит всего несколько месяцев, и Лондон уже выступает в Калифорнии с зажигательными антикапиталистическими речами, называет русских революционеров своими братьями, становится видной фигурой в социалистическом движении, выпускает взрывчатый сборник «Борьба классов» (1905). А спустя некоторое время за крупную сумму покупает в местечке Глен-Эллен, расположенном к северу от Сан-Франциско в долине Сонома, - той самой великолепной Лунной долине, где разворачивается действие его позднего (1913) и идиллического одноименного романа, - в сто тридцать акров участок земли с ранчо: «Через 20 лет участок будет стоить 120 тысяч долларов, я становлюсь на якорь прочно, основательно». Но Глен–Эллен пока не стала такой гаванью.

Летом 1906 года, после лекционно-пропагандистской поездки по стране, включившей Иейлский университет и Нью-Йорк, Лондон садится за стол и за несколько месяцев пишет политический роман-антиутопию «Железная пята» (1908), в котором рисует Америку под жесточайшей тиранией диктатуры монополистической олигархии. Одновременно писатель увлекается идеей семилетнего кругосветного плавания и начинает постройку яхты «Снарк», вкладывая в нее все свои силы и средства.

Спутники Лондона практически не имели навыков судовождения, да и «Снарк» не обладал необходимыми мореходными качествами. Зато полутора годовое плавание по Тихому океану и пребывание на Гаваях, Маркизских островах, островах Самуа, Фиджи и других дали Лондону материал для многих замечательных «южных» рассказов и – главное – в это время было создано его самое значительное произведение роман «Мартин Иден». Когда в сентябре 1908 года путешествие из-за болезни Лондона прерывается, калифорнийский журнал «Пасифик мансли» начинает печатать роман. Публикация длилась ровно год, а в сентябре 1909 он выходит отдельным изданием у «Макмиллана» в Нью-Йорке.

Творчество Лондона – это, по сути, художественная многотомная автобиография, но до «Мартина Идена» в ней недоставало той самой главной главы, повествующей об искусстве. Такая глава требовала подлинной писательской зрелости, а она пришла лишь на втором, самом плодотворном этапе творчества Лондона, и «Мартин Иден» засвидетельствовал ее.

Роман начинается с описания первого визита главного героя Мартина Идена в респектабельный буржуазный дом Морзов. Мартин жил в американском портовом городе Сан-Франциско. Это был простой, неотесанный, грубоватый парень, родители которого умерли, братья разбрелись по свету искать счастья, а сестры еле сводили концы с концами. Себе на жизнь Мартин зарабатывал тяжелым трудом моряка. Он хорошо познал невзрачный мир простых тружеников моря – «кочегарки, трюмы, доки, пристани, тюрьмы и трактиры, больницы и мрачные трущобы». Он был маленькой частицей этого мира и не мыслил себя без него и вне его.

Так бы и тянул он свою лямку, если бы не случай. На первый взгляд и случай-то был самый пустячный, не заслуживающий упоминания. На пароме Мартин вступился за студента, которого хотела избить группа подвыпивших парней. Все бы на этом и закончилось, и Мартин вскоре и думать забыл о таком пустяке, если бы студент в знак благодарности не пригласил его к себе домой на обед, где Иден знакомится с Руфью. Руфь была сестрой студента, и также училась в университете. Это «бледное, воздушное существо с большими одухотворенными голубыми глазами, с массой золотых волос» с первой же минуты произвело неизгладимое впечатление на Мартина, и не только своей внешностью, но и хорошим знанием поэзии, умением легко и свободно излагать свои мысли, со знанием дела говорить об искусстве и литературе. Знакомство с Руфью и всем семейством Морзов ознаменовало важный поворот в личной и общественной жизни Мартина Идена.

Действие романа развивается в двух взаимосвязанных пла­нах: личном - любовь Мартина к Руфи, их отношения, упорные занятия Мартина самообразованием — и социальном — борьба Мартина Идена за место в буржуазном обществе, за то, чтобы это общество признало его талант писателя. Но сразу следует отметить, что борьба эта велась во имя «бледной, как лилия, де­вушки», то есть цели сугубо личной, индивидуальной. Глубокая, впечатлительная, тянущаяся к красоте натура Мартина именно в образе благовоспитанной, красивой и образованной Руфи увидела «то, для чего стоит жить, чего стоит добиваться, из-за че­го стоит бороться и ради чего стоит умереть... Она окрылила его воображение, и огромные яркие полотна возникали перед ним, и на них роились таинственные, романтические образы, сцены любви и героических подвигов во имя женщины — бледной женщины, золотого цветка. И сквозь эти зыбкие, трепетные видения, как чудесный мираж, он видел живую женщину, говорившую ему об искусстве и литературе».

Образ Руфи, безусловно, навеян двумя знакомыми Джека Лондона, которыми он увлекался в юности — Мейбл Эпплгарт и Анной Струнской. Вся внешняя сторона знакомства Мартина с семейством Морзов и развитие его отношений с Руфью близки к истории отношений самого писателя с Мейбл Эпплгарт. Вернемся к роману. Если Мартин влюбился в Руфь с первого взгляда, то и она сразу же поддалась обаянию его незаурядной личности, словно завороженная слушала его рассказы о морских приключениях: «С чутьем настоящего художника он выбирал из множества подробностей самое яркое и разительное, создавал картины, полные света, красок и движения, увлекая слушателей своим самобытным красноречием, вдохновением и силой».

Мартин Иден хорошо понимал, что между ним, простым матросом, и Руфью, девушкой из состоятельной буржуазной семьи, лежит пропасть. Они по-разному смотрели на жизнь, да и говорили, казалось, на разных языках: «Руфь далеко не всегда понимала жаргон Мартина, а он не знал смысла многих употребляемых ею слов. Но Мартин твердо решил эту пропасть перешагнуть, он упорно занимается самообразованием, начинает следить за своей речью, внешностью и одеждой, перестает участвовать в частых моряцких попойках».

И поначалу отношения Мартина с Руфью развиваются, казалось бы, благоприятно, насколько могут благоприятно развиваться отношения между столь разными и по характеру, и по воспитанию, и по образованию молодыми людьми. Руфь охотно встречалась с Мартином, благосклонно принимала его ухаживания, с удовлетворением отмечала перемены в нем к лучшему: он стал правильно говорить, опрятно одеваться, с ним не стыдно было появиться на людях. Вначале она была уверена, что «ее влекла к нему какая-то, как ей казалось, сатанинская сила». Но с течением времени их отношения изменились. Руфь поняла, что она любит Мартина.

Когда еще чувство Руфи к Мартину было не совсем осозна­но ею, она решила «взять этого человека... и перекроить его по образцу людей ее круга». Таким образцом был младший партнер в деле ее отца, некий Чарльз Бэтлер, в детстве оставшийся круглым сиротой и сумевший ценой подлинного самоотречения от прелестей жизни и упорным трудом добиться положения, которое давало ему тридцать тысяч годового дохода.

Но Мартина, преисполненного жизненной энергией и выбравшего себе достойную цель в этой жизни, такая перспектива никак не вдохновляла. Он не собирался отказывать себе во всем, чтобы в старости иметь доход, который не сможет принести ему никакой радости. Нет, у него совсем другая мечта: «... Он будет писать. Он будет одним из тех людей, чьими глазами мир видит, чьими ушами слышит, чьим сердцем чувствует. Он будет писать все: поэзию и прозу, романы и очерки, и пьесы, как Шекспир... Ведь писатели — гиганты мира...»

Так намечается развитие характеров главных действующих лиц романа. С одной стороны — Мартин, жаждущий стать писателем и уверенный, что именно этим он покорит сердце любимой девушки. С другой — Руфь, вначале более образованная, чем Мартин, но с течением времени теряющая свое превосходство перед ним, не сумевшая понять глубины его мыслей и суждений. Мартин, глубоко понимающий жизнь и серьезно изучающий философию и литературу, высказывает мысли, которые слишком глубо­ки для понимания Руфи.

Исключительный ум Мартина Идена жаждал равных себе собеседников, и ему не приходило в голову, что «истинных и глубоких мыслителей нужно искать не в гостиных Морзов...». Мартин упрямо добивался своего места в жизни, «он странствовал по жизни, не зная покоя, пока не нашел, наконец, книги, искусство и любовь». Вдохновленный ими он долгие месяцы упорно работал, перебиваясь с хлеба на воду, голодал, поддерживая себя редкими обедами в доме Морзов.

На последние гроши он покупал почтовые марки и аккуратно рассылал свои статьи, рассказы и повести в редакции литературных журналов. Через какое-то время все его творения возвращались обратно. Он снова покупал марки и снова отсылал все по новым адресам. Но удача не приходила. Отношения с Руфью зашли в тупик. Для нее главное было в том, что они не могут «пожениться в расчете на шедевры, которые никто не покупает». Руфь никак не могла понять исканий Мартина.


metodi-kompleksnogo-issledovaniya-sostoyaniya-shinnogo-rinka-v-sisteme-marketinga.html
metodi-korregiruyushej-gimnastiki-dlya-glaz.html
metodi-laboratornoj-diagnostiki-a-n-rodionov-gribkovie-zabolevaniya-kozhi.html
metodi-luchevoj-diagnostiki.html
metodi-nauchnogo-issledovaniya.html
metodi-nauchnogo-poznaniya-chast-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/energiya-yadernogo-sinteza.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proektirovanie-tehnologicheskogo-processa-izgotovleniya-detali-krishka-podshipnikovaya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-020803-65-bioekologiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-platnoj-osnove-otchet-o-deyatelnosti-mbu-imc-ekaterinburgskij-dom-uchitelya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/turi-po-samim-krasivim-mestam-bolshogo-urala-bird-watching-tour-in-the-ural-ornitologicheskij-turizm-na.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrol-processa-novoe-amerikanskoe-totalnoe-upravlenie-kachestvom.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sefer-tora-polnaya-istoriya-tishrej.html
  • books.bystrickaya.ru/cel-etoj-knigi-dat-pravoslavnomu-chitatelyu-osnovnie-svedeniya-o-tom-kak-kem-i-kogda-pisalis-knigi-svyashennogo-pisaniya-a-takzhe-vkratce-izlozhit-ih-soderzhani-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/ii-analiz-socialno-ekonomicheskogo-polozheniya-monogoroda-ust-ilimsk-i-rezultat-diagnostiki-ego-sostoyaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zao-auditorskaya-kompaniya-rost-podgotovleno-specialno-dlya-ooo-gorodskie-teploseti-goroda-kogalima.html
  • institut.bystrickaya.ru/strategii-preodoleniya-studentami-psihologicheskih-barerov-pri-audirovanii-inoyazichnoj-rechi-19-00-07-pedagogicheskaya-psihologiya.html
  • report.bystrickaya.ru/hhhvii-samarskaya-oblastnaya-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-12-22-aprelya-2011-goda.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktivizaciya-mislitelnoj-deyatelnosti-na-urokah-muziki-s-ispolzovaniem-zanimatelnih-materialov-kak-uslovie-povisheniya-kachestva-obrazovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/10-tendenciya-razvitiya-i-vozmozhnosti-primeneniya-informacionnih-sistem-podderzhki-prinyatiya-reshenij-na-obekte-upravleniya-10.html
  • report.bystrickaya.ru/informaciya-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-otdela-materialno-tehnicheskogo-obespecheniya-remonta-i-ekspluatacii-zdanij-za-pervoe-polugodie-2011god.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-programma-dopolnitelnogo-professionalnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-povisheniya-kvalifikacii-moskva.html
  • report.bystrickaya.ru/habarovskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-25-iyunya-2010-goda.html
  • books.bystrickaya.ru/c-copyright-vadim-chernobrov-razresheno-tolko-razmeshenie-v-elektronnih-setyah-bez-prava-izvlecheniya-kommercheskoj-vigodi-publikaciya-dannoj-knigi-celikom-ili-po-stranica-53.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-pravovie-osnovi-gosudarstvennoj-sluzhbi-tema-mehanizm-prohozhdeniya-gosudarstvennoj-sluzhbi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-mestah-i-poryadke-registracii-zayavlenij-na-sdachu-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-v-gorode-moskve-v-2013-godu.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnoe-imushestvo-pravo-na-kotoroe-peredayotsya-po-dogovoram-arendi-stranica-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cifrovaya-podpis.html
  • institute.bystrickaya.ru/funkcionalnie-i-tehnicheskie-trebovaniya-k-informacionnoj-sisteme-monitoringa-ispolzovaniya-programmnih-produktov-sbppo-i-predostavleniya-spravochnoj-metodicheskoj-i-tehnicheskoj-podderzhki-polzovatelyam.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vserossijskij-konkurs-urok-dlya-prezidenta-multimedijnij-proekt-vneklassnogo-meropriyatiya.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-energii-izlucheniya-pogloshaetsya-i-pogloshaemij-obekt-kniga-iz-serii-celitelnih-sil.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-zhizn-i-tvorchestvo-m-i-cvetaevoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geograficheskaya-sreda-chelovecheskogo-obshestva-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-uchenoj-stepeni.html
  • college.bystrickaya.ru/10-kak-ispolzovat-vnutrennyuyu-energiyu-nashej-planeti-profilno-orientirovannie-elektivnie-kursi.html
  • crib.bystrickaya.ru/granica-municipalnogo-obrazovaniya-svidropuzhsk-a-a-poyarkov-glavnij-inzhener.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tezisi-doklada-a-a-volkova-po-voprosu-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/modalnosti-istoricheskoj-tradicii-shtompka-p-sociologiya-socialnih-izmenenij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-vtoroe-izdanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sochineniya-miniatyuri-kak-vid-tvorcheskoj-raboti-uchashihsya-na-urokah-slovesnosti.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-rossii-ukazatel-avtorov-20.html
  • crib.bystrickaya.ru/kategorii-pogibshih-umershih-grazhdan-v-m-koryakin-pravo-socialnogo-obespecheniya-voennosluzhashih-grazhdan.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.